Секретов Петр Иванович
Автор:
Дата: 2009-12-23 13:26
Секретов Петр Иванович - генерал-майор, начальник военной автомобильной школы, заведующий автомобильными ротами на фронте во время Первой Мировой Войны. В Добровольческой Армии в 1919 году был был начальником автомобильных войск.
Дворянин из Донской области Петр Иванович Секретов, рождения 25 февраля 1877 года, как и многие юноши его сословия, обучался в Донском кадетском Императора Александра III корпусе, а затем в Николаевском инженерном училище. Успешно закончив обучение в 1895 году, в чине подпоручика стал служить в русской армии.
Однажды во время русско-японской войны 1904-1905 гг. он наблюдал такую картину. Главнокомандующий русской армией в Маньчжурии генерал Куропаткин на моторной коляске объезжал русские позиции, растянувшиеся на 20 верст. Газеты мира преподнесли это событие как сенсацию, так как, по их сведениям, в русской армии автомобилей не было. Главнокомандующий выразил пожелание приобрести для армии два десятка новых средств передвижения, но закупили только с десяток автомобилей иностранных фирм.
Нельзя сказать, что Военное ведомство всецело противилось автомобилизации армии. Так несколько автомобилей иностранных фирм, включая автомобили русского инженера Луцкого, работавшего в Германии, с успехом прошли испытания на военных маневрах под Курском и Киевом в 1902 году. 3 сентября 1903 года был объявлен конкурс на лучший грузовой автомобиль для военных целей. Но развития эти инициативы не получили, так как испокон веков привычной была конская тяга.
Ни шатко ни валко, но армейские высшие чины созревали для более широкого использования автомобилей в русской армии. Об этом свидетельствует небольшая заметочка, появившаяся в 1907 г. в журнале "Автомобиль" под названием "Моторная команда". "Высочайше утвержденным положением военного совета постановлено: 1) ввести в штат 1-го железнодорожного батальона семь должностей сверхсрочных унтер-офицеров без присвоения им каких-либо преимуществ по сравнению со срочнослужащими нижними чинами; 2) означенные унтер-офицеры числятся в своей части в постоянной командировке и образуют особую моторную команду при Собственном Его Величества гараже".
К этому времени Петр Секретов поступил и с успехом закончил Киевский политехнический институт по специальности инженер-технолог. Он стал ярым приверженцем автомобиля и автомобилизации армии. Однако к 1910 году, когда офицер дослужился до капитанского чина, весь автомобильный парк русской армии составлял 24 автомобиля, которые в дополнение к прежним пополнились в 1909 году на средства, предоставленные по специальному закону от 3 июля 1908 года "для пополнения запасов материальной части". Все эти автомобили прикреплялись к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа.
В эти годы в Военное ведомство России, учитывая успех применения новых транспортных средств в западноевропейских армиях, наконец-то созрело для автомобилизации собственной армии, и по высочайщему царскому позволению 10 мая 1910 г. был подписан приказ о создании Учебной автомобильной роты. Для руководства новым делом нужен был технически грамотный, инициативный и заслуженный офицер. Логично, что выбор пал на капитана Секретова, который, в соответствии с приказом начальника отдела военных сообщений Генерального штаба генерал-лейтенанта Ф. Добрышина от 2 августа 1910 года, стал командиром первого в России учебного подразделения для подготовки военных автомобилистов.
Капитан Секретов энергично взялся за формирование новой специализированной военной роты, дальновидно полагая, что она может быть в последующем прообразом регулярных автомобильных войск. Личный состав формировался в основном из офицеров, унтер-офицеров и солдат (нижних чинов) Первой железнодорожной бригады, расположенной в Барановичах. Эта же бригада выделила и некоторое количество автомобильной техники. Курсантами становились военнослужащие из железнодорожных войск, а позднее – из других частей и соединений русской армии.
Для размещения Первой учебной автомобильной роты (как вначале ее называли) отвели место в Санкт-Петербурге на Семенцах, как с 40-х годов XVIII века называлась территория от Звенигородской улицы до Московского проспекта и от Загородного проспекта до Обводного канала. Здесь с давних пор были расквартированы роты Семеновского полка, поэтому это место еще обозначалось как "Семеновский плац".
По Зверинскому проезду (ныне Подъездному переулку) рядом с Царскосельским (Витебским) вокзалом закипела работа. Ударными темпами строились казармы для размещения 15 тысяч курсантов и нескольких сотен человек постоянного состава, учебные классы, а также гаражи для стоянки машин и мастерские для их обслуживания.
Согласно предписанию начальника отдела военных сообщений Генштаба от 23 ноября 1910 г., капитан Секретов был командирован в Ригу для ознакомления с постановкой изготовления автомобилей на Рижско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), где началось мелкосерийное производство отечественных "руссо-балтов". Эта продукция была на перспективу, а пока в его автомобильной роте были только иностранные автомобили.
Еще не были построены казармы, мастерские и гаражи, а ротный командир уже планировал большой испытательный пробег с участием курсантов. Изучение теории принципов действия машины и ее конструкции необходимо, но главное – практика. Автомобили должны ездить, а водители уметь их водить в любых дорожных и погодных условиях. Эту очевидную истину не очень-то понимали некоторые генералы Генштаба, ограничив капитана Секретова передвижениями его автотехники только в пределах Семеновского плаца. Пришлось идти наперекор начальству и добиваться царского разрешения на автопробег, наживая себе врагов среди консервативного генералитета. Но нет худа без добра. Внимание к первой автомобильной роте возросло. Наверняка поддержку капитану Секретову оказало Императорское Российское автомобильное общество и его вице-президент флигель-адъютант В. Свечин, радеющий за энергичную автомобилизацию России. Все-таки на царскую особу в большей степени оказали влияние прогрессивные умы, и 19 марта 1911 года Николай II повелел ввести воинскую форму железнодорожных войск с особой эмблемой всем солдатам и офицерам Первой автомобильной роты. Получено было разрешение и на дальние пробеги с целью проверки автомобилей "на прочность, выносливость и экономичность".
Чтобы не ударить в грязь лицом, в июне 1911 года провели пробный автопробег под Санкт-Петербургом через Гатчину – Царское Село – Красное Село и обратно. Первое крещение автопробегом закончилось благополучно, и стали готовиться в путь между российскими столицами – Санкт-Петербургом и Москвой.Утром 4 июля на Семеновском плацу вновь заревели моторы, раздались прощальные гудки клаксонов, и в 10.00 автоколонна из 14 грузовых, 2 санитарных и 4 легковых автомобилей отправилась в первый в истории России испытательный автопробег. Все автомобили имели стартовые номера размером не менее 25 см (белый цвет цифр на черном фоне), которые устанавливались спереди, сзади и по бокам автомобиля, а также буквы, обозначающие: А – грузоподъемность 3 т, Б – 2 т, В – 1,5 т, Г – санитарные автомобили. В качестве груза использовалось прессованное сено. На каждом автомобиле находился контролер, который фиксировал все незапланированные остановки и неисправности. По согласованию с высшим военным начальством для освещения автопробега в печати в колонне на редакционном "Руссо-Балте" следовал корреспондент журнала "Автомобиль" Евгений Кузьмин.
Капитан Секретов все тщательно рассчитал. К Москве пробег шел из перегонов (этапов) со среднесуточным пробегом около 120 км и средней скоростью 18-20 верст/час (см. таблицу). Это, казалось бы, вполне умеренный режим движения для автомобилей, но нельзя забывать, что в то время дорога на Москву больше напоминала кроссовую трассу. Генерал Орехов, как-то поучаствовавший в автопробеге, на банкете по случаю его благополучного завершения со слезой говорил: "Много мы видели дорог, но такого плохого шоссе, как Петербургское, мы еще не видели".
8 июля в 12 часов дня военная автоколонна в полном составе прибыла в Москву. Однако капитан Секретов не успокоился и через три дня, 12 июля, назначил новые испытания по грунтовым дорогам Подмосковья. Автоколонна выехала через Серпуховскую заставу на Люберцы, помесила грязь на пути к Гжелю и Егорьевску. Проехав 100 верст по грунтово-шоссейной дороге и 24 версты по полевому труднопроходимому покрытию, автомобили благополучно прибыли в Москву. 14 июля новый марш-бросок на автомобилях по другому маршруту Подмосковья на 120 верст, из которых уже около 100 верст проселка. Из Москвы стартовали 17 июля, и 21 июля Семеновский плац Санкт-Петербурга вновь услышал приветственные гудки возвращающейся военной автоколонны.
Вернулись все автомобили, кроме легкового немецкого "Адлера", который дотянул только до Москвы (остальные легковые автомобили – немецкий "Опель", австрийский "Лаурин-Клемент" и русский "Руссо-Балт" – благополучно прошли весь путь). Можно бы праздновать успех Петру Ивановичу Секретову, который к тому же получил воинское звание подполковника, но он решил вновь подвергнуть автомобили и людей испытаниям. Не дал ему прошедший автопробег ответа на вопрос: "Какой автомобиль из иностранных фирм предпочтительнее для русской армии, с учетом специфики отечественных дорог (вернее, бездорожья)". Поэтому, пока есть высочайшее разрешение на автопробег и благосклонность начальства, подполковник Секретов решил продолжить испытания.
На этот раз маршрут автопробега был срочно спланирован по направлению к западным границам Российской империи, в Эстляндию и Лифляндию, где было достаточно труднопроходимых участков. На их преодоление, после небольшого отдыха и технического осмотра, та же военная автоколонна, но без легковых автомобилей 25 июля направилась через Красное Село на Нарву и далее.
Здесь офицерам и нижним чинам пришлось в полной мере окунуться, как говорится, "в обстановку, приближенную к боевой". Только основным противником была не враждующая сторона, а свои отечественные "настоящие русские дороги". Тем не менее, ехали и чинили, и не столько автотехнику, сколько ветхие мостики через водные преграды. Здесь уж в полной мере проявлялись техническая грамотность и водительское мастерство, российская смекалка и всенародное "эй, ухнем!".
После преодоления участка Нарва – Гунгербург – Нарва 27 июля из Санкт-Петербурга пришел приказ: срочно возвращаться. 28 июля назначен Высочайший смотр императором России Николаем II.
Первый военный автопробег состоялся 4 – 28 июля 1911 г.
Предыдущее: | Успенский Николай Митрофанович |
Следующее: |
Сапожников Лев Николаевич |
Лучшее по просмотрам: | Колчак Ростислав Александрович |
Последнее: | Долматов Владимир Иванович |