Собор в честь иконы "Достойно есть"



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-07-06 12:20
На каждой Литургии в православных храмах России мы слышим песнопение "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу..." (Достойно, то есть правильно, прославлять Тебя, Богородицу..."). Эту молитву мы читаем в конце утренних молитв каждый день, а также по окончании всякого дела. Происхождение этой молитвы - неземное. Оно связано с образом Божией Матери "Достойно есть" (Милующая) и явлением иноку Архангела Гавриила. Праздник этой иконы отмечается 24 июня. Милующая икона Богоматери Икона Божией Матери "Достойно есть" находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне. В России есть списки этой иконы. Вот как рассказывается об истории иконы и молитвы на сайте Православие.ру: "В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь "Честнейшую Херувим...", оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала поют "Достойно есть..." Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь "Достойно есть", была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Карей (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга (+ 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы "Достойно есть" ("Милующая") свято чтутся в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону "Милующая". На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса.



Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности (сошествии с небес) самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя». Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на руках Предвечного Младенца. Над Ней в облаках изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть». Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах - панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия, в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая Христа - Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы ( сайт собора иконы "Достойно есть" в Петербурге).

О многострадальном соборе в честь иконы "Достойно есть" Петербурга и хотелось бы написать накануне его престольного праздника. В память о коронации Императора Александра Третьего Почти 10 лет с 1889 по 1898 годы строился этот сказочный, в византийском стиле храм в Петербурге. Он чем- то напоминает собор Святой Софии в Константинополе. Да и участь его была почти такой же печальной. Однако на заре своей жизни храм видел честь, славу и могущество Третьего Рима - Российской Империи, а также процветание Русской Православной Церкви. Ещё бы! Собор Достойно есть решили возвести в память восшествия на Престол Императора Александра Третьего. И Государь Александр Александрович пожертвовал на новую церковь 25 тысяч рублей. Коротким было царствование этого Императора. Но его правление, как и правление Екатерины Второй можно было бы назвать золотым веком России. Приняв бразды правления из рук окровавленного отца, Александра Второго, смертельно раненого террористами, Александр Александрович за короткое время сумел твердыми мерами подавить все революционные группировки. Огромный, широкоплечий, с большими голубыми глазами и русой бородой, Александр Третий по натуре был глубоко русским человеком и любил Россию, русский народ и все русское. В его правление Россия не участвовала ни в каких войнах, хотя в молодости, когда Александр Александрович был еще Цесаревичем, ему довелось участвовать в Русско- турецкой войне за освобождение славян и командовать Рущукским отрядом. Как истинно русский человек, проявляя храбрость на войне, он всегда стремился к установлению и упрочению мира. Александра Третьего прозвали Миротворцем. В то время, едва оправившись от кровавой расправы над Помазанником Божиим, Россия увидела луч надежды. Настоящим торжеством над хаосом, безбожием и враждой стала коронация Александра Третьего и Марии Феодоровны. Это было торжество идеи православной монархии, торжество всего исконно русского. Вот как пишет об этом событии его участник, двоюродный брат Государя Александра Третьего, Великий Князь Александр Михайлович: " Коронационные празднества открылись торжественным въездом Государя и его семьи в Москву. В половине девятого утра великие князья и иностранные принцы ожидали верхом на конях у крыльца Троицкого дворца выхода Александра III, чтобы сопровождать его при въезде в Кремль. Ровно в 10 час. утра Царь вышел из внутренних покоев, сел верхом на коня и подал знак к отбытию. Он ехал один, впереди нас всех.<>Эскадрон кавалергардов ехал впереди кортежа и возвещал его приближение народу и войскам, которые стояли шпалерами вдоль всего пути следования. Длинный поезд золотых карет следовал за нашей кавалькадой. В первом экипаже сидела Императрица <>Мария Федоровна с восьмилетней великой княжной Ксений и королевой греческой Ольгой. Громовое «ура» сопровождало нас по всему пути следования до Иверской часовни, где Император сошел с коня и, в сопровождении Императрицы, вошел в часовню, чтобы поклониться иконе Иверской Божией Матери. Мы въехали в Кремль через Спасские ворота и подъехали к Архангельскому собору. Официальная программа дня закончилась молебствием, отслуженным митрополитом Московским при участии хора Придворно-Певческой Капеллы. ...15 мая началось салютом в 101 выстрел со стен Кремля. Мы собрались в Большого В зале царила, полная, как бы священная тишина. Все замерло в нескольких минут до выхода Государя и Государыни. Мы все находились под впечатлением предстоящего таинства и понимали, что слова излишни в такой день, когда русский Самодержец получает благословение Всевышнего и помазание на царство. Государь подал руку Императрице, и шествие двинулось к выходу, через залы, наполненные придворными дипломатами, министрами и военными. Следуя церемониалу, Императорская чета вышла на Красною Крыльцо, и по старинному обычаю, трижды земно поклонилась многотысячной толпе, стоявшей в Кремле. Оглушительные крики «ура» встретили Высочайший выход. Это был самый лучший момент коронационных торжеств, заставивший нас вспомнить о древних русских царях: начиная с Ивана III, все русские Цари выражали свою готовность служить народу этими тремя земными поклонами со ступеней Красного Крыльца. Затем шествие двинулось на специально сооруженный деревянный помост, покрытый красным сукном, который вел в Успенский собор".





История строительства

Храм решено было выстроить в память коронования Государя, который передал на постройку 25 тыс. руб. В связи с этим звонницу позже украшала большая золоченая корона. В 1886 году было возбуждено ходатайство об отводе участка земли. В 1887 году был утверждён проект храма, его авторами стали архитектор В. А. Косяков и инженер Д. К. Пруссак. Это стало их первой крупной работой. Каменная церковь, увенчанная пятиглавием, спроектирована в стиле храмов древней Византии и немного напоминает Софийский собор в Константинополе. Высота церкви от поверхности земли до подножия креста на главном куполе достигает 42 метров. Чёрные купола имеют гладкую сферическую форму. Центральный купол, имея гораздо больший размер, чем остальные, возносится вверх и как бы подпирается снизу четырьмя малыми подкуполами, всего лишь наполовину выступающими из здания в виде апсид. В древневизантийской архитектуре такие купола называются конхи. Барабан каждого купола опоясывает аркада из окон, что было весьма характерно для византийского стиля. На барабане основного купола имеется 18 окон, на конхах - по 8. В таком же стиле решена и колокольня, равная по высоте малым куполам. Вместо окон её опоясывает аркада из 6 проёмов для звонницы. 11 июня 1887 года состоялось освящение места строительства. Работы начались в 1888 с временной деревянной часовни, где установили икону Милующей Божией Матери (Достойно есть), привезенную с Афона иеромонахом Арсением, известным проповедником и миссионером. Икона дала название будущей церкви. Средства на часовню пожертвовал ктитор строящегося храма купец Д. Заикин. 29 мая 1889 года состоялось освящение закладки Храма епископом Ладожским Митрофаном. К тому времени уже были сооружены фундамент и часть стен. Трехпридельный храм на 1800 человек строился на заболоченной местности, потому в 1888 году под руководством Ф. С. Харламова была устроена насыпь, проведены другие работы по укреплению грунта под фундаментом. Осенью 1892 года здание подвели под крышу. Железо для куполов было пожертвовано благотворительницей Галерной гавани графиней Н. А. Стенбок-Фермор. В 1892 Храм был вчерне готов, но затем нехватка средств сильно замедлила работы. Двинула дело только энергия обер-прокурора К. П. Победоносцева, понимавшего большое значение храма для рабочей окраины. В 1894 году на куполах установили кресты. Отделка интерьеров продолжалась ещё 15 лет. 15 декабря 1896 года епископом Гдовским Назарием был освящён левый (северный) придел храма во имя святого преподобного Андрея Критского и пророка Осии в память о спасении Александра III в железнодорожной катастрофе в Борках. Также, в память об этом событии, в 1891 году по проекту В.А. Косякова на Старо-Петергофском проспекте была построена часовня во имя иконы Божией Матери Милующая. После этого храм был принят морским ведомством, которое перечислило средства на завершение строительства. Минуло еще два года, прежде чем 25 октября 1898 года епископ Ямбургский Вениамин вместе с протоиереем Иоанном Кронштадтским (ныне прославленным в лике святых), в присутствии Победоносцева, освятил главный придел. Здесь был поставлен одноярусный иконостас мореного дуба из мастерской П. С. Абросимова с образами по „афонскому образцу" кисти московских иконописцев. Лепку в интерьере исполнил О. С. Коноплев. 28 марта 1900 года митрополитом Антонием был освящён правый (южный) придел во имя святых Сергия Радонежского и Феодосия Черниговского, однако только через три года в храме завершились работы по позолоте креста, облицовке гранитом лестницы, установке ограды. Тогда же из Сарова прибыли образа преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери „Умиление", освященные на раке святого. Из Гаванской церкви в храм были перенесены иконы XVIII века: Спасителя и Божией Матери, а также золоченый крест 1727 года. Большой образ святителя Николая подарил фабрикант Т. Т. Чупятов, позже было поднесено паникадило из золоченой бронзы весом в 10 пудов.

В 1903 году колокольню увенчали золотой короной. Вдоль дороги в 1903 году была сооружена металлическая ограда на гранитном цоколе (утрачена). Вокруг храма разбили сад. Крещенское водосвятие происходило на взморье, куда шел крестный ход. При храме с 1910 действовало Невское православное братство. Священствовал в церкви о. Димитрий Васильевич Архангельский. Церковь иконы Божией Матери Милующей стала доминантой района. Высота здания составила 42 метра. Основываясь на приобретённом здесь опыте, архитектор В. А. Косяков построил Морской собор в Кронштадте. В Новосибирске высится собор, представляющий собой почти полное повторение петербургской церкви. После освящения при церкви было открыто благотворительное общество, содержащее школу для сирот, детский приют и богадельню (официальный сайт собора "Достойно есть"). Искалеченный храм ждет возрождения 2 июня 1932 году церковь была закрыта, передана учебному отряду подводного плавания при Галерной гавани и в следующем году приспособлена под барокамеру учебного отряда подводного плавания. В крепком и высоком здании оборудовали уникальную для своего времени тренировочную станцию — первую в СССР и вторую, после Англии, в Европе — барокамеру для погружения под куполом и ведущую к ней трубу. Однако роскошное внутреннее убранство церкви были уничтожено. Внутри церкви был оборудован бассейн для тренировки водолазов-спасателей. Передача храма учебному отряду подводного плавания, возможно, спасла храм от полного уничтожения. Ещё в начале 1990-х годов мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак писал письма с просьбой вернуть храм Церкви, но тогда Министерство обороны просьбу не удовлетворило. В 1999 году инспекцией по охране памятников дала заключение о необходимости проведения укрепляющих и реставрационных работ. Бассейн в алтарной части представляет опасность для фундамента, башня грозит разрушить несущие конструкции (Википедия). Министерство обороны России официально передало храм Церкви в 2012 году. Однако остатки оборудования тренажерного комплекса подводников из собора не убрали. Некоторе время в храме проводили службы. Потом возле собора построили маленькую деревянную часовню. А 26 июля 2015 года собор "Достойно есть" закрыли на реставрацию, службы там больше не проводятся, работает только часовня. Все это длится уже 4 года. Ситуация непонятная. Информации о том, как идут ремонтные работы, нет. Дай Бог, чтобы собор был полностью отремонтирован и стал действующим. Православные миряне должны внести свою посильную лепту в дело возрождения храма. Можно просто помолиться, и Бог пошлет помощь храму. А основные средства обязано дать государство, которое так долго и упорно храм разрушало. На сайте храма настоятель и прихожане накануне престольного праздника иконы "Достойно есть" выложили просьбу о молитвенной и материальной помощи в деле возрождения собора (http://hramvo.ru/).

Галина Сиротинская

Другие материалы из раздела Дореволюционная Россия
Предыдущее:Праздник Троицы на Руси
Следующее:
Лучшее по просмотрам:Грамотность в царской России
Последнее:Собор в честь иконы "Достойно есть"