Детство и юношество барона Унгерна фон Штернберга



Автор: Анна Соколова
Дата: 2018-01-18 09:34
О детстве и юношестве Роберта – Николаса – Максимилиана, барона фон Унгерн-Штернберг, белого генерала и «черного барона». О славном мальчике, который хотел стать героем.

Роберт-Николас-Максимилиан, барон фон Унгерн-Шернберг родился в австрийском городе Грац 16/29 декабря 1885 года. Именно 29 декабря стоит в биографии, написанной в 1933 г. Арвидом — его кузеном. Несомненно, Арвид пользовался григорианским календарем. Та же дата стоит в генеалогической книге Унгернов. В свое время писарь из Ревеля допустил ошибку, поставив 10 января 1886 г. Эта ошибка перекочевала в аттестационную тетрадь в Морском кадетском корпусе (1903-1905 гг.) и в послужной список (1913 г.), хотя в России тогда действовал юлианский календарь. Сам Унгерн, по-видимому, не обращал на это внимания. Позже указывались и другие неверные даты — даже 1887.
Отец Роберта, Теодор-Леонгард-Рудольф (Федор Робертович) фон Унгерн-Штернберг (11.04.1857 -1918), доктор философии Лейпцигского университета — 5-й, самый младший сын Роберта Унгерн-Штернберга, директора суконной фабрики в Кертеле на Даго. Мать — Софи-Шарлотта (София), урожденная баронесса фон Вимпфен (13.07.1861-17.11.1907), родившаяся в Штутгарте. Она происходила из известной семьи вюртембергских офицеров. Брак был заключен 25 сентября 1880, когда невесте было 19 лет. Она принесла значительное приданое обедневшему аристократу, коему почти ничего не перепало из отцовского наследства из-за 4-х старших братьев. Супруги путешествовали по Европе, бывали в Австрии, где и появились на свет их сыновья.
Младший брат Роберта – Роберт – Эгинхард – Максимилиан – родился в 1888, позднее при русификации стал Константином. Вдохновляясь примером деда, коего он считал пиратом, Роберт Унгерн принял позднее имя Роман Федорович. В 1891 Теодор и София развелись, маленькому Роберту было тогда 6 лет. Они тогда проживали в Эстляндии (Эстония) в разных домах. Жена подала прошение в полицейское управление, чтобы муж или принял ее к себе, либо был составлен протокол «о злонамеренном оставлении жены своей». Теодор ответил отказом, оформили развод, сыновья остались с матерью. В 1899 Теодор был признан умалишенным и находился на попечении родичей до 1905, когда его признали здоровым.

Фото 1 - герб баронов фон Унгерн-Штернберг и маленький Роберт Унгерн в 7 лет.



В апреле 1894 мать Роберта вторично вышла замуж за барона Оскара – Ансельма – Германа фон Гойнинген-Гюне, от него в 1897 она родила дочь Рене (Мария – Теодора – Элизабет). Семья проживала в Ревеле (г. Таллинн), а также в поместье отчима Ервакант. Дом отчима Роман считал родным, позже он там останавливался, приезжая на родину, даже после того, как умерла его мать. Однако с отчимом Роман сразу не поладил, а с родным отцом никаких связей не поддерживал до конца жизни. В то же время, его отношения с единоутробным братом и сестрами оставались вполне родственными даже после смерти матери. Константин Унгерн, его младший брат, женился впоследствии на Леонии, сестре Г. Кайзерлинга. Супруги были убиты в отеле в Вене весной 1945. Сообщалось, что отец Роберта был убит в 1906, во время беспорядков в разгар революционного движения в Прибалтике. В действительности его не убили в революцию 1905 г., но было сожжено и разграблено поместье Ервакант. В 1911 усадьбу продали, но восстановлены были только хозяйственные постройки. Развалины ее главного дома сохранились до наших дней.

Отец Роберта Унгерна умер в Петрограде между 1918 и 1923 гг., а отчим погиб в Красноярске 15 марта 1918. Во время учебы в гимназии оценки Роберта были не очень. Тем не менее, плохие отметки по немецкому, русскому и французскому языку не помешали ему в дальнейшем проявлять хорошее знание этих языков. Его сохранившиеся письма написаны безукоризненным русским языком, в хорошо выдержанном своеобразном стиле. Для сравнения: Жак Кателино, один из вождей Белой Вандеи, возглавивший народ против революционного правительства, умер в 34 года, будучи отцом не менее 8 детей. Роберт барон Унгерн был казнен в 35 лет. За свою жизнь он не обзавелся ни близкими друзьями, ни любимой женой или возлюбленной. Китайская принцесса, с коей он провел в одном доме 1 месяц, а позднее развелся по китайскому обычаю в уведомительном порядке с выплатой отступного, - явно не в счет.

Фото 2 - Портрет Жака Кателино, одного из вождей Белой Вандеи, павшего в неравной борьбе с фр. революционерами.



 В своей жизни Роберт демонстрировал поведение классического интроверта, - молчаливый, нелюдимый, склонный к уединению, вспыльчивый и жесткий с людьми для него посторонними. В немалой степени проблемы в личной жизни были обусловлены скверной ситуацией в семье. В его жизни не было образа любящих родителей и сурового справедливого отца, одно это способно объяснить многие последующие перекосы в его поведении. Роберт был храбрым, мечтательным мальчиком, не склонным ходить по струнке. Это в полной мере проявилось во время его учебы в кадетском корпусе. По просьбе отчима с 5.05.1903 Роберт Унгерн был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Вел он себя там своевольно, без конца допускал мелкие, но смешные, на современный взгляд, проступки.

Из аттестационной тетради Роберта за 1903-1905 в кадетском корпусе: (полный список проступков и воспитательных мер, Роберту – 18-20 лет) 1903 год: 2 августа – Курил ночью в палубе. 3 суток строгого ареста. 13 октября – Несмотря на приказание постричься в отпуску, вернулся из отпуска с длинными волосами. 14 октября – Бегал по классному коридору. Без отпуска 2 очереди. 1904 год: 10 января – Поздно встал, суббота без отпуска. 17 февраля – Самовольно вышел из фронта. 1 сутки ареста. 15 мая – Курил в палубе, лежа на койке. Строгий арест на 2 суток. 2 июня – Стоя при вахтенном начальнике, уходил со своего места и на замечания вахт. начальника: «Куда Вы все уходите, несмотря на то, что мною приказано быть на шканцах» - отвечал: «Я не рассыльный, чтобы стоять на одном месте». Строгий арест на 3 суток, и ставить на время отдыха на шканцы в течение месяца. 15 июля – Курил в палубе, будучи дежурным по палубе. Строгий арест на 3 суток. 17 июля – Будучи арестован, убежал из карцера и гулял по шканцам, пока часовой уносил посуду от обеда. Продолжен арест на 1 сутки. 9 октября – При выходе кадет на двор на утреннюю гимнастику, проходя мимо лестницы в офицерский коридор, вышел из фронта и одевался на ней. 1 очередь без отпуска. 16 ноября – Курил в постели в 11,5 вечера. 18 ноября – Выслан из класса за драку с товарищем. Не был на вечернем уроке закона божия. Идя во фронте, держал руку в кармане. Строгий арест на 3 суток. 26 ноября – В отсутствие дежурного офицера сидел на диване и курил папиросу. Строгий арест на 1 суток. 29 ноября – Был на гимнастике не в своем отделении. 2 декабря – Испачкал стол чернилами и на замечание преподавателя ответил: «Я делаю это по привычке». Строгий арест на 3 суток. 3 декабря – Просил у дежурного офицера разрешения выйти из класса и, не получив разрешения, встал и вышел. Написано родителям. 14 декабря – Выслан из класса на уроке корабельной архитектуры: во время ответа урока, которого не знал, на замечание преподавателя: «Ваше объяснение не понятно» ответил: «Очень жаль». Строгий арест на 2 суток. 1905 год: 6 января – Явился из отпуска в ботинках на пуговицах; потерял отпускной билет. 2 очереди без отпуска. 15 января – Уклонялся от утренней гимнастики. 18 января – Потушил лампочку в курилке перед входом офицера. Строгий арест на 1 сутки. 25 января – Выслан из класса за то, что в то время, когда помощник инспектора делал замечание, смеялся. Строгий арест на 1 сутки. 28 января – Был в ботинках с пуговицами. 6 февраля – Дурно стоял в церкви.

Любопытно, как менялись аттестации Роберта Унгерна за время пребывания в корпусе. От 12.08.1903: «Очень хороший кадет, но ленив, очень любит физические упражнения… Не особенно опрятен».
От января 1905 года: «Весьма плохой нравственности, при тупом умственном развитии; правила корпуса не исполняет упорно, неопрятен, груб. Имеет плохие отношения с отчимом».
В 1903 поведение Роберта Унгерна оценено, как «очень хорошее», а в 1904 – как «посредственное». В 1903 в исполнении служебных обязанностей барон был «очень исправен», год спустя – «мало исправен». В занятиях неизменно «мало внимателен, мало прилежен». По всей видимости, сухая теория и зубрежка его никогда не привлекала, а вот морская служба поначалу нравилась, поэтому в 1903 о нем писали: «Способен, распорядителен». Но уже в 1904: «Мало способен, мало распорядителен». В феврале 1905 под угрозой отчисления взят на попечение родителей по прошению отчима. Итак, в Морском корпусе Унгерн проявил себя капризным и своенравным воспитанником, не желавшим подчиняться уставам и требованиям дисциплины. Роберт привык поступать, как ему хочется, и не считаться с интересами и мнениями других. Таким большим и непослушным ребенком Роберт оставался, в сущности, до конца своих дней. Позднее Роберт Унгерн продолжил учебу и службу, но уже в сухопутных войсках. 10.05.1905 Роберт Унгерн поступил вольноопределяющимся в 91-й Двинский пехотный полк, принял участие в походе на Японию, но участия в боях не успел принять из-за окончания войны. Награжден светло-бронзовой медалью и произведен в ефрейторы в ноябре 1905. По мере несения военной службы ему начинают давать положительные аттестации.

Фото 3 - Роберт Унгерн ок. 1909 года. 24 года.



Аттестация за 1911 год: «Хорунжий Роман барон Унгерн-Штернберг. Службу знает и относится к ней добросовестно. К подчиненным нижним чинам требователен, но справедлив. Здоровьем крепок. Ездит хорошо, в седле очень вынослив. Умственно развит хорошо. Интересуется военным делом. Благодаря знанию иностранных языков, знаком с иностранной литературой. Толково и дельно ведет занятия с разведчиками. Прекрасный товарищ. Открытый, прямой, с отличными нравственными качествами, он пользуется симпатиями товарищей. Общее заключение: Вполне годен к строевой службе и заслуживает выдвижения».

Аттестация за 1912 год: «Хорунжий Роман барон Унгерн-Штернберг. Строевую службу знает и приобрел в ней известный опыт. Ездит хорошо и лихо, интересуется кавалерийским делом. В большой степени увлекается и склонен к походной жизни. Умственно развит очень хорошо, интересуется не только военной, но и общей литературой, чему много способствует знание нескольких иностранных языков. В нравственном отношении безупречен, между товарищами пользуется любовью. Обладает мягким характером и доброй душой. … К занимаемой должности годен».

Один из ненавистников барона, Б.Н. Волков, писавший под разными псевдонимами, среди прочего написал о нем касательно 1913 года следующее: «Несмотря на то, что Унгерн был прекрасно воспитанный, тихий, застенчивый молодой человек, особенно стеснявшийся в присутствии дам, он был очень беспокойный офицер, причинявший массу неприятностей командному составу. Его пристрастие к спиртным напиткам не знало границ. И в опьянении он становился другим человеком, нетерпимым в обществе». Впоследствии Роберт Унгерн не только сам не пил во время военных действий, но и в своей Азиатской конной дивизии категорически запретил пьянство.

Вот свидетельство о пребывании Унгерна в Западной Монголии, написанное бывшим министром Омского правительства И.И. Серебренниковым: «Один из русских жителей Кобдо того времени рассказывал моему другу, что Унгерн держался там как-то «на особицу», ни с кем не заводил близкого знакомства и пребывал почти всегда в одиночестве. Иногда он вдруг, ни с того ни с сего, в иную пору и ночью, собирал казаков и с гиканьем мчался с ними через весь город куда-то в степь. - Волков гонять, что ли ездил? Толком не поймешь. А потом вернется, запрется у себя и сидит один, как сыч. Но, сохрани Боже, не пил, всегда был трезвый».

Все это рисует четкий портрет Роберта Унгерна, как интроверта, молчаливого и любящего уединение, застенчивого с дамами и романтичного, мечтающего о военных подвигах. Ему нравилось лихо скакать по степи. Если позднее, во время Гражданской войны, он и проявлял жестокость, то и тогда старался быть справедливым и карал за дело. Стоит рассмотреть внимательно все случаи так называемых зверств Унгерна, как окажется, что почти все казни и наказания были совершены за ужасные преступления и всякого рода проступки. Большевики и сами как следует замарались в терроре и зверствах, и сильно больше, чем Роберт Унгерн. «Но историю пишут те, кто казнят героев» (с). Поэтому его имя долго поливали грязью. И лишь недавно начало вскрываться истинное положение вещей.

Источники: 1. С.Л. Кузьмин «История барона Унгерна: опыт реконструкции».
2. С.Л. Кузьмин «Барон Унгерн в документах и мемуарах», 2004.
3. Б.В. Соколов «Барон Унгерн. Черный всадник», 2006.