Смирнов Иван Васильевич



Автор:
Дата: 2013-11-24 21:05
Смирнов Иван Васильевич  (1895 - 1956) В истории советской авиации имена многих выдающихся летчиков Военного Воздушного Флота Императорской России были преданы забвению. Одним из них был и один из самых знаменитых летчиков 1-й Боевой авиагруппы Русской армии - Иван Васильевич Смирнов.  Иван Смирнов родился 30 Января 1895 года 4-м ребенком в крестьянской семье, хозяйство которой находилось в небольшой деревушке неподалеку от города Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и был направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо-Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен к своей первой награде - Георгиевскому Кресту 4-й степени.

 

8 Декабря 1914 года Смирнов был серьезно ранен в правую ногу пулеметным огнем и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он впервые увидел аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось решение не возвращаться в пехоту после лечения, а перевестись в авиацию.   В начале 1915 года Унтер - офицер И. Смирнов был направлен в авиационную школу в Петрограде, а затем - в Москву. В совершенстве овладев искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 7 Сентября 1916 года. Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с летчиком - наблюдателем П. А. Пентко на двухместном "Ньюпоре-X". Первая победа была одержана 20 Декабря. В приказе по особой армии от 27 Декабря 1916 года указывалось: "20 Декабря 1916 года 8 самолетов фронтовой авиагруппы Капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полета они выдержали 4 боя, причем два неприятельских аэроплана были сбиты, один - Прапорщиком Н. К. Кокориным, другой - Старшим унтер - офицером И. В. Смирновым с наблюдателем Штабс-капитаном Пентке. Неприятельские летчики ( три офицера и один унтер - офицер ) убиты ружейными пулями в воздухе...".  За уничтожение неприятельского самолета Смирнов был представлен к первому офицерскому чину Прапорщика.  В Марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок Юго-Западного фронта в Галицию, где Смирнов провел несколько воздушных схваток. За бой 16 Апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени. 19 Апреля Смирнов сбивает еще один самолет, за что был представлен к Георгиевскому Кресту 2-й степени. К 20 Мая Прапорщик И. Смирнов совершил 42 боевых вылета и был представлен к званию "военного летчика" за боевые отличия. 21 Мая, в качестве дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В часть вернулся 20 Июня.  Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго-Западного фронта (2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды) под командованием Ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и два отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач летчиков - истребителей была охрана "Муромцев". Так, 19 Июня на сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 Августа состоялся первый групповой полет "Муромцев" ("Киевский" - Подполковника И. С. Башко и XVIII-й - Ротмистра А. В. Середницкого) под охраной истребителей 1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы", был и Прапорщик И. Смирнов.  В Ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о самолетах, сбитых разными летчиками с момента ее образования. Третья победа Смирнова датирована там 3 Августа, а уже 10 Августа Иван Смирнов одержал очередную победу.  11 Сентября Прапорщик И. Смирнов сбил в районе Балина неприятельский самолет типа "Альбатрос С.Х" (экипаж попал в плен). Следующая, уже 7-я по счету, победа была одержана 28 Октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:  "...В районе Гусятина (Юго-Западный фронт) произошел воздушный бой трех немецких "Бранденбургов" с двумя русскими истребителями 19-го корпусного авиаотряда, которые пилотировали Прапорщик Смирнов и Унтер - офицер Липский. Смирнов сбил один из аэропланов противника, который упал, объятый пламенем в тылу русских войск у деревни Зеленая Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули назад, пытаясь уйти. Преследуя их, Липский сбил второго "Бранденбурга", который упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолет противника ушел в свой тыл с большим снижением и сел, по-видимому, вынужденно, у деревни Круживинка..."  31 Октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени.  В Ноябре 1917 года полеты 1-й Боевой авиагруппы были редкими из-за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 Ноября Прапорщик И. В. Смирнов атаковал и сбил немецкий самолет, который вскоре упал на землю. Командующий ВВФ России Полковник В. М. Ткачев выслал 14 Ноября следующую телеграмму:  "9-я победа Прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные летчики до конца выполнят свой долг и останутся на своем тяжелом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей родной авиации".  13 Ноября Подполковник А. А. Козаков и Прапорщик И. М. Смирнов атаковали немецкий биплан, который с резким снижением ушел за линию фронта. Через 2 часа летчики атаковала другую пару неприятельских самолетов. В завязавшемся воздушном бою Иван Смирнов сбил очередной самолет, как оказалось впоследствии - последний. Всего же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван Смирнов сбил 12 вражеских машин, из которых 10 - официально (при этом сам не был сбит ни разу).  ...Война заканчивалась, разложение армии и большевистская пропаганда коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила свое существование, как боевая единица. Все чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы расправиться с офицерами авиагруппы. Причем речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших летчиках - солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия. Медлить было нельзя, и Смирнов в ночь на 14 Декабря покидает авиагруппу.  После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал летчиком - инструктором в Незерэвоне. Вскоре школа была закрыта, и вместе с другими русскими летчиками Иван Смирнов отплыл на параходе на юг России в распоряжение Генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей. Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое, Смирнов вернулся в Англию.  До окончания Гражданской войны он был помощником атташе Военно-Воздушного Флота и шеф - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был летчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний (KLM).  После Перл-Харбора И. В. Смирнов вновь надел военную форму и был зачислен в чине Капитана в армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолете DC-3 между островом Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал. 2 Марта 1942 года транспортная Дакота DC-3 (бортовой номер PK-AFV KNILM), управляемая Иваном Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, включая ящик с алмазами. В 80 км севернее Бруме (Broome) машина была атакована тремя японскими истребителями. Несмотря на тяжелые ранения, Смирнову удалось оторваться от противника и совершить вынужденную посадку на побережье.  Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской транспортной компании в Брисбэне (Австралия), где летал в составе 317-й транспортной группы. После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM старшим пилотом, а после ухода с летной работы - остался там же главным консультантом.  Иван Васильевич Смирнов умер 28 Октября 1956 года в Католической клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка (Majorca). Имя и слава его были преданы забвению в далекой России на долгие годы...  

Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Соколов Петр Петрович
Следующее: Вах Борис Эммануилович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович