Сталинские "культработники" в Прибалтике



Автор: BR doc
Дата: 2014-04-02 00:39
В июне 1940 года вооруженные до зубов большевицкие части нахлынули в Прибалтийские страны под предлогом «охраны независимости малых республик от агрессии с Запада». Совершив на оккупированных территориях насильственный государственный переворот под вывеской «свободного волеизъявления трудовых масс», большевики одной рукой, вооруженной чекистским наганом, принялись «выкорчевывать контрреволюцию», то есть — физически уничтожать самые передовые и сознательные слои крестьянского и городского населения, а другой — настойчиво насаждать, так называемую, «социалистическую советскую культуру». В задачу этой «культуры» входило, якобы, - «духовно и материально поднять народные массы Прибалтики на невиданную еще в Европе высоту», т. е. приблизить их к тем «счастливым» условиям, в каких живут народы СССР. В чем состояло это «культурное поднятие трудовых масс»—жители Латвии, Эстонии и Литвы познали очень скоро, когда под аккомпанемент залихватских ансамблевых выступлений, вся страна сделалась объектом беззастенчивого грабежа и хищной жидовской эксплуатации. Но очевидно, планы советского культуртрегерства в Прибалтике были столь обширны, что для такого дела понадобились исключительные штаты спецов и сотрудников. Повсюду в райкомах Союза закипела напряженная работа. Там отказывали или принимали услуги всевозможных культурников. Всех командировать в Прибалтику не было возможности. Среди посетителей было много своих ребят, которым, конечно, оказывали предпочтение.


Приблизительно та же картина происходила и в штабах армии. День и ночь специальный штат работников подбирал людей для посылки в Латвию, Эстонию и Литву. Составлялись огромные списки, которые посылались в НКВД на утверждение. Уехавших ждали недолго. Недели через две, они возвращались обратно. По виду это были совершенно другие люди. В хороших пальто и костюмах, с двумя-тремя чемоданами ценных вещей, они, с видом заморских князей, сходили с поездов и первым делом направлялись в комиссионные магазины.  
— Интересуют вас заграничные вещи?— спрашивали они продавцов, выкладывая на прилавок содержимое чемоданов. Но с течением времени попасть в Прибалтику становилось все труднее, так как для пропуска требовали санкцию самой Москвы. Перебирались туда только люди с огромными партийными связями. Их «культурная» деятельность соответственно рангу, была значительно «продуктивнее», так что, не довольствуясь вместимостью чемоданов, они предпочитали нагружать «презренным буржуазным» добром целые вагоны. 

Вольдемар Блюм
Газета «За Родину» Псков №168(263), четверг, 22 июля 1943 года, с.3.