Я пламенный бард Северо-Западной армии!



Автор: Сергей Глезеров
Дата: 2010-09-08 19:01

7 сентября, 140 лет назад родился А. И. Куприн. Девяносто лет назад, в октябре 1919 года, в Гатчине, занятой Северо-Западной армией генерала Юденича, стала выходить газета «Приневский край». Активнейшее участие в ней принял живший в то время в Гатчине Александр Куприн.  В советские времена сотрудничество Куприна с белым движением считалось «темным пятном» в его биографии, об этом факте творческой судьбы всячески умалчивали, а документальную повесть «Купол Святого Исаакия Далматского», в которой писатель подробно рассказал о своем участии в армии Юденича, о создании «Приневского края» и о своей работе в качестве редактора, как, впрочем, и многие другие эмигрантские произведения, в нашей стране не печатались. Тем не менее даже для советских исследователей и писателей повесть Куприна «Купол Святого Исаакия Далматского», доступная только в эмигрантских изданиях, была главным источником информации об участии писателя в «Приневском крае».   Так, литератор В. А. Кочетов в романе «Угол падения», посвященном разгрому белогвардейцев под Петроградом в 1919 году, почти дословно воспроизвел содержание «Купола», переведя лишь некоторые высказанные в рассказе мысли Куприна в прямую речь от лица писателя. Стремясь «оправдать» писателя, советские исследователи пытались изобразить сотрудничество Куприна с белыми непреднамеренным и вынужденным. Однако сам писатель и во время гражданской войны, и в последующие годы эмиграции говорил об обратном. По его словам, «газетная служба Родине и Армии началась для меня с последних февральских дней 1917 года...» Интересно, что впоследствии Куприн, оценивая роль периодической печати, замечал: «Ах, печать - обоюдоострое оружие! Она несет с собой свет, знание, гласность, справедливость, но она же, подобно базарной торговке, усердно разносит по всему миру грязь, сплетню, каверзу, клевету...». С самых первых «дней свободы» он выступил ярким газетчиком-публицистом в изданиях эсеровского и либерального характера. В своих публикациях Куприн восторженно приветствовал свободу, но в то же время предостерегал от «крайностей» революции, выражая опасение, что в своей ненависти к павшему царизму народные массы бессмысленно уничтожат многие духовные и материальные ценности. Писатель выступал также за продолжение войны с Германией до победного конца.  Октябрьскую революцию Куприн воспринял крайне неоднозначно. Куприн считал, что у большевиков слово расходится с делом, что они, фанатики идеи, несут угрозу культуре и несут всю ответственность за лишения, голод, террор и разруху в стране. Такая позиция Куприна не могла не остаться незамеченной властями. За одну из своих статей в газете «Молва» в июне 1918 года, написанный в защиту великого князя Михаила Александровича, писатель подвергся недолгому аресту.  И в то же время Куприн пытался найти выход в культурной работе и на этой почве старался наладить контакт с новой властью. Он задумал издание беспартийной и неполитической газеты специально для деревни - для просвещения крестьянства. При посредничестве Горького даже состоялась встреча Куприна с Лениным, который в принципе одобрил план и программу такой газеты, поручив практическую сторону дела председателю Моссовета Л.Б.Каменеву, но тот зарубил идею на корню...После этого позиция Куприна определилась окончательно, и когда в ночь с 16 на 17 октября 1919 года части армии Юденича, наступая на Петроград, вошли в Гатчину, сомнений у писателя не было. В «Куполе Святого Исаакия Далматского» Куприн определенно высказывает свою гражданскую позицию: «Победоносное наступление Северо-Западной армии было подобно для нас разряду электрической машины. Оно гальванизировало человеческие полутрупы в Петербурге, во всех его пригородках и дачных поселках. Пробудившиеся сердца загорелись сладкими надеждами и радостными упованиями». На следующий день после прихода белых в Гатчину генерал-губернатор освобожденных от большевиков территорий Северо-Запада П.В. Глазенап сделал Куприну официальное предложение участвовать под началом литератора, донского атамана П. Н. Краснова, возглавившего у Юденича отдел пропаганды армии, в создании и выпуске прифронтовой газеты. Куприн тотчас согласился и немедленно приступил к работе.  Уже через 28 часов после предложения Куприну участвовать в газете, название которой - «Приневский край» - родилось после мучительных раздумий и принадлежало Краснову, ее первый номер вышел в свет в Гатчине. Произошло это в 2 часа дня 19 октября 1919 года. Тираж первого номера составил 307 экз., впоследствии тираж довели до 1 тыс. экз. Куприн получил от Глазенапа полномочия реквизировать бумагу в каком-либо магазине (под расписку), и «прекрасную оберточную рыжую бумагу» реквизировали в магазине Офицерского Экономического Общества. Пригласили трех наборщиков, которым, по предложению Куприна, выдавался солдатский паек. «Станок был если не Гуттенбергов, то его внучатый племянник, - отмечал Куприн. - Он печатал только в одну полосу. Чтобы тиснуть продолжение, надо было переворачивать лист на другую сторону. Приводился он в действие колесом, вручную, в чем я принимал самое живое участие... Этот станок, этого верблюда, мы таскали с собой потом в Ямбург, в Нарву, в Ревель. Разбирали и собирали. Главный его недостаток был в медлительности работы». Распространение «Приневского края» осуществлялось путем розничной продажи.

На фото: Генерал Юденич, 28 сентября 1919 года Северо-Западная армия 



Как вспоминал Куприн, первый номер газеты разошелся необыкновенно быстро, «по цене полтинник на керенки», но «мы сами не знали, куда девать вырученные деньги». Цена газеты росла: в № 2 указывалась цена в 50 коп., в № 10 - 70 коп. Газета предоставляла скидку оптовым покупателям издания, «покупающим сразу более 50-ти экземпляров». В Гатчине продажа газеты производилась в помещении конторы при типографии в бывшем кинотеатре на Большой Петроградской улице. Газета имела подзаголовок «военно-осведомительная, литературная и политическая газета» и предназначалась для гражданского населения районов, освобожденных от красных, в отличие от «Вестника Северо-Западной армии», предназначенного прежде всего для воинских чинов. Цели издания указывались следующим образом: «Газета рождена в буре и пламени. От нее трудно требовать сначала аккуратности в выходе и большого разнообразия материала. Но зато мы можем ручаться за полную точность и правдивость ее сведений, черпаемых из первоисточника... Наша партия? Разве когда горит дом, когда буря треплет корабль или когда родного человека пожирает горячка - разве тогда дело в партийности? Спасение и оздоровление России, мирный труд под защитой твердого, самим же народом избранного правительства, счастье и довольство народа - вот наше стремление! Все для России - вот наш девиз!».

На фото: Александр Иванович Куприн



Ключ к пониманию «Приневского края» можно найти в строках Куприна из «Купола святого Исаакия Далматского»: «Я пламенный бард Северо-Западной армии. Я никогда не устану удивляться ее героизму и воспевать его». Практически все материалы для публикации готовились Куприным и Красновым, выступавшим под именем Гр. Ад. (Град - имя его любимой скаковой лошади). В газете печатались приказы и воззвания, сообщения о боевых действиях на фронте, статьи на исторические темы (автором их был, в основном, Краснов) - о Смутном времени, о собирании Руси, о Петре I, о политической жизни Европы и т.д. В каждом номере газеты жирным шрифтом на всю полосу печатались антибольшевистские лозунги и афоризмы, емко выражавшие идеологию белого движения, например: «Троцкий - убийца крестьян», «Ленин - предатель рабочего класса», «Долой большевиков!», «Долой коммунизм!», «Кого боялись и ненавидели большевики? Крестьян! На них лопнула затея большевизма», «Птица вьет гнездо. Человек собирает дом. А большевики кричат: Долой собственность!» и т.д.  В дни октябрьского наступления на красный Петроград, когда казалось, что осталось совсем чуть-чуть, и белая армия, как освободительница, ворвется на улицы и площади бывшей российской столицы, газета призывала забыть во имя грядущей победы о партийных распрях и о личных властолюбивых стремлениях и амбициях.  «Теперь нет и не может быть ни монархистов, ни социалистов-революционеров, ни кадетов, но должны быть только русские люди, спасающие Россию от большевиков... Долой себялюбие, долой личные и партийные счеты, Родина-мать зовет нас творить великое дело оздоровления и чистки своего дома». Даже во время разгрома Северо-Западной армии лозунги «Приневского края» призваны были нести читателям газеты оптимизм и веру в победу, например: «Мы боремся за правое дело. Наша победа близка», «Крестьяне! Кто командует вами в советской деревне? Последний пьяница и лентяй», «Коммунизм нравится только паразитам и лентяям». Как писал впоследствии Куприн, газетная работа в качестве редактора «Приневского края» доставляла ему «удовлетворение и гордость». В то же время сохранились свидетельства, что Куприн был всегда доволен ходом дел в газете и жаловался на «генеральское засилье».Кстати, кроме редакторской деятельности, Куприн принимал участие и в другой агитационно-издательской деятельности белого движения. Так, после прошедших сразу же после вступления белых войск в Гатчину слухов о предстоящих еврейских погромах, писатель составил воззвание в защиту гатчинских евреев. Сперва воззвание напечатали в «Приневском крае», затем оно «прошло через цензуру начштаба, сурового и весьма монархичного капитана Видягина, подписано было генералом, графом Паленым, и затем расклеено на столбах».  Во время ноябрьского отступления армии Юденича, превратившегося фактически в бегство, Куприн находился в районе Ямбурга и Нарвы, куда он выехал, чтобы набрать материал для «Приневского края». Пробираться в уже занятую Красной армией Гатчину Куприн не рискнул.  Среди причин, побудивших его примкнуть к отступавшей белой армии, были две «роковые», пренебрежение которыми, по мнению писателя, ставило под угрозу его собственную жизнь и жизнь его семьи. Во-первых, большевики угрожали Куприну расстрелом за его политические взгляды (об этом писал редактор гельсингфорской газеты «Новая русская жизнь» Ю.А.Григорков). Во-вторых, Куприн считал, что его имя внесено в «расстрельные списки», о чем ему удалось узнать летом 1919 года.  Вместе с семьей, с потоком беженцев, писатель оказался в Нарве. Дом, где поселился Куприн, до сих пор сохранился на высоком берегу реки Наровы - на эстонской стороне, недалеко от нарвского замка. Дом уцелел чудом, ведь практически вся старая Нарва погибла во время штурма города советскими войсками в 1944 году, а руины были снесены после войны. «Купринский» дом в Нарве отмечен мемориальной доской, посвященной писателю.  Из Нарвы Куприн проследовал в Ревель, в Гельсингфорс, а потом, в июле 1920 года в Париж, и уже надолго. Таким образом, его сотрудничество с «Приневским краем» продолжалось до 2 ноября 1919 года. Затем издание газеты продолжалось без Куприна. Последний, 50-й номер «Приневского края» вышел в свет в Нарве 7 января 1920 года. Что же касается Куприна, то долгие годы эмиграции он оставался непримиримым противником большевиков. Что было потом - известно: болезнь, тоска по родине и триумфальное возвращение постаревшего писателя обратно, но уже совсем в другую страну. Стоял недоброй памяти 1937-й год...