Русь святая! Храни веру православную



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-07-03 17:44
"Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение"- эта стихира поется на празднике Всех святых, в земле Российской просиявших, который в 2019 году отмечается 30 июня. Службу всем русским святым написал епископ Ковровский Афанасий Сахаров, который и сам был впоследствии причислен к лику святых как исповедник. Святитель Афанасий более 20 лет провёл в сталинских концлагерях. Теперь его святые мощи почивают в древнем Княгинином монастыре города Владимира. Бог привёл меня в паломничестве помолиться в этом монастыре и приложиться к мощам святого Афанасия. Русские святые...

С детства мы чтим и любим преподобного Сергия Радонежского, преподобного Илью Муромца, равноапостольных Ольгу и Владимира, благоверных Александра Невского и Димитрия Донского, священномученика Патриарха Гермогена, святителя Димитрия Ростовского. Понемногу пробуждаясь от беспамятства, начинает русский народ чтить и святого мученика Государя Николая Второго. Русская Православная Церковь, словно прекрасные плоды, приносит Богу святых, в земле Российской просиявших. Особенно много святых просияло в годы советских гонений на Церковь. Это новомученики и исповедники Российские. На лесповале, в тайге, в концлагерях, на строительстве каналов, в жарких безводных пустынях или на расстрельных полигонах терпели они страдания за Христа. Их миллионы. И в наше время надо ставить памятники или открывать памятные доски не гонителям и мучителям христиан, не Урицкому, Ленину или Сталину, а новомученикам создавать памятные доски, строить в их честь часовни и храмы, называть их именами проспекты, улицы, школы, университеты, посёлки, вокзалы. Почему бы одну из улиц Петербурга не назвать в честь мученика царя Николая или священномученика митрополита Вениамина (Казанского)? Почему бы на железнодорожном вокзале Мурманска, города, основанного в 1916 году, не открыть часовню в честь святого Государя Николая Второго? Хотелось бы сказать и о подвиге тех людей, которые запечатлели для нас жизнь и подвижничество святых угодников. Многие из них и сами достигли святости.



Прежде всего, это преподобный Нестор, летописец Киево- Печерской Лавры, создатель "Повести временных лет". Из этой летописи мы узнаем о князьях, просветивших Русь христианской верой - Владимире и Ольге, о мучениках Борисе и Глебе, о преподобных Антонии и Феодосии Киево- Печерских.

Невский

Прославлению князя Александра Невского способствовали в разные периоды истории митрополит Кирилл, сын князя, Димитрий Александрович, святитель Макарий, митрополит Московский, Император Петр Первый. Сразу же после кончины началось почитание князя Александра Невского. Мы знаем, что перед кончиной он принял постриг. После смерти, когда тело князя уже было в гробу в храме, произошло чудо. Когда в руку князя хотели вложить разрешительную грамоту, князь, словно живой, сам своей рукой взял грамоту. У гробницы князя совершались исцеления. Первое жизнеописание Невского было написано по повелению его сына, князя Димитрия, и по благословению митрополита Кирилла. Русские люди хорошо понимали, какую великую утрату они понесли. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле»... Как пишет журнал "Вода живая", Петербург был основан как дом Александра Невского. Почти на том же месте, где святой благоверный князь когда-то разбил шведов, и ровно для того, чтобы та же угроза с запада была предупреждена, чтобы Россия никогда не осталась отрезанной от Балтики, чтобы русское православие не замыкалось в московской культурной обособленности. Когда советская власть украла у Церкви и у России останки князя, сам смысл существования Петербурга был поставлен под вопрос. Зачем нужен город, в котором не почитают его главного святого, который забыл о том, для чего был построен? Но Бог сохранил Петербург, и 3 июня 1989 года, тридцать лет назад, князь вернулся. И городу снова есть ради чего жить. В журнале "Вода живая" из интервью Татьяны Кириллиной с иеромонахом Нектарием (Головковым) мы узнаем о том, как были возвращены Церкви мощи благоверного князя Александра Невского: «Хотя наши цели и задачи противоположны, но сотрудники вашего музея спасли много икон, и за это мы им благодарны». В общем, директор обещал поговорить с тогдашним министром культуры РСФСР. Сказал, чтобы я пришел после 8 марта, когда как раз должен был приехать министр. Я прихожу, директор и говорит: «Вы знаете, министр в порядке исключения разрешил. Но это прецедент — никогда Музей истории религии храмам ничего не передавал. Мы вам отобрали уже 65 единиц хранения, списочек вот посмотрите».
До разговора с директором митрополиту я ничего не говорил — вдруг не получится. Звоню ему, рассказываю, он приглашает приехать в резиденцию на Каменном острове. Приезжаю — и тут владыка говорит: «Попробуй узнать, где у них мощи Александра Невского хранятся. Но осторожно — вдруг они возьмут их и уничтожат!» После Литургии в Александро-Невском храме я попросил прихожан остаться, потому что хотел совершить молебен, чтобы нам вернули мощи. Очень волновался перед тем, как обратиться снова к директору музея, не нанесу ли я вред. Когда служил молебен, даже плакал от волнения. Но разговор получился доброжелательным — директор признался, что мощи в музее есть, а на мой вопрос, не могут ли они передать их Церкви, ответил: «Знаете, этим обращением вы нас просто опередили. Мы уже думаем об этом». Я предложил Станиславу Алексее­вичу встретиться с митрополитом. Поговорил с владыкой, и мы решили, что митрополиту идти на прием в музей не подобает, надо предложить директору приехать в резиденцию. Директор окончательно сказал, что возражений по мощам нет и что он готов при­ехать. Как сейчас помню — в одиннадцать утра я встретил Кучинского у резиденции, и мы вместе прошли к митрополиту. Прошли переговоры успешно, они договорились о дате передачи мощей — это было в апреле. У меня сохранились архивные фотографии тех лет. На одной из них видно: рядом с захоронением Михаила Кутузова стоял стол, на нем находился ковчег. Там же, в стороне, лежали облачения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — они были переданы позже. От епархии нас было несколько человек: владыка пригласил настоятеля Свято-Троицкого храма Александро-Невской лавры протоиерея Игоря Мазура, а я — протоиерея Василия Лесняка, он был моим духовным отцом. Мощи, которые были изъяты в 1922 году, 3 июня были перенесены в Александ­ро-Невскую лавру". ...Князь Александр более всего прославился защитой Православия и Руси от католической экспансии Запада, в то время это была военная экспансия. Не щадя жизни, с оружием в руках ответил на эту агрессию русский князь. Перед боем он помолился Бог в храме Святой Софии Новгорода и взял благословение у архиепископа Спиридона. И Бог даровал победу своему угоднику. Вот как об этом рассказывается в кратком житии святого Александра Невского на сайте официального церковного календаря Московской Патриархии: «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским".

Этот факт прямо ставит под сомнение в своем трехтомнике "Кольский Север в средние века", изданном в 2017 году в т. 2 на стр. 9 митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (в то время ещё епископ Митрофан) пишет: "Историки советского и постсоветского периода сомневались, что Биргер участвовал в этом походе... Аргументы почерпнуты из не авторитетных источников...некоторых редакций жития". Самое печальное то, что эту книгу издало Петербургское издательство "Ладан". Еще в 2013 году тот же епископ Митрофан издал отдельную брошюру "Александр Невский. Неизвестные страницы жития". На основании прежде всего западных источников епископ Митрофан рисует там образ святого Александра не как защитника и покровителя русских людей, который прощал даже и врагов- иноземцев после победы над ними, но как безжалостного завоевателя Кольского полуострова, грабителя и притеснителя коренного населения (Александр Невский. Неизвестные страницы жития. СПб 2013, с. 21- 25). Совсем по- другому изложена история северных походов Александра на сайте Официального церковного календаря Патриархии ру: "Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими". Невский герой лучше других понимал, что католичество - это искаженное, еретическое вероучение, и страны Запада пытаются навязать своё лжеучение Руси огнём и мечом. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего..." Чтил святого Александра император Петр Великий. Он повелел перенести мощи князя в построенный на Неве Петербург в Александро- Невский монастырь.

Государь Государь Николай Второй и канонизации русских святых

Но особенно благоговейно относился к русским святым последний из Романовых, мученик Государь Николай Второй. По его инициативе был прославлен старец Серафим Саровский, и Государь в 1903 году в Сарове сам лично вместе с Великими Князьями нес на плечах гроб святого Серафима с его мощами. Кстати, после молитв в Сарове через год Бог даровал царской чете Наследника. Надо сказать, что автор жития преподобного Серафима Саровского и летописи Дивеевского монастыря тоже прославлен в лике святых. Это новомученик митрополит Серафим (Чичагов).



Поистине великим событием стало накануне Первой Мировой (Второй Отечественной) войны прославление в лике святых Патриарха Гермогена. В своем интервью Марине Лев Галина Ананьина, возглавлявшая «Фонд содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену», еще раз отметила, что Император Николай Второй с большим благоговением относился к памяти Патриарха Гермогена: "Хочу напомнить, что святой страстотерпец Николай II всегда подчеркивал — вольно или невольно — свое особое почтение и благодарность святителю Гермогену. Например, во время подготовительной работы по постановке памятника священномученику мы обнаружили в архивах документ об обращении Государя в Синод с просьбой о прославлении Патриарха Гермогена именно в 1913 году, прямо перед празднованием 300-летия Дома Романовых. И канонизация святителя произошла за 2 недели до официального празднования 300-летия правящей династии. Причем, перед самыми торжествами, посвященными этому событию, Государь проделал путешествие по пути народного ополчения, чтобы таким образом достойно почтить память тех, кто привёл Династию Романовых к власти. Он поклонился праху Минина и Пожарского, в дороге много молился. А когда венценосная семья подъехала к Спасским воротам, чтобы торжественно въехать через них на Красную площадь, то к воротам вынесли множество святых образов: Фёдоровскую, Владимирскую и Казанскую иконы Божией Матери, а также образ Патриарха Гермогена. Первым делом Император подошёл к иконе священномученика, опустился на колени и долго молился. Наверное, просил заступничества святителя для страны, которую тот когда-то отстоял ценой собственной жизни, и для своей семьи, веруя в крепкое молитвенное заступничество святителя за род Романовых. Потом подошёл ко всем остальным иконам. В тот же день, во время службы в Архангельском соборе, Император был благословлён иконой святого Гермогена, а Императрице Александре Фёдоровне, Великим княжнам и наследнику Престола — цесаревичу Алексию были подарены иконы с изображением только что прославленного в лике святых Патриарха. Раку же святителя Гермогена украсили резным перламутровым образом. Тогда же в честь особого почтения над ракою Патриарха в Успенском соборе установили шатер".

Слава Богу, в честь столетия прославления патриарха Гермогена в Москве у стен Кремля был установлен памятник, который торжественно освятил в 2013 году Патриарх Кирилл. Однако грустное зрелище предстало бы перед глазами Государя Николая Второго, если бы он посетил основанный им в 1916 году город Мурманск. В районе Северное Нагорное, заселённом русскими людьми, он не увидел бы ни одного православного храма. Зато в 2008 году здесь был построен каменный католический храм на 1000 мест. Нет православного храма в этом районе Мурманска. Отложен на неизвестный срок и проект строительства Преображенского кафедрального собора в центре Мурманска. Хотя и не военная, но духовная экспансия католичества в Мурманске явно заглушает ростки Православия. Русская Арктика и русские святые Ещё задолго до создания нового города святой царь покровительствовал духовному оплоту Мурмана - древнему Трифонов Печенгскому монастырю. Так, на возведение церкви Рождества Христова Государь пожертвовал 15 тысяч рублей. К Императору лично, испрашивая аудиенцию, два раза обращался строитель монастыря архимандрит Ионафан (Баранов) и всегда получал помощь и поддержку. Священник Сергий Поливцев, Трифонов Печенгский монастырь, Мурманск 2007 год). Сейчас мы видим нападки на нашу русскую историю, русских святых. Это ярко проявилось при искажении жития святого Трифона Печенгского. Советский период расшатал православную традицию, нравственные устои, в том числе моральные устои многих историков. Если до революции новомученик Никодим Белгородский изложил в своей книге "Архангельский патерик" церковное традиционное житие Преподобного, то уже в 2003 годув Петербургском издательстве "Ладан" вышла книга, где на основании версии норвежского профессора Яна Фрийса святой Трифон назван разбойником, пролившим много крови, который якобы на Мурман пришел с шайкой грабителей. Хотя вот как рассказывает церковное житие, изданное в сокращении епископом Мурманским и Мончегорским Симоном в 1996 году, о причине, по которой благочестивый юноша, сын священника вдруг оставил Торжок и отправился в холодную и неизведанную Арктику: "Однажды, услышав утренний антифон: "Пустынным живот блажен еси, Божественным рачением воскриляющимся," - почувствовал Митрофан благодатное посещение и с того часа полюбил уединение, начал отлучаться из дома для молитвы. Раз посреди безмолвия был ему чудесный голос: " Иди в землю не обетованную и не путную, в землю жаждущую, в которой не обитал ещё человек, ибо милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения Моего не утратится". Убоявшись, юноша воскликнул: "Кто еси, Господи?" - и получил ответ: " Я Иисус, которого ты ищешь в сей пустыне" (Житие и акафист преподобного Трифона Печенгского чудотворца", Мурманск, 1996 г., с. 8-9). Натиск западных конфессий на Мурман, постройка огромного католического храма, презрение к русской истории, русским святым... Что делать? Только молитвы Богу и к основателю города, царю Николаю Второму может помочь Мурману, а также и восстановление почитания святого Трифона. Обычной человеческой помощи ждать уже не приходится. Надежду на Бога укрепляет память о новомучениках Российских. Прославлены на сегодня Церковью тысячи. А сколько еще безвестных, но прославленых Самим Богом? Миллионы. С нами наследие новмучеников Российских - их подвиги, их самопожертвование, их храмы, их книги... Когда я хочу найти честные, по-настоящему церковные труды, где в чистоте сохраняется Православие, где точно и достоверно переданы исторические факты, где в каждой строке светится любовь к родной русской истории, к нашим русским святым - я открываю книги новомучеников.

Несколько серьезных трудов по истории Севера России издал новомученик Никодим Белгордский, сам уроженец Архангельской губернии. Если передо мной встает выбор, верить ли сочинениям норвежского профессора Фрийса о преподобном Трифоне, которые как якобы единственно версию излагает в своей книге 2003 года иеромонах Митрофан (Баданин) или новомученику, то, конечно, я поверю русскому святому, отдавшему жизнь за Христа, то есть святителю Никодиму. В книге священомученика Никодима "Архангельский патерик" собраны жития многих святых Русского Севера. Есть там и житие преподобного Печенгского. Новомученик изложил его правильно, без искажений. Святой Никодим, замечательный угодник Божий, мощи которого сейчас находятся в Белгороде, достоин того, чтобы кратко рассказать о нем: "Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров. Алек­сандр Ко­но­нов окон­чил Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В 1896 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ко­дим и ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. То­гда же он был на­зна­чен смот­ри­те­лем Алек­сан­дро-Нев­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща в Санкт-Пе­тер­бур­ге, а так­же смот­ри­те­лем Санкт-Пе­тер­бург­ских Пе­да­го­ги­че­ских кур­сов. За свою де­я­тель­ность отец Ни­ко­дим был на­граж­ден мно­ги­ми на­гра­да­ми, в том чис­ле в 1901 го­ду он по­лу­чил от Си­но­да Биб­лию «в по­ощ­ре­ние люб­ви его к де­тям, яв­ля­е­мой де­лом и ис­ти­ною». В том же го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Через 3 го­да отец Ни­ко­дим был на­прав­лен в Ка­лу­гу на долж­ность рек­то­ра Ка­луж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, а в 1909 го­ду пе­ре­ме­щен на долж­ность рек­то­ра Оло­нец­кой Се­ми­на­рии. В это вре­мя ар­хи­манд­рит Ни­ко­дим по­лу­чил бла­го­дар­ность от Ка­луж­ско­го епи­ско­па за «неусып­ные тру­ды, по­не­сен­ные в по­след­нее осо­бен­но вре­мя по воз­дей­ствию на взвол­но­ван­ные умы вос­пи­тан­ни­ков, бла­го­да­ря че­му они пре­кра­ти­ли бро­же­ние и по­ки­ну­ли мысль, — ес­ли не на­все­гда, то на про­дол­жи­тель­ное вре­мя, — не под­чи­нять­ся за­кон­ным рас­по­ря­же­ни­ям на­чаль­ства», — го­во­ри­лось в бла­годар­ствен­ном сло­ве ар­хи­ерея. Бла­го­да­рил ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма и Си­нод за со­став­ле­ние ака­фи­ста свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту. Этот ака­фист был на­пе­ча­тан Си­но­дом для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния. Ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту был на­пи­сан иеро­мо­на­хом Ни­ко­ди­мом, ко­гда он был еще сту­ден­том Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. Но в то вре­мя цен­зор от­кло­нил ака­фист при­мер­но в та­ких вы­ра­же­ни­ях: «Ака­фист ге­нию дол­жен пи­сать ге­ний, а не ка­кой-то без­вест­ный иеро­мо­нах». В 1911 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге отец Ни­ко­дим был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Ко­ло­мен­ским Вла­ди­ми­ром (Бо­го­яв­лен­ским). В 1913 го­ду вла­ды­ка Ни­ко­дим стал епи­ско­пом Бел­го­род­ским, ви­ка­ри­ем Кур­ской епар­хии. Ду­хов­ный пи­са­тель, цер­ков­ный ис­то­рик, вла­ды­ка Ни­ко­дим был ав­то­ром книг о по­движ­ни­ках Ар­хан­гель­ской и Оло­нец­кой зем­ли, а так­же яв­лял­ся од­ним из глав­ных со­ста­ви­те­лей мно­го­том­но­го тру­да «Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных по­движ­ни­ков бла­го­че­стия XVIII-XIX сто­ле­тий». В 1910 го­ду бы­ла опуб­ли­ко­ва­на его кни­га «Ста­рец отец На­ум Со­ло­вец­кий, по­движ­ник-ка­рел». Кро­ме это­го, им бы­ли на­пи­са­ны несколь­ко сбор­ни­ков жиз­не­опи­са­ний свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их Санкт-Пе­тер­бург­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а так­же по­движ­ни­ков Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. За­ни­мал­ся он и ис­то­ри­ей стар­че­ства. Мно­го по­тру­дил­ся вла­ды­ка в свя­зи с от­кры­ти­ем свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. В го­ды слу­же­ния в Кур­ской епар­хии им бы­ли со­став­ле­ны две мо­лит­вы свя­ти­те­лю Иоаса­фу, а так­же боль­шой труд «Жи­тие, про­слав­ле­ние и чу­де­са свя­ти­те­ля Иоаса­фа». Под ру­ко­вод­ством епи­ско­па Ни­ко­ди­ма и при его непо­сред­ствен­ном уча­стии бы­ли из­да­ны три то­ма кон­сис­тор­ских дел, свя­зан­ных с де­я­тель­но­стью свя­ти­те­ля Иоаса­фа, в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре вос­со­зда­ны его по­кои, со­здан уни­каль­ный му­зей свя­ти­те­ля Иоаса­фа, об­ла­дав­ший об­шир­ным фон­дом до­ку­мен­тов. В 1919 го­ду, во вто­рой день празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бел­го­род­ский вла­ды­ка пря­мо в ал­та­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра был аре­сто­ван крас­ным ко­мис­са­ром Са­ен­ко за про­по­ве­ди про­тив гра­бе­жа и на­си­лия. По прось­бе ве­ру­ю­щих, тре­бо­вав­ших от­пу­стить вла­ды­ку, мест­ные че­ки­сты «осво­бо­ди­ли» его на один день, а про­сив­ших за него аре­сто­ва­ли. Од­ну из групп ве­ру­ю­щих, про­те­сто­вав­ших про­тив аре­ста епи­ско­па, воз­гла­ви­ла же­на свя­щен­ни­ка, на­чаль­ни­ца 2-й жен­ской гим­на­зии Ма­рия Дмит­ри­ев­на Ки­я­нов­ская, ко­то­рая бы­ла сра­зу же аре­сто­ва­на как «ру­ко­во­ди­тель­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­мон­стра­ции» и рас­стре­ля­на. На сле­ду­ю­щие сут­ки епи­скоп был по­втор­но аре­сто­ван. Через 2 дня по­сле аре­ста по при­ка­зу ко­мис­са­ра Са­ен­ко епи­скоп Ни­ко­дим (Ко­но­нов) был тай­но рас­стре­лян и по­хо­ро­нен в об­щей мо­ги­ле за го­ро­дом. По­сле взя­тия Бел­го­ро­да Доб­ро­воль­че­ской Бе­лой ар­ми­ей (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па), мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Ме­ди­цин­ский осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­же­лым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тек в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми. Свя­тым остан­кам вла­ды­ки Ни­ко­ди­ма бы­ли воз­да­ны долж­ные по­че­сти, их по­греб­ли в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре близ ра­ки свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го" (сайт Православие ру). Надеюсь, что православные издательства обратят внимание на труд новомученика Никодима Белгородского "Архангельский патерик" и другие его книги и начнут их издавать. Уверена, читателей будет достаточно. Мы любим русских святых и молимся им. Их молитвами спасается Россия.

Русь святая! Храни веру православную (ко Дню Всех святых, в Земле Российской просиявших)

Вы, кто в дебри ушли дремучие
Без меча, с одним крестом,
И воздвигли храмы могучие
Только веры своей огнём.

Вы, Святой Руси созидатели
И за правду её борцы,
Перед Богом в ней предстатели,
Её Церкви земной отцы.

Вы, горевшие чистым пламенем
В тесноте суровых веков,
Поднимитесь пресветлым знаменем
Над печалью своих лесов!

Потеряв родные обители,
Мы бредём в поту и пыли…
Помолитесь о нас, святители,
Подвижники Русской земли!

Вы, кто в тундры несли безплодные
Теплый свет Христовой зари
И сердца и камни холодные
Согревали солнцем любви;

Вы, хранившие искру Божию
Сквозь земную злобу и грусть,
И за кем во глубь бездорожия,
От врагов уходила Русь.

Вы, молитвенники и трудники
Наших северных Фиваид,
Перед миром всегда заступники,
Но не мстители злых обид.

Некрадомых богатств стяжатели,
Несравненных икон творцы,
Молчальники и созерцатели,
Неземных жемчужин купцы.

Ваших ценностей расточители,
Мы наследства не сберегли…
Помолитесь о нас, хранители,
Подвижники Русской земли!

Позабывшие славу ратную
Для безкровных и лучших битв,
Вы творители благодатные
Непрестанных тайных молитв.

Вы, безстрашные обличители
Всей мирской неправды и тли,
Помолитесь о нас, водители,
Подвижники Русской земли!

Всё белеются нивы зрелые,
Скоро ль вышлет Господь жнецов?
Выходите, рыбари смелые,
На великий новый улов.
Вы, вознёсшие крест Зиждителя

На просторах родной дали,
Помолитесь о нас, строители,
Подвижники Русской земли!

(Любовь Глухова, 1916 год)

Галина Сиротинская