Конфуз



Автор: BR doc
Дата: 2014-03-30 02:03
Красная армия оккупировала Прибалтику. За нею устремились газетчики, репортеры и кинооператоры. Последними дирижировал начальник отдела периодики центральной студии Кинохроники Роман Капман. Сидя в Москве, он распределял задания, тематику. И вот сейчас, провожая оператора Иванова, давал напутственные указания:
- Машину я уже вызвал, сейчас поедете на аэродром. Сегодня будете на месте. Значит, помните, что я вам говорил. Особенно нас интересует тема: раздел помещичьей земли. Выберите какую-нибудь разрушенную лачугу, усталого от жизни изможденного человека. Главное, чтобы зритель видел радость на его лице. Ну, вы все это знаете. Как снимите, на самолете срочно присылайте нам. До свиданья. Точка. Иванов вылетел в «освобожденные» республики. Прошло два дня, стал прибывать снятый материал. С нетерпением ждали, когда лаборатория проявит и обработает его. Но вот, наконец, настал долгожданный день просмотра. Все собрались в маленьком кинозале. Кацман сидел у столика со звонком, читал название сюжета, фамилию оператора, нажимал кнопку, и на экране появлялось изображение.
- Тихо, - крикнул он, - сюжет оператора Иванова: раздел помещичьей земли. сейчас мы увидим наших угнетенных братьев, как они жили и, наконец, после освобождения получают землю. В зале стихло, погас свет и на экране замелькали аккуратные белые домики, крытые черепицей, цветущие сады. Вот крупнее – один из домиков, светлые комнаты, хорошая обстановка, упитанный, нарядно одетый ребенок играет с кубиками. просторный двор, несколько породистых коров, свиньи, домашняя птица. И, наконец, сам хозяин, высокий плотный мужчина в хорошем темном костюме и шляпе на лошади выезжает в поле. Там уже собралась комиссия из таких же хорошо одетых людей. Среди них один явно советский, в сидящем мешком пиджаке и нахлобученной на глаза кепке. В притихшем зале реплика:  
- А костюмчик то у бедняка…
Затем окрик Кацмана:
- Не мешайте смотреть.  
- Боже, как все это непохоже на нашу убогую деревню и «счастливых» колхозников.



В зале стало совсем тихо. Наконец сюжет кончился, вспыхнул свет. Кто-то фыркнул. Кацман сидел смущенный и покрасневший, копаясь в монтажных листах. Позвонил в кино-будку:  
- Безобразие, вы опять перепутали коробки.  
Но оттуда сразу последовал ответ:  
- Ничего подобного, на наклейке написано: «Иванов. Раздел помещичьей земли».
Вскочив, Кацман стал взволнованно говорить:
- Товарищи, то что вы сейчас видели, ничто иное, как вылазка классового врага. Мы все это выясним. Ему было дано задание снять сюжет: как бедняк получает помещичью землю. Вы же знаете, что такое бедняк. А что он снял? Вы же видели – самого настоящего кулака. Вы видели, какой у него дом, скот и как он одет? Нужно ли говорить сколько пришлось перенести неприятностей Иванову, когда он вернулся из командировки, и с каким трудом удалось ему доказать, что снятый им крестьянин был действительно самый бедный в этой деревне. Конечно, его сюжет срезу же исчез в недрах и никогда не появился на советских экранах.  

 Газета «Новое Слово» Берлин №49(639), воскресенье, 18 июня 1944 года, с.5., Борис Андреев.