Сущность виртуального спора.



Автор: Михаил Хворостов
Дата: 2009-10-09 09:30

В наше время все большую роль в жизни людей и общества играет интернет, и как следствие этого многие дискуссии и споры перемещаются в виртуальную область. Однако, это перемещение сопровождается не только изменением формы общения, но и изменением самой сущности спора, его целей, и более того во многом определяет структуру мышления участвующих в споре субъектов.

 
    Как правило, интернет-спорщики не имеют изначально цели затевать дискуссию, и она начинается под действием бессознательного, эмоционального импульса. Вследствие этого сама дискуссия чаще всего не поднимается выше иррационального уровня, а ее двигателем являются примитивные эмоции и желания. Главное из них – самоутверждение. Вступив в бесчисленные споры на одни и те же, или на разные темы, субъект преследует цель – убедить себя в собственной правоте. В сущности – мышление спорщика пребывает в циклическом процессе самоутверждения, при этом, не ставя себе цели углубить или расширить свое мировоззрение. А мировоззрение рассматриваемых субъектов чаще всего неумело сшито из фрагментов где-либо подхваченной информации. Несколько раз поспорив и утвердившись в своей правоте, субъект выбирает новый объект для спора, возможно, даже никак не связанный с предыдущим. Однако, находящийся на том же уровне понимания – то есть поверхностном и фрагментарном.

 
     Наиболее ярко выражено это для политических и исторических споров в виртуальной плоскости. Субъекты занятые подобной тратой времени, ставят себе цель показать свою жизненную позицию на важные вопросы. Это, конечно, похвальное занятие, но не имеющее смысла, хотя бы потому, что у подавляющего большинства этих субъектов даже отсутствует целостное миропонимание. По сути, они лишь пересказывают, или откровенно копируют информационные массивы, обнаруженные в беспорядочном океане сведений (интернете). Результат подобного спора, это не только безполезная трата времени, но и деструктивное влияние на собственное мышление субъекта.
     Он привыкает не к целостному восприятию (сверхрациональному) и даже не к гармоническому выстраиванию информационных квантов (рациональному), а к хаотическому поглощению случайных сведений (иррациональному).
      В принципе, по моей личной статистике все это применимо к 97-98% виртуальных спорщиков, а оставшиеся 2-3% от них все же отличаются, и отличаются, прежде всего, методом ведения спора. Это субъекты уже имеют свое целостное мировоззрение (чаще всего выстроенное вне виртуальной реальности), а спор в интернете используют для проектирования своего миропонимания на информационную среду. Они никогда, по сути, и не спорят – они высказываются и всегда вполне определенно. Мнение свое они не меняют, хотя бы потому, что цель их пребывания в сети расширение и углубление своего мировоззрения, а никак  не его самоутверждение. Это отличает их от большинства спорщиков, которые никогда не стремятся глубже понять свои убеждения, а лишь повторяют их. Когда повторение неизбежно надоедает, происходит смена объекта.


    Однако, стоит сразу ввести некоторые пояснения. Расширение – это не процесс поиска новых источников о той или иной теме, это включение новых параметров в рассматриваемую тему. Углубление же – это рассмотрение тех же проблем, но при помощи новых методов, и на новом уровне.  
     Следует весьма осторожно подходить к спору в плоскости интернета. Важно ставить своей целью углубление знаний, а не их доказательство.
     В споре субъекты обычно высказывают лишь поверхностные суждения, которые не могут служить поводом для серьезной мыслительной деятельности.
     Мною был рассмотрен конкретный процесс спора в Сети, как одна из множества частей составляющих интернет. Отталкиваясь от этой проблемы можно задаться еще большим вопросом – о сущности текущего и наступающего времени.
     Учебники по социологии сообщают, что в постиндустриальном обществе, основной ценностью является информация. Уже это говорит о неполноценности постиндустриального общества, хотя бы потому, что в предыдущие эпохи ценность представляло – знание. Говоря проще – обдуманная и осмысленная информация, ставшая частью единого целого – мировоззрения субъекта.
     Вообще довольно распространенное определение “информации” – это сведенья необходимые для реализации какой-либо цели. Для людей прошлого и, к счастью, для большинства сегодняшних эта цель вполне определенна – получение знания, или же реализация каких-либо практических интересов. Но в виртуальной среде действуют совсем иные законы, там цель обычно возникает спонтанно и не имеет определенной задачи (получение знания – исключено, так как спорщик исходно уверен, что это “знание” у него уже есть). Итог – формирование обрывочности в мировоззрении, приводящее либо к уходу из сетевой реальности, либо иррациональному фанатизму (в большинстве случаев, сугубо виртуальному).
     Конечно, мною описан лишь один из элементов жизни общества. Но ведь и рынок, когда-то был всего лишь элементом западноевропейского, традиционного общества, однако, потом он стал диктовать условия всем остальным его частям, а со временем поглотил их и стал распространять свое влияние уже за пределы европейского пространства. Это обусловило переход от Традиционного общества, к обществу Модерна.
     Не станет ли экспансия виртуальности условием перехода к обществу Постмодерна?