Аксаков Константин Сергеевич



Автор:
Дата: 2009-10-22 12:40

Константин Сергеевич Аксаков родился в Петербурге в семье знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в семье “с пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому”, что, несомненно, не могло не отразиться на характере и мировоззрении Константина Сергеевича и его младшего брата Ивана Сергеевича. Детство его прошло в родовом поместье в Багрово, описанном его отцом в “Семейной хронике”. В 1832 г. Аксаков становится студентом филологического факультета Московского университета. Вскоре вступает в кружок Н. В. Станкевича, в который входили В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин. Белинский оказал огромное влияние на Аксакова. 

В итоге вывод: “Нам нечему учиться у Запада, в Древней Руси все было”, и только при Петре I преступное подражательство со стороны высших слоев русского народа привело к отрыву политической власти от традиционных форм политической жизни. Таким образом, в его исследованиях политических форм древнего правления четко прослеживается влияние Карамзина, создавшего благородный миф о древней и новой России. 

Большой интерес Аксаков проявлял к проблеме личности и свободы; как философ, он обнаруживает собственный подход к ней. Согласно его концепции, личность проявляет свою двойственную природу: негативную и позитивную. С одной стороны, развиваясь своим индивидуалистическим путем, путем самообособления и исключительности, она доводит себя до крайнего эгоизма и саморазрушается, с другой, путем самосовершенствования, самоограничения, самопожертвования, альтруизма во имя блага общественного, целого, личность находит в этом удовлетворение и смысл жизни. 

Важнейшим условием ее истинного развития является русская община. “Личность в русской общине, – писал Аксаков, – не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма…. личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре, где каждый певец поет своим голосом, но подчиняясь задачам, которые выполняет хор в целом”

 

Главная причина превосходства русского народа перед народами Запада, по мнению Аксакова, заключена в особом его национальном складе характера: во-первых, в нем (русском народе – Л. Голиков) более всего развиты общечеловеческие принципы, “дух христианской гуманности” и высоко-нравственной жизни; во-вторых, в его природе отсутствуют такие негативные черты как чувство национального эгоизма, национальной исключительности, враждебности к другим народам; в-третьих, в нем есть неиспорченное цивилизацией чувство справедливости в решении социальных вопросов общинная взаимопомощь, исключающая подавление интересов каждого общим, духовная цельность, основанная на религиозно-нравственном мировоззрении, духовная свобода индивидуума; в-четвертых, принадлежность к единому славянскому племени, с его единомыслием, основанном на любви, братстве и патриотизме. 

Свои политические взгляды Аксаков более полно изложил в “Записке о внутреннем состоянии России”, подготовленной им для Александра II, царя, “умевшего слушать истину”, навеявшего либеральные настроение обществу после длительного правления Николая I. Именно в этот период распространялись идеи ограниченного самодержавия, введения в России конституционной монархии и установления духовной свободы. 

Из “Записки” ясно, что Аксаков не только противник ограниченного самодержавия, но и выступает против популярной идеи политической свободы, которая могла бы породить нежелательные стремления достигнуть ее революционным путем, что наверняка бы разрушило веками установившуюся самобытность русского народа, развивающуюся по своим собственным внутренним законам.

Итак, будучи сторонником духовной свободы, Аксаков, как и все славянофилы, был горячим поклонником самодержавия, выступая против его ограничения. Соединенное с православием, как свободным сотрудничеством верующих христиан, и народностью, уходящими глубокими корнями в традиционные формы общественной жизни допетровского периода, самодержавие имеет свою опору и жизненную силу

Н. О. Лосский в своем очерке о К. Аксакове в “Истории русской философии” писал: “Ненависть Аксакова к Западной Европе была такой же сильной, как и любовь к России. Киреевский, Хомяков, указывая на пороки западной цивилизации, в то же время признавали ее достоинства. Они любили западную цивилизацию и настаивали на необходимости синтезирования ценных элементов западного и русского духа. К. Аксаков видел только темные стороны западной цивилизации: насилие, враждебность, ошибочную веру (католицизм и протестантизм), склонность к театральным эффектам, „слабость"”

И действительно, вся жизнь этого идеолога славянофильства была посвящена главной задаче—развенчать чары петровской эпохи и пробудить традиционный религиозно-нравственный дух русского народа допетровского времени. Аксаков фанатически верил в его активную силу, способную защитить свою свободу, крестьянскую общину (“внутреннюю правду”) от разрушительных факторов внешней формы (“внешней правды”), зараженной разлагающим духом Запада.


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Келлер Федор Артурович
Следующее: Ушаков Федор Федорович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович