Русский народ и социализм. Часть первая



Автор: Священник Николай Лызлов
Дата: 2016-10-09 09:57
Памяти жертв эксперимента по построению коммунизма посвящается. Нередко в разных публикациях, высказываниях политиков, общественных деятелей, журналистов встречается утверждение о том, что в начале ХХ столетия русский народ выбрал социализм. Одни это утверждают для подтверждения тезиса о варварстве русского народа, рабской природе его души, болезненности его национального характера; другие, для того чтобы оправдать социалистическое учение, обелить социализм, советский период истории России. Но действительно ли русский народ выбрал социализм? I. Прежде всего, необходимо отметить, что Идея социализма не является порождением русского духа, а была привнесена в Россию извне — с Запада. К социалистическому учению отрицательно относились крупнейшие представители русской общественной мысли[1]. Резко отрицательно к социализму, и порождаемым им революционным идеям относился целый ряд выдающихся представителей Церкви[2]. Целая плеяда выдающихся мыслителей, являвшихся в начале своей жизни сторонниками социализма, и даже марксистами, в последствие превратились в его противников. [2a] Своё неприятие социалистической революции крупнейшие деятели русской науки, культуры продемонстрировали эмиграцией из Совдепии, или были изгнаны из неё теоретиками и практиками социализма. [2b] В учебнике сказано: «Мощный социальный взрыв 1917 г. выбросил за пределы России к началу 20-х годов, по различным подсчётам от двух до трёх миллионов человек. И дело тут не только в количестве изгнанников, но и в качестве — большинство русских беженцев принадлежали к культурной и политической элите Российской Империи»[3].


А ведь все эти люди (и множество не упомянутых здесь) могли жить в России, содействуя её научному, культурному и экономическому развитию. Из оставшихся на Родине деятелей науки, культуры, образования далеко не все были в восторге от Советской власти, социалистических преобразований. Вот как, например, относился к Советской власти академик Иван Петрович Павлов. Об этом имеется свидетельство В.И. Ленина. Так, он писал: «Председателю Петроградского исполкома т. Зиновьеву. Знаменитый физиолог Павлов просится за границу ввиду его тяжёлого в материальном отношении положения. Отпустить за границу Павлова вряд ли рационально, так как он раньше высказывался в том смысле, что, будучи правдивым человеком, не сможет, в случае возникновения соответственных разговоров, не высказаться против Советской власти и коммунизма в России. Между тем учёный этот представляет собой такую большую культурную ценность, что невозможно допустить насильственного удержания его в России при условии материальной необеспеченности. Ввиду этого желательно было бы, в виде исключения, предоставить ему сверхнормальный паек и вообще озаботиться о более или менее комфортабельной для него обстановке не в пример прочим…" (5- 51- 222). Об отношение к социализму оставшейся в России, скажем вузовской, интеллигенции имеются такие свидетельства: В сентябре 1920 г. народный комиссар просвещения А.В. Луначарский говорил: «Вот тут-то и беда, что количество профессоров коммунистов у нас ничтожно, да не только коммунистов, но даже социалистически революционно настроенных»[4]. Спустя 5 лет в составленном ОГПУ «Обзоре политического состояния СССР за октябрь1925г.» и подписанном зам. пред. ОГПУ Менжинским сказано: «Среди значительной части старой профессуры по-прежнему, хотя и в скрытой форме проявляются антисоветские настроения»[5]. В приветственной речи на II съезде воинствующих безбожников 15.6.1929 Луначарский сказал: «Надо здесь, на этом съезде, сказать, что сейчас, на 12-м году революции, мы имеем еще чрезвычайно малую помощь со стороны наших учёных и художников. Пробел здесь огромный»[6]. Немалое число оставшихся на родине учёных, мыслителей, деятелей культуры не могли участвовать в созидательном труде на благо Отечества (народа) потому что были расстреляны, брошены в тюрьмы, лагеря, лишены возможности работать… II. Утверждается, будто бы русский народ выбрал социализм. А как он его выбрал? С помощью свободного, всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, опустив бюллетени в урну для голосования? Такая возможность была предоставлена народу в конце 1917 года при выборах Учредительного собрания. Колоссальное значение результатам этого голосования придавал «основатель Советского социалистического государства»[7] В.И. Ленин. В оглашённом В.И. Лениным на II Всероссийском съезде советов 8.11.1917г. «Постановлении об образовании рабочего и крестьянского правительства» говорилось: «Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет: образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров «…» Председатель Совета — Владимир Ульянов (Ленин)"[8]. В сделанном в тот же день с провозглашением Советской власти «Докладе о земле» В.И. Ленин сказал: «…как демократическое правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы мы с ним были не согласны. „…“ И если даже крестьяне и дальше пойдут за социалистами-революционерами и если они даже этой партии дадут на Учредительном собрании большинство, то и тут мы скажем: пусть так»[9]. Именно так всё и произошло. Если на самом деле Ленин не придавал выборам в Учредительное собрание важнейшего значения, то получается, что «основатель Советского социалистического государства» в момент провозглашения Советской власти врал. И вся эта власть со своего первого и до последнего мгновения строилась на лжи! 12/25 ноября 1917 года, то есть спустя 18 дней после провозглашения Советской власти в России, прошли выборы в Учредительное собрание. Как писал в статье «Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата» сам В.И. Ленин: «Объединяя три основные группы партий на выборах в Учредительное собрание мы получаем такой итог: Партия пролетариата (большевики) 9,02 млн. = 25% Партии мелкобуржуазной демократии (социалисты-революционеры, меньшевики и т. п) 22,62 млн. = 62% Партия помещиков и буржуазии (кадеты и т. п.) 4,62 млн. = 13%" Всего 36,26 млн. = 100%"[10]. Как же поступило «временное» «демократическое правительство» с таким волеизъявлением народа? 6 января 1918 г. ВЦИК распустил буржуазное Учредительное собрание[11]. Как же в дальнейшем происходило волеизъявление народа? Принятая 10.7.1918г. Конституция РСФСР отказала в избирательном праве не малой части населения. В ней сказано: «65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой"[12]. В классовом составе населения России в 1913 г. буржуазия, помещики, торговцы и кулаки составляли — 16,3%[13]. Таким образом, Советская конституция лишала избирательных прав каждого шестого жителя России. Советская Конституция лишила этих людей права влиять на политическую систему своей страны, принимать участие в выборе будущего страны, в которой они родились и жили, трудились. То есть они были исключены из русского народа? Итак «эксплуататоры» были лишены избирательных прав. Ну, а имеющие право голоса — трудящиеся — имели ли равные права? В Советской конституции 1918 г. было сказано: «25. Всероссийский съезд Советов составляется из городских советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 тысяч избирателей»[14]. А как оказавшиеся у власти «ум, честь и совесть нашей эпохи» — большевики обеспечивали истинность выбора народа, что они делали для того чтобы народ не ошибся в выборе будущего для себя, своей страны, своих детей и внуков? Во-первых, они установили диктатуру собственной партии. 11.8.1918 вождь трудящихся всего мира В.И. Ленин признал: «Когда нас упрекают в диктатуре одной партии и предлагают, как вы слышали, единый социалистический фронт мы говорим: да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем»[15]. Затем, запретили все другие партии. Например, 28 ноября 1917 г Ленин пишет «Декрет об аресте лидеров партии кадетов», в котором сказано: «Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов. На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции". Декрет вступает в силу с момента его подписания. Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин)"[16]. Обратим внимание, что «суду революционных трибуналов» подлежит не конкретный человек, не за конкретное преступление, а члены «руководящих учреждений партии». На VII Всероссийском съезде Советов Ленин сказал: «После двух лет мы можем сказать и нам наверное поверят, что мы способны продержаться несколько лет именно потому, что вписали в Конституцию лишение прав отдельных групп и лиц. А кого мы лишаем прав — мы этого не скрываем, мы говорим открыто, что группу меньшевиков и правых эсеров»[17]. В заключительном слове на VIII Всероссийском Съезде Советов В.И. Ленин сказал: «…Мы здесь у себя о единстве пролетариата слыхали и теперь на деле увидели, что единство пролетариата в эпоху социальной революции может быть осуществлено только крайней революционной партией марксизма, только беспощадной борьбой против всех остальных партий»[18]. В резолюции ХI съезда РКП (б) сказано: «Чтобы закрепить победу и отстоять в обострившейся гражданской войне диктатуру его пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все политические группировки, которые были враждебны Советской власти. РКП (б) осталась единственной политической партией в стране»[19]. Но и этого оказалось мало. 31.I.1922 Ленин пишет: «Т. Уншлихту. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили (и сделали более быстрой) репрессию против меньшевиков. И суды и СНК или ВЦИК. С ком. приветом Ленин"[20]. Выступая с докладом на ХI съезде РКП (б) в 1922 г. Ленин сказал: «…мы говорим: за публичное доказательство меньшевизма наши суды должны РАССТРЕЛИВАТЬ, иначе это не наши суды, а бог знает что такое»[21]. В «Дополнение к проекту вводного закона к УК РСФСР и письме Д.И. Курскому» Ленин пишет: «т. Курский! По-моему, надо расширить применение расстрела (с заменой высылкой за границу). См. с. 1 внизу ко всем видам деятельности меньшевиков, с.-р и т. п.; Найти формулировку, ставящую эти деяния в связь с международной буржуазией и её борьбой с нами (подкупом печати и агентов, подготовкой войны и т. п.). «…» Добавить: расстрел за неразрешённое возвращение из-за границы. Прошу спешно вернуть с Вашим отзывом, 15/V. Ленин"[22]. В резолюции ХII конференции РКП (б) в августе 1923 г. сказано: «Вместе с тем нельзя отказываться от применения репрессий не только по отношению к эсерам и меньшевикам, но и по отношению к политиканствующим верхушкам и мнимо беспартийной буржуазно-демократической интеллигенции»[23]. Заметим, что это писалось не в разгар гражданской войны и интервенции (их даты «Советский энциклопедический словарь» определяет «1918−1920гг» стр.333), а позже. Большевиками использовался и другой метод избавления от идейных оппонентов — высылка за границу: Один лишь пример организации таковой. Ленин пишет: «т. Сталин! К вопросу о высылке из России меньшевиков, н[ародных] с[оциалист]ов, кадетов и т. п. я бы хотел задать несколько вопросов ввиду того, что эта операция, начатая до моего отпуска, не закончена и сейчас. Решительно «искоренить» всех энесов? Пешехонова, Мякотина, Горнфельда? Петрищева и др. По-моему, всех выслать. Вреднее всякого эсера, ибо ловчее. Тоже А.Н. Потресов, Изгоев и все сотрудники «Экономиста» (Озеров и мн, мн другие). Меки: Розанов (врач, хитрый), Вигдорчик (Мигуло или как-то в этом роде), Любовь Никол Радченко и ее молодая дочь (понаслышке злейшие враги большевизма); Н.А. Рожков (надо его выслать, неисправим); С.Л. Франк (автор «Методологии»). Комиссия под надзором Манцева, Мессинга и др должна представить списки и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго. Насчёт Лежнева (бывший «День») очень подумать: не выслать ли? Всегда будет коварнейшим, насколько я могу судить по прочитанным его статьям. Озеров, как и все сотрудники «Экономиста», — враги самые беспощадные. Всех их — вон из России. Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов — выезжайте, господа! Всех авторов «Дома литераторов», питерской «Мысли»; Харьков обшарить, мы его не знаем, это для нас «заграница». Чистить надо быстро, не позже конца процесса эсеров. Обратите внимание на литераторов в Питере (адреса «Нов русская книга», № 4, 1922, с 37) и на список частных издательств (стр 29). С к[оммунистическим] прив Ленин"[24]. А как в этих условиях трудовой народ реализовывал свои демократические права? Спустя 8 лет после установления власти трудящихся в резолюции «О итогах перевыборов Советов» объединённого пленума ЦК и ЦКК РКП (б) (14−23.7.1926г.) было сказано: «1. Перевыборы Советов 1926 г. являются первой (здесь и ниже так выделено в цитируемом источнике) после окончания гражданской войны и упрочения пролетарской диктатуры широкой и открытой избирательной компанией. Впервые после гражданской войны выступили открыто при перевыборах Советов основные социальные группы избирателей города и деревни. При этом данные перевыборы Советов проходили в условиях всё растущей активности трудящихся масс. 2. Как и раньше, на первом месте по своей активности стоял рабочий класс. По сравнению с прошлой избирательной кампанией активность рабочих и вообще организованных в профсоюзы вновь возросла, но сравнительно незначительно (число действительно участвовавших в перевыборах профорганизованных по РСФСР повысилось с 52 до 57% процентов всех членов профсоюзов). Этот факт следует объяснить как отсутствием в данных условиях непосредственной опасности со стороны врагов пролетарской диктатуры, так и недостаточным вниманием со стороны партийных и других пролетарских организаций к делу перевыборов «…» 3. В городе значительно повысилось участие в выборах неорганизованных в профсоюзы пролетарских слоёв (жён рабочих, безработных и рабочих, не состоящих членами профсоюзов, и т. п.) и трудящихся слоёв мелкой буржуазии (мелких кустарей, ремесленников и т. п.). Рост процента участия их в избирательной кампании (по РСФСР по сравнению с 1924/25г. этот процент вырос с 24 до 37) особенно выделился в силу того, что в прошлых избирательных кампаниях их активность была совершенно незначительна. 4. В деревне перевыборная кампания в общем и целом отразила улучшение политической обстановки. Это сказалось на характере участия в перевыборах основной массы деревни: середняков и бедняков (число действительно участвовавших в перевыборах крестьян по РСФСР повысилось с 41 до 47% всего состава избирателей деревни)"[25]. И это при том, что в 1922 г. городское население составляло 16, а сельское — 84% всего населения страны[26]. На 1.1.1926 сельское население составляло 82%[27]. На XV съезде ВКП (б) в декабре 1927 г. было заявлено: «Прошлые выборы по сельсоветам Союза, по которым имеются данные говорят, что на выборах 71 760 сельсоветов (97,7% всего количества) было внесено избирателей 57 443 тыс. человек, из них приняло участие 28 млн. человек, т. е. 48%. В городе мы имеем другую картину: там из 10 млн. избирателей приняло участие в выборах более 6 млн. человек…»[28]. Спустя ещё 3,5 года, то есть спустя уже 14 лет после «выбора народом» социализма 26.2.1931г. при открытии XV Всесоюзного съезда Советов председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин сказал: «Из имевших право участвовать в выборах сельсоветов 42 560 тыс. избирателей фактически участвовало 29 332 тыс., т. е. 68,9% „…“ Из 12 млн. избирателей имевших право участвовать в выборах в городские Советы участвовало 9520 тыс., т. е. 80%…»[29]. Обратим внимание на то, что число имевших право на участие в выборах уменьшилось с 57 443 тыс. до 42 560 тыс., т. е. почти на 15 млн. человек, а количество участвовавших в них возросло лишь с 28млн. до 29 332тыс. И ни разу не приведены данные о том, а сколько из участвовавших в выборах проголосовало «за», сколько «против», сколько бюллетеней признаны недействительными.

 

Если с выборами в Учредительное собрание всё более-менее ясно: — они проходили в известный день, — в них приняло участие известное количество избирателей, — они дали известные, не оспаривавшиеся даже Лениным, результаты, то что касается съездов Советов, то тут далеко не всё ясно. И в частности это относится и к судьбоносному для России Второму Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов проходившего 25−26 октября (7−8 ноября) 1917 года в Петрограде. В советской историографии II Съезд Советов традиционно рассматривался, как легитимация новой власти «переход власти, захваченной восставшим народом, в руки Советов был оформлен и законодательно закреплён II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов»: И действительно, на этом съезде В.И. Ульянов-Ленин заявил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона». На этом съезде «для управления страной» было образовано «рабочее и крестьянское правительство» названное, «Советом народных комиссаров». На втором заседании съезда были приняты также постановления: о переходе власти на местах к Советам[30]. В речи о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6/19.1.1918г Ленин сказал: «И по воле Советской власти Учредительное собрание, не признавшее власть народа, распускается»[31]. Как видим, Советская власть приравнивается Лениным к власти народа. А что нам известно о легитимности этого съезда? В примечаниях к выступлениям на нём В.И. Ленина в его «Полном собрании сочинений» сказано: «Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов происходил 25−26 октября (7−8 ноября) 1917 года в Петрограде. На съезде принимали участие также делегаты ряда уездных и губернских Советов крестьянских депутатов. По данным анкетной комиссии, к моменту открытия съезда на нём присутствовало 649 делегатов, из них большевиков — 390, эсеров — 160, меньшевиков — 72, меньшевиков-интернационалистов — 14. Делегаты продолжали прибывать и после открытия съезда». «Советская Историческая Энциклопедия» добавляет: «На съезде было представлено 402 Совета: из них 195 объединённых Советов рабочих и солдатских депутатов, 119 Советов рабочих и солдатских депутатов с участием крестьянских депутатов, 46 Советов рабочих депутатов, 22 Совета солдатских и матросских депутатов, 19 Советов крестьянских депутатов и 1 Совет казачьих депутатов» «Википедия» сообщает: «Открытие заседания съезда сопровождалось ожесточённой политической борьбой, в которой сторону большевиков представлял Троцкий, как самый способный оратор. Крестьянские советы и все солдатские комитеты уровня армий отказались участвовать в деятельности съезда. Меньшевики и эсеры осудили выступление большевиков как «незаконный переворот». Оппоненты большевиков обвинили их в многочисленных махинациях при подборе делегатов съезда. 25 октября старый состав ВЦИК также осудил большевиков, заявив, что «Центральный исполнительный комитет считает II съезд несостоявшимся и рассматривает его как частное совещание делегатов-большевиков. Решения этого съезда, как незаконные, Центральный исполнительный комитет объявляет необязательными для местных Советов и всех армейских комитетов. Центральный исполнительный комитет призывает Советы и армейские организации сплотиться вокруг него для защиты революции. Центральный исполнительный комитет созовёт новый съезд Советов, как только создадутся условия для правильного его созыва». Во всяком случае, нам никогда не доводилось встречать данные о том: — когда проходили выборы? — сколько рабочих? — крестьян? — солдат? имело право избирать и быть избранными, сколько этим правом воспользовалось в действительности? Выше мы видели, что и через 8 лет после провозглашения власти рабочих и крестьян в выборах в Советы приняло участие менее 50% имевших право голосовать. Неужели в 1917 г проголосовали 100%? III. Но, может быть, социализм выбрал русский трудовой народ? Он не мог сделать этого и вот почему. Согласно официальной советской статистике: «В царской России почти 4/5 взрослого населения не умело ни читать, ни писать»[32]. Хотя бы только поэтому не будет преувеличением сказать, что подавляющая часть трудового народа не была знакома, не читала трудов таких основоположников социалистического учения как Кампанелла, Моор, Мелье, Морелли, Дюшен, Бабеф, Буаноротти, Фурье, Оуэн, Сен-Симон, Прудон… Не были ими усвоены и такие фундаментальные труды и классиков так называемого научного социализма как «Капитал», «Антидюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Кто такие „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм и Эмпириокритицизм»… Вот как оценивали уровень политического (и общего) просвещения народных масс сами теоретики научного коммунизма, вожди социалистической революции, организаторы строительства коммунизма. В работе «Две тактики социал-демократии в демократическом движении» вождь пролетариата писал: «…разбросанность, неразвитость, темнота пролетариата, и особенно крестьянства страшно велики»[33]. В 1905 г. В.И. Ленин констатировал: «У нас в России политическое воспитание народа и интеллигенции совсем ещё ничтожно. У нас ясные политические убеждения и твёрдые партийные воззрения совсем ещё почти не выработаны»[34]. В статье «Защита плохого дела» (1914) Ильич писал: «Что такое широкие народные массы? Это неразвитые пролетарии и мелкие буржуа, полные предрассудков мещанских, националистических, религиозных, клерикальных и проч. и проч.»[35]. В «Докладе о войне и революции» он же утверждал, что буржуазные публицисты «играют на обывательском невежестве совершенно неразвитых народных масс»[36]. Летом 1917 В.И. писал: «Тупая, несознательная, одурачиваемая г. г. Чхеидзе, Церетели, Стекловым и К масса не понимает, что война есть продолжение политики другими средствами»[37]. 6.11.1918 В.И. Ленин сказал: «А в России громадная часть населения ещё темна и невежественна»[38]. А вот как народный комиссар просвещения А.В. Луначарский характеризовал ситуацию в 1917г: «…в стране, бедной специалистами по просвещению, в стране, чрезвычайно отсталой, с глубоким азиатским укладом культурной жизни. „…“ За нами тянется тёмное крестьянство, на нашем пути мы непрестанно сталкиваемся с тупостью, азиатской темнотой, закостенелым обывательским индивидуализмом»[39]. Об уровне представлений о научном социализме активнейших борцов за его торжество в годы гражданской войны, «передового авангарда рабочего класса» — членов коммунистической партии — наглядно свидетельствуют следующие документы: На петроградской общегородской конференции РСДРП (б) в октябре 1917 «выступил т. Харитонов, сказавший: «Я только что пришёл с районного собрания, где пришлось выслушать такие жалобы от товарищей рабочих: «Мы, лучшие работники района, — говорили они, — а можем ли мы объяснить разницу между нами и социалистами-революционерами? — Нет»[40]. Письмо Царевского окружного комитета (Астраханской губ.) в ЦК РКП (б) от 6.12.1918: «…почти всюду в партию коммунистов записалась масса лиц совершенно не понимающих идей коммунизма»[41]. В письме Петрозаводского окружного комитета в ЦК РКП (б) от 7.12.1918 находим: «Массовый наплыв новых членов партии и рост сочувствующих неуклонно требует культурной работы по поднятию умственного уровня и внедрению в малосознательных ещё партработников классовой самосзнательности, отсутствие которой заметно отражается на характере партработы, подчас придаёт ей характер явно НЕ коммунистический…»[42]. Об уровне «идейности», степени марксистко-ленинской образованности, причинах приводивших в партию коммунистов в 1917—1918 годах можно узнать из первых 2−3 томов «Переписки секретариата ЦК РКП (б) с местными партийными организациями». На VIII Всероссийской конференции РКП (б) в декабре 1919 г. В.Г. Сорин сказал: «Значительная часть членов партии, вернее — большинство — политически малограмотна»[43]. В тезисах этой конференции «Об использовании новых членов партии» сказано: «4. Необходимо, прежде всего, обучить грамоте неграмотных коммунистов… 5. Члены партии должны прослушать несколько основных и элементарных лекций, доступных широким массам. Темы этих лекций должны быть примерно таковыми: а) «что такое коммунизм» (подробная и популярная характеристика коммунистического строя, разъяснение вопросов о делёжке, «потребительном коммунизме», производственном коммунизме, системе безгосударственного управления, о производительных силах в коммунистическом строе и т. д., отграничение от анархизма и пр.) «…» 6. Члены партии должны пройти кружки политической грамотности…"[44]. Выступая в 1922 г. на ХI съезде партии с докладом «Об укреплении партии» Г. Е. Зиновьев сказал: «По тем данным, которыми мы располагаем членов нашей партии, вошедших в партию до 1917 г., как бы вы думали сколько? Только два процента, 98% у нас партийный молодняк „…“ Надо правду сказать: у нас много безграмотных членов партии»[45]. В резолюции этого съезда находим: «Чистка обнаружила чрезвычайно низкий в среднем уровень политической подготовки членов партии … Необходимо: б) расширить существующую сеть партшкол по ликвидации политнеграмотности среди членов партии»[46]. Выступая 19.3.1923г. с отчётом Закавказского краевого комитета РКП (б) Г. К. Орджоникидзе сказал: «Многие члены нашей партии совершенно неграмотны»[47]. Выступая с отчётом Центральной ревизионной комиссии на XII съезде партии в 1923 г. В.П. Ногин сказал: «…вопрос о политической безграмотности нашей партии. По данным этого отдела процент политически неграмотных очень высок: в земледельческих губерниях он доходит от 80 до 90, а в промышленных до 50»[48]. Об этом же уровне социалистической грамотности свидетельствуют и диалоги в одном из популярнейших фильмов эпохи социализма — «Чапаев»: — Василий Иванович, тут мужики сомневаются ты за кого: за большевиков, аль за коммунистов? — Я за Интернационал! «…» — А за какой Интернационал: за Второй или за Третий? — А Ленин в каком? — В Третьем. Он и создал его — Третий Коммунистический. — Ну и я за Третий. В данном случае не играет роли то, что в жизни Чапаев возможно и не был таким, важно то, что герой гражданской войны, активный борец за социализм таким был представлен, и этот образ творцами революции победителями в гражданской войне не воспринимался как клеветнический. 3.2.1922г. Г. К. Орджоникидзе сказал: «…в российской Красной Армии 80% командного состава составляют рабочие и крестьяне, 43% из них никогда, ни в какой школе не учились, учились у фабричного станка или у сохи, больше наук не знают»[49]. На XI съезде партии Ленин излагал мысли простых трудящихся: «Капиталист умел снабжать. Он это делал плохо, он это делал грабительски, он нас оскорблял, он нас грабил. Мы это знаем, мы, простые рабочие и крестьяне, которые не рассуждаем о коммунизме, которые не знаем что это за штука. Но капиталисты умели же снабжать, а вы умеете? „…“ А вы не умеете. Вот ведь какие голоса в прошлом году весною не всегда ясно слышались, но составили подпочву всего прошлогоднего весеннего кризиса»[50]. В речи «К итогам работы XIV партконференции» Сталин передаёт размышления западного рабочего о коммунистах: «Вы атакуете мою крепость (профсоюзы — составитель) может сказать таким „коммунистам“ средний массовый рабочий — вы хотите разрушить то дело, которое я создавал десятилетиями, доказывая мне, что коммунизм лучше тред-юнионизма. Я не знаю, может быть, вы и правы, в своих теоретических выкладках на счёт коммунизма, — где мне простому рабочему разобраться в ваших теориях…»[51]. В статье «Пора перестать быть книжниками (О программе марксистского образования)» И.И. Скворцов-Степанов: «В № 206 „Правды“ я указывал каким образом лекции теоретиков-марксистов должны дополняться лекциями спецов-естественников, этнологов и т. д. и как разрушенное средневековое содержание в головах массовых слушателей могло бы заменяться современным научным содержанием» (с.126). В речи «Идеалы социалистического воспитания» в 1918 г. Н.К. Крупская сказала: «В настоящее время у нас отменяется частная собственность на средства производства. Это — громадный шаг вперёд, но он не производится планомерно: и главное в психологии масс НЕТ ещё известного сознания необходимости этой отмены — собственнические инстинкты разгораются с новой силой. Чтобы построить новый строй нужно воспитать новое поколение»[52]. Обратим внимание на признание Надежды Константиновны того, что «массы не сознают» необходимости отмены, а частная собственность отменяется. 6.11.1920 Ленин сказал: «Мы в наследство от капитализма получили не только разрушенную культуру, не только разрушенные заводы, не только отчаявшуюся интеллигенцию, мы получили разрозненную массу одиночек-хозяев, мы получили неумение, непривычку к общей солидарной работе, не понимание того, что нужно поставить крест над прошлым»[53]. Кому это «нужно поставить крест над прошлым» если массы не понимают этого? Значит не им, не массам? На XIII съезде Г. Е. Зиновьев признал: «Да, здесь правильно было сказано, что до сих пор у нас ещё 70% неграмотных в стране»[54]. В 1930 г. заместитель наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупская сказала: «…у нас половина населения неграмотна»[55]. А 17.10.1921 на II Всероссийском съезде политпросветов Ленин откровенно заявил: «Безграмотный человек стоит ВНЕ политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика»[56]. Как же большевиками решалась проблема обучения всех рабочих? На VIII конференции РКП (б) Н.И. Бухарин сказал: «Питерские товарищи применяли даже и в более трудные времена обязательное обучение всех рабочих. Там был издан специальный декрет Петроградского Совета, которым неграмотные товарищи лишались целого ряда ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ преимуществ, связанных с рабочим положением, если они не посещали специальных школ и отказывались обучаться»[57]. Можно только догадываться за какой социализм выступали политграмотные граждане, начитавшиеся брошюр и газетных статей теоретиков научного коммунизма. Из трудов вождей они могли узнать: — Об обречённости капитализма на гибель: Ещё в «Манифесте Компартии» Маркс и Энгельс вынесли приговор буржуазии: «Она неспособна господствовать, потому что неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования … общество не может более жить под её властью, её жизнь несовместима более с жизнью общества»[58]. 20.7.1919 В.И. Ленин писал, что «капитализм дозрел и перезрел, он пережил себя»[59]. В других статьях он писал про «одряхлевшую буржуазию великих держав»[60], про «отжившую буржуазию»[61], про «умирающую буржуазию»[62], в 1912 г. он утверждал: «сгнила западная буржуазия, перед которой стоит уже её могильщик пролетариат»[63]. Чуть позже он скажет: «В этой войне капитал убил самого себя»[64]. Объём данной работы не позволяет нам привести все имеющиеся у нас материалы, иллюстрирующие «точность» прогнозов теоретиков научного коммунизма. — О сроках свершения всемирной революции: 6.3.1919 Ленин: «Теперь, когда слово „Совет“ стало понятно для всех, победа коммунистической революции обеспечена. Товарищи, присутствующие в этом зале, видели как основывалась первая Советская республика, они видят теперь, как основался Третий Коммунистический Интернационал, они увидят все, как будет основана Всемирная Федеративная Республика Советов»[65]. 15.7.1919. В.И. Ленин: «…Недалёк тот день, когда вся Европа соединится в единую Советскую республику, которая уничтожит господство капиталистов во всём мире»[66]. — О сроках построения коммунизма: 1 мая 1919 г. В.И. Ульянов-Ленин сказал: «Большинство из присутствующих, не переступивших 30−35 летнего возраста, увидят расцвет коммунизма, от которого пока мы ещё далеки»[67]. Спустя почти полтора года 2.10.1920г. он повторит: «Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрёт. А то поколение, которому сейчас 15 лет оно и увидит коммунистическое общество и само будет строить это общество „…“ Нам следует рассчитывать, что нужно не меньше 10 лет для электрификации страны, чтобы наша обнищавшая земля могла быть обслужена по последним достижениям техники. И вот, поколение, которому теперь 15 лет и которое через 10−20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодёжь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пуская самую простую»[68]. По уверениям вождей победоносная социалистическая революция приведёт к: — Отмиранию государства Ф. Энгельс писал: «Когда государство становится наконец-то действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним „…“ Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени общества — является в тоже время последним актом его как государства»[69]; В работе «Государство и революция» В.И. Ленин повторил эту мысль Энгельса: «…пролетарское государство сейчас же после его победы начнёт отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно»[70]. — К «поголовному» участию граждан в управление государством На 7 съезде партии В.И. сказал: «И для нас важно привлечь к управлению государством поголовно всех трудящихся»[71]. В варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» Ленин писал: «…применение системы Тейлора послужит вернейшем средством к дальнейшему громадному сокращению обязательного рабочего дня для всего трудящегося населения, послужит вернейшим средством к тому что бы мы в период времени довольно краткий осуществили задачу, которую можно примерно выразить так: шесть часов физической работы для каждого взрослого гражданина ежедневно и четыре часа по управлению государством»[72]. — Уничтожение частной собственности, денег и торговли: «В «Принципах Коммунизма» (1847) Энгельс писал: «…Когда весь капитал, всё производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадёт сама собой, деньги станут излишними…»[73]. 23.3.1906 И.В. Сталин: «Осуществление социализма — это уничтожение товарного производства, упразднение денежного хозяйства, разрушение капитализма до основания и обобществление всех средств производства»[74]. — Ликвидацию постоянной армии и полиции, выборность офицеров В.И. Ленин: «Уничтожим совершенно постоянное войско. Пусть армия сольётся с вооружённым народом, пусть солдаты понесут в народ свои военные знания, пусть исчезнет казарма и заменится свободной военной школой. …опыт Запада показал всю реакционность постоянного войска. Военная наука доказала полную осуществимость народной милиции которая может стать на высоту военных задач и в оборонительной и в наступательной войне»[75]. 13.10.1917 в статье «Власть Советов» И.В. Сталин писал: «Власть Советам — это значит выборность и сменяемость всех и всяких начальников в тылу и на фронте. Власть Советам — это значит выборность и сменяемость представителей власти в городе и деревне, в армии и флоте…"[76]. — Материальное равенство В «Государство и революция» В.И. Ленин писал: «Особенно замечательна в этом отношении подчёркиваемая Марксом мера Коммуны: отмена всяких выдач денег за представительство, всяких денежных привилегий чиновникам, сведение платы всем должностным лицам до уровня „заработной платы рабочего“. Тут как раз всего нагляднее оказывается переход ОТ демократии буржуазной К демократии угнетённых классов…»[77]. — Революцию в системе образования В «Замечаниях к программе Германской рабочей партии» (1875г.) К. Маркс писал: «…Следует, наоборот, ОТСТРАНИТЬ, как правительство, так в равной мере и церковь от всякого влияния на школу»[78]. В написанных В. Лениным «Материалах к пересмотру партийной программы» содержалось требование: «Устранение контроля центральной власти от всякого вмешательства в установление школьных программ и в подбор учительского персонала. Выборность учителей непосредственно самим населением и право населения отзывать нежелательных учителей»[79]. — Ликвидацию домашнего хозяйства, семьи А.В. Луначарский: «Домашнее хозяйство, которое по определению Ленина является самым дезорганизованным, самым рабским, самым неэкономичным в смысле расходования должно быть приговорено к смерти. Постепенно, сначала в городе, а затем в деревне Домашнее хозяйство должно быть сведено на нет. „…“ Мы должны перестроить наш индивидуальный быт в общественный». Но при этом всё же: «Надо признать право за каждой индивидуальностью право на комнату, где она может уединиться, право на индивидуальную семью, даже в социалистическом обществе, где семьи может и не быть, детей там может воспитывать общество, тем не менее, если пара пожелает жить интимной жизнью, должны быть представлены для этого всяческие возможности»[80]. — Невиданный подъём производства «Всесоюзный староста», председатель ВЦИК М.И. Калинин сказал: «Только высокопроизводительный труд сознательных пролетариев — строителей социализма — оставит позади себя капиталистическое производство, являющееся в сравнении с социалистическим производством варварским, стоящим на более низкой ступени развития, примерно, так как являлось производство феодального общества варварским по отношению к производству капиталистическому»[81]. — Изобилие сельскохозяйственной продукции: В «Манифесте II конгресса Коммунистического Интернационала» сказано: «Блокада Советской России и искусственное разжигание гражданской войны на её плодородных окраинах нанесли и наносят неисчислимый ущерб благосостоянию всего человечества. При минимальной технической поддержке — Интернационал свидетельствует это перед лицом всего мира — Россия могла бы благодаря советским формам дать вдвое и втрое больше, чем давала царская Россия«[82]. На XII съезде РКП (б) Л.Д. Троцкий сказал: «За время войны и революции Америка на 90% завладела нашими прежними рынками сельскохозяйственного сбыта. Есть ли у нас надежда его вернуть? … Есть, и не только надежда, но почти полная уверенность „…“ Стало быть капиталистическая Европа вынуждена будет есть, — говорю есть, чтобы не употреблять более невежественное слово — вынуждена будет есть наш советский хлеб, даже при фашизме (Аплодисменты) „…“ И главное, что перспективы вывоза крестьянского хлеба на запад вполне реальны и можно полагать с уверенностью, что вывоз наш будет из года в год расти»[83]. — Свободу печати К. Маркс: «Свободная печать — это зоркое око народного духа, воплощённое доверие народа к самому себе, говорящие узы, соединяющие отдельную личность с государством и целым миром „…“ Она — дух государства „…“ Свобода печати сама есть воплощение идеи, воплощение свободы, есть положительное добро; цензура, напротив, есть воплощение несвободы, есть борьба мировоззрения видимости против мировоззрения сущности, она имеет лишь отрицательную природу». Отсутствие свободы и является поэтому подлинной смертельной опасностью для человека"[84]. В.Ленин: «Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе чиновников, устраивать всякие сходки для обсуждения всех государственных дел, издавать без всяких разрешений какие угодно книжки и газеты»[85]. Никто иной как, Ульянов-Ленин призывал: «Долой цензуру!»[86]. — Свободу совести Ильич писал: «Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству „…“ Государству не должно быть дела до религии»[87]. В брошюре «К деревенской бедноте» он учил: «Каждый должен иметь полную свободу, не только держаться какой угодно веры, но и распространять любую веру и менять её»[88]. Получается, что именно эта «тёмная», «забитая», «невежественная», «тупая», «политически неграмотная», «одурачиваемая» масса и выбрала социализм. В «Детской болезни „левизны“ в коммунизме» Ленин писал: «Наверное, в России массы не более, а менее культурны, чем в Англии. И, однако, массы поняли большевиков»[89]. Может быть, именно поэтому и «поняли», что «менее культурны». IV. Об отношении к социализму (в большевистском его понимании) трудящихся классов России. Подавляющую часть населения в дореволюционной России составляло крестьянство. В 1913 г Ленин В.И. писал: «крестьянское деревенское население составляет 5/6 населения России»[90]. На VII съезде партии Я.М. Свердлов сказал: «Не считаться с тем, что Россия крестьянская страна мы не имеем права»[91]. «…доля рабочего класса к концу 20-х годов едва превышала 12% от общей численности населения, а большинство его — около 4/5 составляло крестьянство»[92]. — Как относилось крестьянство к социализму (в большевистском его понимании) Как признавали сами профессиональные революционеры (профессия, которых состояла в разжигании революции) само по себе русское крестьянство не было революционным. В статье «Социализм и крестьянство» Ленин писал: «Неразвитость классовых противоречий в народе вообще, в крестьянстве особенно, есть неизбежное явление в эпоху демократической революции»[93]. 4/17.12.1917 В. И Ленин сказал: «Нельзя надеяться, что пролетариат деревни ясно и твёрдо сознаёт свои интересы»[94]. За него его интересы сознают Ленин, Сталин, Троцкий, Урицкий, Каменев, Зиновьев, Каганович, Ярославский… и иные профессиональные «пролетарские революционеры» и от его (пролетариата деревни) имени захватывают власть, убивают Царскую семью, развязывают гражданскую войну, оскверняют мощи святых… В. Ленин писал: «В самом деле, с одной стороны, МЫ делаем этим последнюю попытку разжечь остатки классовой (сословной) вражды крестьян к крепостникам-помещикам»[95]. Выступая 20.5.1918 на заседании ВЦИК IV созыва с докладом «О задачи Советов в деревне» его председатель Я.М. Свердлов сказал: «…вопрос о задачах Советов в деревне в последнее время приобретает огромное значение. Если мы не поставим этого вопроса перед собой во всей его широте если мы не дадим этой инструкции местным советам МЫ не сумеем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы не сумеем объединить деревенскую бедноту против богатеев, то нам придется переживать очень и очень тяжёлые дни"[96]. В юбилейном сборнике, вышедшем после гражданской войны, констатировалось: «Деревня сама по себе оказалась к социализму равнодушно»[97]. На VII Всероссийской конференции РСДРП (б) В.И. Ленин сказал: «Большинство населения в России — крестьяне, мелкие хозяева о социализме не могут думать»[98]. Об этом же Ленин говорил и 21.11.1920: «…Совсем не то теперь, когда нужно крестьянские массы перевести к строительству для них совершенно чуждому, которого они не понимают и которому не могут верить»[99]. 5.5.1920 С.М. Киров сказал: «Правда, русский мужик ещё далёк от восприятия полностью коммунистических идей, у него ещё от коммунистической пропаганды поднимается в голове путанный вихрь, и нужно сказать правду, что коммунистические идеи будут проникать в эту среду болезненно, сопровождаться жёсткой ломкой»[100]. + + + в письме ЦК РСДРП (б) за подписью Я.М. Свердлова от 17.9.1917 было сказано: «При построении военной организации имейте ввиду то обстоятельство, что она должна быть тесно связана с рабочей организацией. Личный состав организации военной в классовом отношении представляет элемент менее восприимчивый к идеям пролетарского социализма»[101]. В циркулярном письме ЦК ко всем членам партии от.14.7.1919 сказано: «…наша армия в громадном большинстве состоит из крестьян»[102]. 21.3.1919 в речи по военному вопросу на VIII съезде РКП (б) И.В. Сталин сказал: «Я должен сказать, что те элементы, не рабочие элементы, которые составляют большинство нашей армии — крестьяне, не будут добровольно драться за социализм. Целый ряд факторов указывает на это. Ряд бунтов в тылу, на фронтах, ряд эксцессов на фронтах, показывают, что не пролетарские элементы, составляющие большинство нашей армии драться добровольно за коммунизм не хотят. Отсюда наша задача — эти элементы перевоспитать, в духе железной дисциплины, повести их за пролетариатом не только в тылу, заставить воевать за наше общее социалистическое дело и в ходе войны завершить строительство нашей регулярной армии»[103]. Но, может быть, эту фразу Иосиф Виссарионович произнёс случайно, в пылу полемики? За то, что это было сказано Сталиным не «в пылу полемики» свидетельствует тот факт, что спустя два года — 5.1.1921 в статье «Наши разногласия» он писал: «…Обосновывая необходимость преимущественно применение методов принуждения, VIII съезд партии исходил из того, что наша армия состоит главным образом из крестьян, что крестьяне не будут бороться за социализм, что их можно и нужно заставить бороться за социализм, применяя методы принуждения»[104]. Эту мысль И.В. Сталин повторил в работе «К вопросам ленинизма» (1926г.): «Во время октябрьской революции крестьянство тоже не являлось социалистическим по своему положению и оно совсем не хотело установить в стране социализм»[105]. Об этом же свидетельствует и то, что приведённая выше выдержка из речи Сталина на VIII съезде партии была повторена[106] им в речи на объединённом съезде ЦК и ЦКК ВКП (б) 1.8.1927г. На XII съезд РКП (б) Л.Б. Каменев говорил о «умении пролетариев заставить крестьян увидеть в нас родных братьев по борьбе и строительству»[107]. Прямо по лозунгу: «Свобода, равенство, братство ИЛИ СМЕРТЬ». В чём должен проявляться социалистический образ жизни (в большевистском понимании) для крестьян? В коллективном труде в коллективных хозяйствах — колхозах или коммунах, за которые ратовали большевики в первые годы Советской власти. Следовательно, если бы в гражданской войне крестьянами двигала жажда социализма, то после её окончания мы увидели бы всех (или подавляющую часть) крестьян в коммунах и колхозах. Однако в 1924 г. «колхозные крестьяне и кооперированные кустари» составили всего 1,3% населения, а в 1928 г. — лишь 2,9 процента, в то время как «крестьяне-единоличники и не кооперированные кустари» — 75,4% в 1924 г. и 74,9% в 1928 г."[108]. 17.6.1930г. на совещании актива Московской областной парторганизации «Всесоюзный староста» М.И. Калинин сказал: «Ведь на самом деле только наша партия могла поставить перед собой такую задачу, которая поднимает на дыбы миллионы людей, и поднимает против чего? Против их собственного нутра, против их собственнических вожделений. Вы же понимаете, что каждый крестьянин, в том числе и бедняк, мечтает, думает быть если не кулаком (кулак при советской власти — очень одиозная фигура), то, по крайней мере, самостоятельным крестьянином, крепким хозяином. Каждый крестьянин мечтает об этом. А мы направляем всю его силу, всю его активность против этого. Ведь это означает буквально перевернуть человека вверх ногами»[109]. «И.В. Сталин назвал коллективизацию глубочайшим революционным переворотом, произведённым сверху»[110]. Вот что сам Сталин написал о коллективизации в «Истории партии»: «Это был глубочайший революционный переворот, скачок из старого качественного состояния общества в новое качественное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному перевороту в октябре 1917 года. Своеобразие этой революции состояло в том, что она была произведена сверху, по инициативе государственной власти, при прямой поддержке снизу со стороны миллионных масс крестьян, боровшихся против кулацкой кабалы, за свободную колхозную жизнь"[111]. V. Остаётся только рабочий класс. Наверное, это он от имени (или по поручению) русского народа избрал социализм (в большевистской интерпретации его). Вроде бы рабочий, пролетарий по своей сущности должен быть коммунистом. Во всяком случае, в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Однако миллионы пролетариев ИЛИ коммунистов думают иначе…»[112]. «…вместе с этим возникает класс, который вынужден нести все тяготы общества не пользуясь благами, который будучи вытеснен из общества, неизбежно становится в самое решительное противоречие со всеми другими классами, этот класс составляет большинство всех членов общества от него исходит сознание необходимости коренной революции, коммунистическое сознание, которое может, конечно, благодаря пониманию положения этого класса образоваться и у других классов»[113]. Но с другой стороны, «великие продолжатели их дела» пишут: В.И. Ленин: «Во всех европейских странах социализм и рабочее движение существовали сначала отдельно друг от друга. Рабочие вели борьбу с капиталистами, устраивали стачки и союзы, а социалисты стояли в стороне от рабочего движения, создавали учения критикующие современный капиталистический, буржуазный строй и требующие замену этого строя другим, высшим, социалистическим строем «…» И у нас в России социализм существовал очень долго, в течение многих десятилетий в стороне от борьбы рабочих с капиталистами, от рабочих стачек и пр. «[114]. Об этом же в статье «Российская социал-демократическая партия и её ближайшие задачи» писал И. Сталин: «Развитие идеи социализма в Росси шло почти тем же путём, что и в Западной Европе „…“ И здесь были социалисты, было и рабочее движение, но они шли независимо друг от друга, сами по себе: социалисты — к утопической мечте („Земля и воля“, „Народная воля“), а рабочее движение к стихийным бунтам. Оба действовали в одни и те же годы (70-е — 80-е) не зная друг друга»[115]. В «Письме Северному союзу РСДРП» Ленин пишет: «В классовую борьбу пролетариата стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений социализм вносится идеологами»[116]. Иная грань проблемы: А какова была численность рабочего класса в России? В некрологе «Ф. Энгельс» Ленин писал: «Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как революционного класса, тем ближе и возможнее социализм»[117]. В статье «Кризис меньшевизма» Ленин писал: «Берём официальные цифры фабрично-заводской статистики за 1903 г. Всего фабрично-заводских рабочих — 1 640 406»[118]. В 1912 г. Ленин писал, что в 1908 г.: «Всё число рабочих обоего пола было 2¼ млн. человек (2 253 787). Сюда вошли и горнорабочие и рабочие в производствах обложенных акцизом»[119]. В речи на XIV съезде партии, ссылаясь на данные Госплана, Г. Зиновьев сказал, что в 1913 г. численность рабочих составляла 26 000 000 человек[120].