CREDO



Автор: К. М. Александров
Дата: 2012-12-30 14:58

Девяносто пять лет назад произошёл Октябрьский переворот. Дата в некоторой степени условна. Большевики приступили к захвату власти в столице ещё до 25 октября, а их «триумфальное шествие» по России растянулось во времени едва ли не до конца года.

 

Главная цель ленинцев-сталинцев заключалась в том, чтобы построить социальную утопию и создать нового человека. Собственно, намёк Михаила Булгакова в «Собачьем сердце» очевиден. Блестящая киноэкранизация повести наглядно показала писательский замысел. Последствия очевидны. Утопия с треском провалилась.  Советский Союз рухнул. И никто его не вышел защищать.  Но нового человека коммунисты создали. Собрали. Слепили.  Старик Дракоша у сказочника-корниловца перед смертью шипел с чувством полного и глубокого удовлетворения: «Оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души».  Попутно в ходе невиданной генной инженерии погибли миллионы людей. За первые 35 лет советской власти — более 50 миллионов (из них 27 военных). Ещё примерно 1,5 миллиона выгнано с родины. В числе погибших и изгнанных миллионов — самые совестливые, честные, жертвенные, трудолюбивые, развитые, умные, надёжные, добрые, верующие, способные, деятельные, энергичные, самостоятельные, пассионарные… Разные.  И у тех, кто погиб — дети и внуки не родились.  А у тех, кто воевал против Бога и штурмовал Небо — родились.  С тем и живём. А другая Россия лишь у Бога.  Нельзя переиграть гражданскую войну, закончившуюся 90 лет назад. Та война давно состоялась и её участники предстоят перед лицом Божиим. Пошло играть с водочкой в ту гражданскую войну сегодня — особенно в новодельных формах — это значит превращать историческую трагедию в оперетку в глазах обывателей.  Современный массовый униформизм, конечно, разновидность духовного заболевания. Фальшивая форма означает желание натянуть на себя чужую жизнь, вернее, её фрагмент. В то время как своя, нынешняя — подлинная — наполнена пустотой. Вот и приходиться заполнять её суррогатом.  Обыватель же, при случайном столкновении с таким защитником «единой-неделимой» либо пугается, либо смеётся. Он вспоминает школьный курс истории, и наконец-то понимает, почему белые проиграли гражданскую войну — при таких-то маргинальных наследниках… Ведь кроме чучелок в театральных мундирах обыватель не видит более ничего, что ныне вызывало бы ассоциации с Белым движением.  Маргинал — это ведь не только человек, выпавший из своей социальной или профессиональной группы. Это ещё и персонаж, стремящийся присвоить себе чужие функции и качества, которыми он сам ни в коем случае не обладает. Наш современник, облачённый в копию, полагает, что стал носителем ценностей участников Белого движения, давно ушедших в мир иной. На самом деле у него нет никаких основательных ценностей — ни своих, ни чужих. Есть иллюзия, тяга к суррогату и желание выдавать себя за кого-то другого. Особенно если своя — настоящая жизнь —безответственно не задалась. Отсюда и частая трансформация ряженых в водкоистребительные команды.  Правда, есть ещё полупьяные псевдоказаки — свирепые борцы за святую Русь с перформансными выставками и половыми извращенцами. Среди псевдоказаков нет воинов-земледельцев, зато полно городских хулиганов. Но это вообще тема отдельного разговора.  Бог каждодневно ставит христианина не в искусственные, а в реальные и вполне конкретные обстоятельства. Нас с вами — в обстоятельства реальной российской жизни со всеми её приятностями и безобразиями (безобразий, естественно, больше). И проверяется человек лишь через претворение, преобразование, преодоление заданных Богом обстоятельств. Только так он обнаруживает своё состояние и подлинную суть.  Претворение, преобразование, преодоление обстоятельств совершается лишь через воцерковление, духовный рост и богопознание, через изменение своей личной жизни и отношений с ближними. Через делание — самого себя. И конкретную деятельность, малые дела — меняющие, пусть и в малой степени, настоящий, а не придуманный мир. При таком поведении всякие копии и подражания оказываются ненужными.  Что мы должны понимать — и можем предложить не многим единомышленникам — в российских реалиях, 95 лет спустя после Октябрьского переворота?  

Мы не играем в гражданскую войну. Не изображаем из себя белоэмигрантов.  Мы живём в разрушенной и изувеченной Российской Федерации — стране, проигравшей ХХ век, и доставшейся нам в таком виде от наших родителей. Больше экономики в современной России искалечены человеческие души — многолетним враньём, цинизмом, принудительным лицемерием. Поэтому одно из главных требований — быть честными и искренними.  Белое движение — вдохновляющий образ. Исторический пример правильного личного поведения христианина-мирянина в тяжелых обстоятельствах. Однако многие достижения программного творчества Белых правительств, в первую очередь Правительства Юга России генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля и Александра Васильевича Кривошеина, не утратили актуальности и сегодня. Не забудем об этом.  

Большевизм — доктрина и практика, отрицающая Бога и Образ Божий в человеке, попирающая свободу и достоинство, честь и право, национальную культуру и творчество, собственность и семью. Большевизм — это духовное и экономическое рабство, принудительное лицемерие и циничное властопоклонничество во имя ложного государственного величия. Сталинщина лишь естественная и неизбежная эволюция большевизма, в котором она с момента его зарождения олицетворяла криминально-уголовное начало.

 

Готовность и способность многих людей с беспринципной легкостью кланяться сегодня любой силе и любой власти с любым знаком — ради сохранения положения, денег, прибытка — результат большевизма и сталинщины. Примирение и согласие с ними невозможно. Сопротивление большевизму — единственно возможное нравственное отношение к нему со стороны русского человека. Поэтому нами движет не ненависть, а любовь. Любовь к тем людям, которые сумели совершить высокий поступок, и нашли в себе силы сопротивляться Злу во имя Добра. И к тем, кто был безжалостно уничтожен большевиками или отправился в изгнание — к их мукам, страданиям, памяти.  Большевизм в России — это не результат «заговоров» или воздействия «мировой закулисы», а долгой и тяжелой болезни русского общественного организма. Болезни, которая, увы, продолжалась десятилетиями, если не веками.  Нужно быть откровенными и признать: роковая социальная болезнь стала следствием провала христианской проповеди и малого воцерковления, государственного подчинения Церкви, слабости институтов собственности, предпринимательства, самоуправления, низкой правовой культуры и просвещения. Прямую ответственность за это печальное состояние несёт историческая власть и элита. Однако народ несёт ещё большую ответственность за большевизм, на который он дал своё согласие.  Частичным искуплением всероссийского общественного греха стало национальное сопротивление, начавшееся с создания «Алексеевской организации» в Петрограде и самоотверженной борьбы юнкеров и учащейся интеллигентской молодёжи в двух столицах. Оно продолжалось десятилетиями.  В разное время в сопротивлении участвовали монархисты, республиканцы, непредрешенцы — от седых и представительных генералов, водивших в атаки добровольцев, до замученных продразвёрсткой, а затем коллективизацией крестьян, восстававших против своих угнетателей с вилами и обрезами. Затем в нём участвовали русские люди, нашедшие силы и мужество бросить вызов Сталину, создавшему уникальную систему государственного рабства, подавления и духовного растления личности.  В исторической ретроспективе сейчас очевидно, что пафос всего сопротивления сводился к простому и понятному лозунгу: «Да здравствует Россия, освобожденная от большевизма!»  Объективно участники антибольшевистского сопротивления защищали принципы, без которых невозможно человеческое общежитие: свободу хозяйственной деятельности и собственности, состязательность в разных сферах жизни и творчества, традиционную культуру и национальную самобытность, Церковь и свободную христианскую проповедь, обращенную к каждому человеку, право и милостивый суд, востребованный опыт которого дали великие реформы Александра II.  И самое поразительное, что спустя почти век, перечисленные принципы по-прежнему актуальны и требуют укоренения в русской жизни. Только задача усложнилась, потому что советское прошлое держит всех мертвой хваткой.  Наивно полагать, что мы решим поставленные задачи, требующие огромного политического влияния, а по существу — власти. Однако мы действуем на доступном и понятном уровне. Дела и свершения должны быть реальными и вызывать резонанс, служить положительным примером волевого усилия и образцом для сравнения — например, с анонимными битвами на Интернет-форумах или протестными воплями на уличных акциях в сомнительном окружении.  Поздно? Ненужно? Глупо? Бессмысленно? Наивно?..  Неправда. То, что мы делаем, мы делаем Христа ради.  Бездеятельность, брюзжание, уныние — удел слабых. Мы христиане.  Любые слова, не подкрепленные поступками, подобны грохоту гремящей бочки. И каждый приходящий в наш круг должен помнить, что он приходит отдавать, а не брать, жертвовать, а не получать. Следовательно, напрасны надежды на бонусы, привилегии и удовольствия. И не способный отдавать, рано или поздно, станет посторонним.  Необходимо сохранять трезвость — в оценках прошлого, настоящего и будущих перспектив. Избавимся от иллюзий и ненужных восторгов. Самое главное — не переоценивать маленьких успехов, но стремиться преумножить возможное.  Что мы по-прежнему предлагаем?  Некрополи, книги, сайт, конференции, памятники и мемориальные доски, выставки, плакаты, календари, киоты, совместная молитва… Нужное подчеркнуть. Дальше — посмотрим. Поддержите любой наш проект.  И это будет самым правильным поступком в День Скорби и Непримиримости.

Кандидат исторических наук К.М. Александров