Смирнов Михаил Иванович



Автор:
Дата: 2009-10-06 13:53

Смирнов Михаил Иванович родился 18 июня 1880 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его родителями были Иван Аникитич Смирнов— директор Санкт-Петербургской Ларинской гимназии и дочь протоиерея Александра Васильевна Смирнова. У Михаила было двое сестер и брат.В 1893 году Михаил Смирнов поступил в Морской корпус — одно из старейших военных учебных заведений России. Его основал еще в 1701 году Петр Великий. Там готовили офицерские кадры для строевого состава российского императорского флота. Обучаясь в Корпусе, Смирнов познакомился с будущим адмиралом А. В. Колчаком, который был назначен фельдфебелем в младшую роту. В 1899 году Михаил Иванович окончил Морской корпус, получив премию адмирала Нахимова.

Мичмана Смирнова зачислили в 3-й флотский экипаж Балтийского флота, но вскоре он получил новое назначение — на эскадру Тихого океана. В 1900 г. – младший флаг-офицер Штаба начальника Эскадры Тихого океана. В мае 1903 года М. И. Смирнов поступил в Минный офицерский класс — специальное учебное заведение, готовившее специалистов по минному и торпедному делу. Одновременно он нес службу в должности вахтенного начальника последовательно на крейсере 2-го ранга «Вестник», крейсере 1-го ранга «Светлана» и минном крейсере «Посадник». Но закончить Минный офицерский класс он не успел. Началась Русско-японская война, и недавно получивший очередной чин лейтенант Смирнов отбыл на театр военных действий. С апреля 1904 по февраль 1905 года Смирнов занимал должность флаг-офицера Штаба командующего флотом в Тихом океане, затем он служил вахтенным начальником на крейсере 1-го ранга «Россия», а в ноябре-декабре 1905-го в должности флаг-офицера Штаба командующего флотом Смирнов находился в плавании на крейсере «Громобой». Владивостокский отряд крейсеров был создан летом 1903 года. Во время войны его основной задачей было нарушение морских коммуникаций противника и отвлечения части сил японского флота от действий на главном направлении. Корабли отряда неоднократно выходили в боевые походы, основным результатом которых стало уничтожение и захват японских торговых и рыболовецких шхун, а также судов, доставляющих в Японию товары, которые могли быть признаны военной контрабандой. Результатом действий отряда стал отказ многих судовладельцев от рискованных перевозок на благо «Страны восходящего солнца».За участие в Русско-японской войне Смирнова наградили орденом Святой Анны 3-й степени, мечами и бантом к этому ордену, а позже — светло-бронзовой медалью в память Русско-японской войны.Осенью 1905 года Владивостокский отряд в составе крейсеров «Громобой», «Россия» и «Богатырь» отправился на Балтику. В Коломбо на острове Цейлон «Громобой» и «Россия» стали в текущий ремонт. Кронштадтская гавань встретила их лишь летом 1906 года. Крейсеры сразу же встали на капитальный ремонт.

В 1906 – 09 гг. – обер-офицер Морского Генштаба (МГШ). В 1909 – 1910 гг. – исполнял должность штаб-офицера высшего оклада МГШ. В 1910 г. – помощник старшего офицера линкора "Слава"; в 1910 – 1911 гг. – исполнял должность старшего офицера на линкоре "Слава". В 1911 – 1912 гг. – исполнял должность старшего офицера на линкоре "Пантелеймон". В 1914 г. окончил курс Николаевской Морской академии и вступил в командование эсминцем "Выносливый". В 1915 – 1916 гг. – командовал эсминцем "Казанец". В 1916 г. произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником штаба командующего Черноморским флотом. 7 июля 1916 года Михаил Иванович был назначен флаг-капитаном Оперативной части Штаба командующего Флотом Черного моря. Вскоре он получает чин капитана 1-го ранга за отличие по службе, а 5 сентября было Всемилостивейше утверждено пожалование Георгиевским оружием — одной из высших офицерских наград Российской империи.Уже через три дня после вступления в должность новый командующий флотом, подняв свой флаг на линкоре «Императрица Мария», вышел в море во главе отряда кораблей на перехват германо-турецкого крейсера «Бреслау». Пользуясь преимуществом в скорости, германо-турецкий крейсер сумел уйти в Босфор. Крейсерство «Бреслау» оказалось последним рейдом вражеских кораблей на Черном море. Награжден семью русским и иностранными орденами, тремя медалями. В 1917–1918 гг. – начальник морского отдела Русского заготовительного комитета в США, с прикомандированием к русскому посольству в Вашингтоне. С 20 ноября 1918 г. – контр-адмирал и управляющий морским министерством в правительстве Колчака. Подготовил к боевым действиям Речную Боевую флотилию (РБФ) из захваченных в Перми грузовых, пассажирских пароходов и барж: в составе ее были 3 дивизиона речных боевых кораблей, дивизион тральщиков, гидроавиабаза и служба связи с более чем 40 кораблями и 12 несамоходными плавсредствами. Снаряжение для РБФ ему пришлось разыскивать по всему востоку России, включая Владивосток, а также заграницу. Принял меры к подготовке в машинно-моторной школе Томска личного состава РБФ. Провел другие мероприятия по работе министерства (ноябрь 1918 – март 1919 гг.), в том числе – по созданию бригады Морских стрелков (12 декабря 1918 г., лично ввел для нее форму – смесь сухопутной и морской), ряда учебных заведений для флота, повышению боеспособности Сибирской флотилии на Тихом океане. Несмотря на то, что многие его мероприятия носили положительный характер, он настоял на выделении Морского министерства из Военного министерства, хотя в распоряжении Смирнова было лишь несколько боевых морских кораблей, и чтобы Морское министерство было укомплектовано по штату царской России, что вело к большому перерасходу средств правительства. Один из членов группы Михайлова, имевшей особое влияние на выработку того или иного решения правительственных вопросов. С весны 1919 г. – начальник Камской белогвардейской флотилии (РБФ). С апреля по июнь 1919 г., возглавляя РБФ, вел активные боевые действия, помогая сначала наступлению Колчака, затем прикрывая отступающие войска. В это время Смирнов силами РБФ поддерживал артогнем сухопутные белые части в основном против 2-й Красной Армии, обеспечивал переправу через Каму и прохождение транспортных судов, перевозил военные грузы. По общим отзывам, с этими задачами он справлялся успешно. Силы Смирнова 24 мая 1919 г. потопили красные канонерские лодки "Терек" и "Рошаль", пытавшиеся обеспечить переправу красных войск и тралить минные заграждения белых. По приказу Гайды 27 мая 1919 г., РБФ должна была содействовать войскам южной группы Сибирской армии генерала Вержбицкого, действуя на Каме между деревней Тихие Горы и устьем реки Белая. Смирнову пришлось выделить часть сил РБФ для предотвращения переправы красных на Белой. Для выполнения этой задачи, Смирнов 28 мая 1919 г. сосредоточил основные силы РБФ у устья реки Ик, в тоже время, отправив часть сил на Белую и Каму. Находясь на пароходе "Волга", в этот день руководил артиллерийским поединком между РБФ и Волжско-камской красной флотилией, завершившимся отходом красной флотилии. Смирнов 29 мая 1919 г. прикрывал отход левофланговых частей 4-го корпуса. В этот день красным удалось перерезать связь между РБФ и 4-м корпусом и пересечь Белую, создав, т. о., опасность захвата белой флотилии, но попытка переправы большевиков через Каму была отбита. В этот же день Богословский просил телеграммой Смирнова обеспечить отход частей левого фланга Южной группы Сибирской армии у Пьяного Бора и оказать им огневую поддержку в районе Чеганда-Пьяный Бор до устья реки Иж.

На фото: М.И. Смирнов слева от А.В. Колчака

 

Для этого РБФ обеспечила успешную минную постановку у Пьяного Бора и переправу через Белую ударного корпуса. Прорыв по участку реки в Чеганду, простреливавшемуся красными, был осуществлен ночью 30 мая 1919 г. Корабли Смирнова, прикрывая тихоходные баржи, переоборудованные в плавбатареи и плавбазы, подавили красную пехоту, пулеметчиков и артиллерию, пытавшихся не допустить прорыва белых. С отходом Сибирской армии, Смирнов решил уходить к Сарапулу. Утром 31 мая 1919 г. РБФ обеспечивал эвакуацию вспомогательных судов и плавсредств из Каракулино в Сарапул, в то же время, прикрывая фланг отхода 15-й дивизии и переправу на левый берег Камы 4-го корпуса у Николо-Березовки, для чего с двух сторон приказал выставить минное заграждение. На судах Смирнов эвакуировал остатки 58-го Акмолинского Сибирского стрелкового полка – 340 штыков и 2 орудия. В это время Смирнов потерял связь с Вержбицким и для ее установления, отошел на пароходе службы связи "Соликамск" 1 июня 1919 г. в Сарапул, где застал картину спешной эвакуации города. В это время создалась новая угроза захвата РБФ красными, так как возникла опасность взрыва ими моста в Сарапуле, в результате которого русло реки было бы перегорожено упавшими конструкциями и стало бы непригодным для прохода судов от Николо-Березовки. Под гаубичным огнем Смирнов прорывается в Николо-Березовку для эвакуации флотилии и обеспечивает охрану от взрыва сарапульский мост, выслав для этого флагман 3-го дивизиона РБФ – корабль "Грозный" и пароход "Кент". В ночь с 1 на 2 июня 1919 г. РБФ под руководством Смирнова прорвалась к Сарапулу. Корабли, по его приказу, шли двумя кильватерными колоннами – вооруженные суда прикрывали невооруженные. Во время прорыва РБФ 3 раза обстреливалась красными батареями. Одна из них, на холме у села Мазунино, была подавлена ответным огнем РБФ. С другой батареей, находившейся выше Мазунино, флотилия Смирнова выдержала 4-х часовой бой. У Сарапула РБФ сражалась сразу против 3 батарей красных гаубиц и трехдюймовок и пехоты, которые частично были подавлены. Так как скорость судов Смирнова была едва больше 8 километров в час, то в корабли было много попаданий, результатом чего стало потопление 2 июня 1919 г. парохода РБФ "Статный", но основные ее силы прорвались невредимыми. Смирнов сравнивал прорыв РБФ из Сарапула со знаменитым прорывом эскадры адмирала Фаррагута в бухту Мобиль в 1864 г. во время Гражданской войны в США: "этот не бывавший в истории речной войны со времен Мобиля прорыв слабо защищенных судов мимо целого ряда батарей кончился для нас крайне удачно".До начала июля 1919 г. Смирнов во главе РБФ прикрывал сухопутные белые войска, осуществлял для них огневую поддержку. С падением Перми, Смирнов отвел РБФ в устье реки Чусовой, где она была разоружена из-за невозможности действовать на мелководье и вскоре сгорела. Красные обвиняли Смирнова "в уничтожении народной собственности", но по его версии, корабли сгорели из-за разлива нефти. Член Особого Совещания в Сибири. Выступал противником сдачи Омска без боя, считая, что в случае его потери престиж белых в Сибири резко пошатнется.Михаил Иванович Смирнов был лично предан адмиралу Колчаку и Белому делу. Он остро переживал неудачи и трудности, с которыми сталкивался Верховный Правитель. Смирнов входил в состав Верховного совещания — органа, сформированного Колчаком 21 ноября 1919 года для координации действий между фронтом и тылом. Михаил Иванович выступал противником сдачи Омска без боя, справедливо считая, что в случае его потери престиж белых в Сибири резко пошатнется. При эвакуации Омска морской министр просил лично Колчака не отправлять его в Иркутск, а оставить при себе, но тот отклонил эту просьбу, сказав, что присутствие Смирнова в Иркутске необходимо для контроля над деятельностью правительства и подготовки речных сил для весенней кампании на Енисее. Видя неспособность чиновников Министерства путей сообщения, Смирнов сам с помощью морских офицеров составлял эшелон для эвакуации Совета министров в Иркутск.18 ноября 1919 года Смирнов прибыл с эшелоном Совета министров в Иркутск. 24 ноября эсеры его задержали в Глазкове — пригороде Иркутска, но вскоре отпустили.Когда власть Колчака и его правительства окончательно рухнула, Смирнов вместе с 17 флотскими офицерами и 13 солдатами команды Морского министерства вечером 4 января 1920 года покинул Иркутск. Им удалось достичь Байкала, а затем перебраться на железнодорожную станцию Михалево, занятую войсками атамана Семенова. После этого его путь лежал в Читу и затем в Харбин. Оттуда он перебрался в США, затем жил в Германии, Франции и, наконец, обосновался в Великобритании.

Смирнов участвовал в создании одной из первых морских эмигрантских организаций — «Союза взаимопомощи служивших в Российском флоте», организованном в Берлине (1922). Он опубликовал значительное количество исторических и теоретических статей в эмигрантской военной периодике. В 1930 году в Париже Военно-Морским Союзом, созданным и возглавляемым вице-адмиралом М. А. Кедровым, была издана его книга «Адмирал Александр Васильевич Колчак (краткий биографический очерк)», ставшая первым жизнеописанием выдающегося адмирала и государственного деятеля. Научное наследие М. И. Смирнова, не потерявшее своего значения до наших дней, еще ждет возвращения к российскому читателю. Автор ряда статей и воспоминаний о Колчаке.

Скончался в Лондоне по одним данным в 1937 году, по другим  26 августа 1940, либо во время Второй Мировой войны