Болдырев Дмитрий Васильевич



Автор:
Дата: 2013-12-12 23:06
Болдырев Дмитрий Васильевич (20 апреля 1885, Российская империя, Санкт-Петербург — 12 мая 1920) — русский философ, общественный деятель, участник Белого движения на Востоке России. Родился в Санкт-Петербурге в семье военного. Высшее образование получил, окончив Петербургский университет, историко-филологический факультет. После окончания ВУЗа, работал при кафедре философии. Проходил стажировки в Марбургском и Гейдельбергском университетах. С 1910 года – приват-доцент Пермского университета. Основная философская работа Болдырева – "Знание и бытие", осталась незавершенной и была опубликована его вдовой в Харбине в 1935 с предисловием Н.О.Лосского. Последний видел в Болдыреве своего последователя и яркого представителя интуитивизма. Действительно, Болдырев считал, что интуитивистские концепции Н.О.Лосского и С.Л.Франка открыли новые перспективы для философии, поскольку «преодолевают» дух субъективизма. Собственную гносеологическую теорию он называл «объективизмом», подчеркивая ее антипсихологическую направленность. В своей книге Болдырев обосновывал принципиальную несводимость знания к субъективному психологическому опыту, утверждал онтологизм познания, фундаментальную особенность бытия мира: «Единственный субъект, держатель знания, есть его объект, т.е. весь мир... Знание, очевидность есть свойство самого мира». Субъективизм, согласно Болдыреву, не может претендовать и на возникающие в человеческом сознании образы действительности. Он настаивал на том, что «между образом и предметом нет разницы по существу». Образ столь же объективен, хотя объективность эта и может иметь «ослабленный» характер. Знание и бытие по существу едины, и относительная вторичность знания определяется различием отношений в самом бытии. Даже в своих фантазиях человек не утрачивает связи с реальным, «объективным» бытием. Отношение Болдырева к российскому революционному опыту 20 столетия было последовательно отрицательным. Он был убежден в необходимости и плодотворности духовного «первенства» православной Церкви в общественной жизни России. 

   

С 1919 года работал директором пресс-бюро при Правительстве Верховного Правителя России адмирала Колчака. Вдохновитель и организатор добровольческого движения в Сибири, товарищ председателя «Братства Св. Гермогена по организации Дружин Святого Креста». В январе 1920 года был арестован в Иркутске вместе с адмиралом А.В. Колчаком. Умер в тюрьме от сыпного тифа.