Станет ли Светлый праздник Воскресения Христова новым государственным праздником?


Статья о государственных праздниках в России, и их последних изменениях
Автор: К.М. Александров
Дата: 2009-04-20 13:32
     В России – премьера «новых» праздников.
     Станет ли Светлый праздник Воскресения Христова новым государственным праздником? Вопрос об этом пока только обсуждается в высших эшелонах власти. С одной стороны, наши соотечественники радуются каждому новому выходному дню, как маленькие дети – плюшевым медведям и шоколадным сладостям. С другой стороны, по действующей Конституции, Российская Федерация – государство светское, тем более многоконфессиональное, и подобная инициатива вступила бы в явное противоречие с конституционными принципами. Но, видимо, чтобы российские граждане всё-таки не теряли вкус к праздничным и памятным дням, в этом году накануне Пасхи президентским указом им вновь подарили целый ворох новых мемориальных дат, с 2010 года помещенных в государственном календаре и раскрашенных в разные цвета.
 
     
Итак, 29 июня по инициативе Брянской областной думы мы отмечем теперь «День партизан и подпольщиков». Основанием именно для этой даты предлагается считать издание 29 июня 1941 года директивы ЦК ВКП(б) партийным организация прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств «на разгром фашистских захватчиков», опре-делявшей, в частности, задачи по разжиганию партизанской войны на оккупированных территориях Советского Союза. Здесь надо подчеркнуть, что именно на Брянщине летом – осенью 1941 года созданием просоветских партизанских формирований занимались со-трудники территориальных органов Орловского управления НКВД. По мере продвижения войск Вермахта в западных и юго-западных районах Орловской области, включая Брянщину, на нелегальное положение переходили целые районные отделы органов НКВД. На-верное, ни в одном оккупированном регионе участие чекистов и органов госбезопасности в партизанском движении не было так заметно, как на Брянщине, где в 1941–1943 годах шла подлинная гражданская война между сталинскими партизанами и русскими силами самозащиты, созданными в тылу немецкой группы армий «Центр». Более двадцати пяти тысяч действовавших здесь партизан опирались на подпольный аппарат местных органов НКВД, руководивших всем движением. Поэтому естественно, что именно Брянская областная дума подарила современной России такой «патриотический» праздник.    
     Удивительно другое – в российском календаре еще не было ни одного праздника, формальным поводом бы для которого служила директива ЦК ВКП(б). Действующим постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 9-П/Часть III от 30 ноября 1992 года «подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах – зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей». Поэтому совершенно непонятно, каким образом факт издания любой директивы ЦК ВКП(б) может служить основанием для какого-либо государственного праздника.    
     В силу своих научных интересов автор настоящих строк много лет интересовался историей партизанского движения на оккупированных территориях Советского Союза. В этой связи хотелось бы познакомить читателей с некоторыми фрагментами избранных документов, которые живописно изображают «результаты» ревностного выполнения дирек-тивы ЦК ВКП(б) на местах:  
     Из доклада от 18 апреля 1942 службы информации в Траснистрии (Одесса):
«С момента замурования выходов из катакомбы и до февраля 1942 года находящиеся в катакомбе [партизаны] не показывали никаких [при]знаков жизни. Из последующих проведенных расследований установлено, что [партизанская] группа в катакомбе стояла перед двумя проблема-ми: отсутствие продуктов и желание некоторых партизан выйти из катакомбы и сдаться румын-ским властям, – это намерение было решительно отвергнуто руководителем этой партизанской группы Солдатенко Александром, угрожавшим смертью любому, кто бы осмелился уйти. Первая проблема была решена убийством [партизана] Бялика и его жены, которые были разрезаны на куски, положены в бочки и засолены. Это продовольствие потреблялось некоторое время в виде борща и жаркого. Солдатенко, как руководитель, оставил для себя мозги расстрелянных. Это решение было принято Солдатенко на основании специфического большевистского критерия – Бялик и его жена не были членами этой группы и не были членами Коммунистической партии. В определенный момент, когда кончались эти продукты, перед каждым встала проблема, кого следующего положат в бочку. Мысль покинуть катакомбу пустила корни. По этой причине несколько лиц счита-ли себя более подходящими для первенства (в бочонок), поэтому 1 февраля 1942 года часть из них смогли преодолеть бдительность Солдатенко и выйти [на поверхность] через недостаточно хорошо замурованное отверстие».    
    Из радиограммы советского агента «Кармен» от 3 марта 1943 о ситуации в пар-тизанском соединении в районе города Сумы:
«Сообщаю, что многие [партизаны] из отряда занимаются мародёрством, берут всё, что попадается им под руки, вплоть до того, что берут одеяла, простыни, белье нужное и не нужное им. Командование мер не предпринимает».
     Из докладной записки от 12 мая 1944 бывших партизан соединения им. Будённого наркому госбезопасности Украинской ССР С. Р. Савченко:
 «По пути движения нашего отряда, личный состав отряда, помимо выполнения своих прямых задач, имел большие недостатки, как-то: грабежи, мародёрство мирного населения и наси-лие над женщинами <…> В селе Дубовцы, под Тарнополем, была изнасилована женщина в возрасте 40-45 лет партизанами Гардановым, Панасюк, Мезенцевым, командиром отряда Бубновым и другими. В селе Верхобуж, под Бродами, старшина Мезенцев пытался изнасиловать девушку. Она не соглашалась. Тогда он, Мезенцев, взял девушку и ее мать 65 лет, вывел на улицу ночью и под страхом оружия требовал их согласия. Поставил к стене и стрелял из автомата над головами, после чего изнасиловал старуху 65 лет. В одном селе, под городом Снятином, старшина Мезенцев, напившись пьяным, вынул пистолет и пытался изнасиловать девушку, которая убежала, тогда он изнасиловал бабушку её, которой было 60–65 лет. При проверке этой квартиры было обнаружено много коммунистической литературы. По утверждениям соседей, сын этой старушки был учите-лем и членом Коммунистической партии, за что арестован и расстрелян немцами. Другой сын в Красной армии, взят по призыву 1940 года».    
     Из донесения штаба войск безопасности тыла группы армий «Центр» о резуль-татах нападения партизан 28 августа 1942 на станцию Славное (участок Орша – Борисов):
«Начальник станции убит, начальник службы движения тяжело ранен, остальные служащие станции невредимы. Сожжены станционные здания и 100 домов в деревне. Убито около трехсот мирных жителей, дружественно настроенных к немецким войскам».   И так далее.
 
На фото: Советские партизаны в годы Второй Мировой войны

 

Подобных документов сегодня известно более чем достаточно. Думаю, что и некоторые читатели могли бы дополнить вышеприведенные свидетельства, в достоверности которых нет оснований сомневаться. Конечно, и карательные операции нацистов на оккупированных территориях были настоящим народным бедствием. Но, во-первых, советские партизаны были как бы «свои», а, во-вторых, в связи с созданием в 1941 году нацистских зондеркоманд в современной Германии никто не устанавливает государственных праздников.    
     Вместо ельцинского «Дня согласия и примирения», к нам вернулся «праздничный день» 7 ноября, который теперь официально называется так: «День Октябрьской революции 1917 года». Надо признаться, что возвращение в качестве «праздника» годовщины ле-нинского переворота не вызвало особого удивления – это совершенно естественно, учитывая специфические особенности нашей власти, которая видит в советском прошлом истоки собственного происхождения. В известной степени, это может быть и уступка «левой» части современного российского общества, сделанная с целью повысить свою популярность, пошатнувшуюся под влиянием социально-экономического кризиса.  
     А может быть, всё намного прозаичнее? Скорее всего, за этими двумя «праздничными» датами – 29 июня и 7 ноября – скрывается даже не историческая безграмотность или какая-то особая любовь к Коммунистической партии, а просто заурядное чиновное равнодушие. Безразличие. Что и кто будет «праздновать» – не имеет это никакого значения, лишь бы только безмятежному существованию власти соотечественники не достав-ляли лишнего беспокойства. Возможно ли вообще сегодня в России преодолеть это казён-ное безразличие с застарелым привкусом советского цинизма?      Ответа нет. Поэтому пока утешаться можно лишь одним – к счастью, партизаны были разные.
     Новый праздник в российском календаре ведь не конкретизируют, о каких именно партизанах идет речь…

Кандидат исторических наук Кирилл Александров, Санкт-Петербург