Корниловское выступление - 27 августа, 93 года назад



Автор: asprenger
Дата: 2010-08-27 23:39

Верховный главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов в августе 1917 года предпринял попытку предотвратить с помощью военной силы приход к власти левых радикалов, в первую очередь большевиков. Центром подготовки военного выступления стала Ставка Верховного главнокомандующего в Могилеве. В условиях общественно-политического кризиса и падения авторитета Временного правительства Л.Г. Корнилов выдвинул свою программу "спасения Родины": ликвидацию революционных организаций, передачу всей власти Совету народной обороны, милитаризацию страны, введение смертной казни на фронте и в тылу. Большинство государственных деятелей и политиков были на стороне главкома — одни явно, другие скрытно. Высшее командование армии ожидало только сигнала, чтобы открыто поддержать его вооруженное выступление. 

На фото: Офицеры приветствуют Корнилова, июль 1917 г.



Заключив предварительно договор с главой Временного правительства А.Ф. Керенским, Л.Г. Корнилов вечером 24 августа назначил генерала А.И. Крымова командующим Отдельной (Петроградской) армией. Ему было приказано занять столицу и разогнать Петросовет. На следующий день планировалось двинуть на Петроград части с фронта. Однако А.Ф. Керенский в последний момент отказался от блока с Л.Г. Корниловым и тем самым фактически предал его. Для противодействия мятежному генералу А.Ф. Керенский обратился к левым политическим силам с призывом защиты от военной диктатуры. Для борьбы с частями Л.Г. Корнилова правительство сделало непоправимую ошибку: оно пошло на вооружение рабочих.

На фото: Верховный главнокомандующий Русской армией генерал от инфантерии Л. Г. Корнилов



Солдатские и рабочие низы увидели в выступлении Л.Г. Корнилова попытку вернуть старый режим. Самую непримиримую позицию заняли большевики. В корниловские войска были посланы демагогические агитаторы.

На фото: Братание Туземной дивизии с правительственными войсками

 

Не дойдя до Петрограда, корниловские соединения фактически стали небоеспособными. 31 августа, осознав безвыходность положения, генерал А.И. Крымов покончил с собой. Л.Г. Корнилов и его сподвижники были арестованы и отправлены в тюрьму городе Быхов. 31 августа (по н.с. 13 сент.) официально объявлено о ликвидации мятежа.

На фото: Застава войск Временного правительства и большевиков на подступах к Петрограду

 

Корниловские события кардинально изменили ситуацию в стране. Правые силы, потерпев поражение, больше не могли оказывать давление на правительство. На политическую авансцену вышли левые экстермисты. Провал выступления Л.Г. Корнилова привел к стремительному нарастанию хаоса в стране, с которым генерал пытался покончить. Наступил полный паралич законодательной и политической власти. Победа Керенского в этом противостоянии стала прелюдией большевизма, ибо она означала победу советов, в среде которых большевики уже занимали преобладающее положение, и с которыми правительство Керенского было способно вести лишь соглашательскую политику.  Л.Д. Троцкий писал: "После корниловских дней открылась для советов новая глава. Хотя у соглашателей все еще оставалось немало гнилых местечек, особенно в гарнизоне, но Петроградский Совет обнаружил столь резкий большевистский крен, что удивил оба лагеря: и правый и левый. В ночь на 1 сентября, под председательством все того же Чхеидзе, Совет проголосовал за власть рабочих и крестьян. Рядовые члены соглашательских фракций почти сплошь поддержали резолюцию большевиков". Н.В.Стариков писал:  «Корниловский мятеж» — это стопроцентная заслуга Александра Фёдоровича, его сценарий, его драматургия. В действительности никакого мятежа не было: группа патриотов-генералов пыталась спасти страну по просьбе… Керенского, а потом была им оклеветана и предана."  

На фото: Приказ Верховного главнокомандующего генерала от инфантерии Л. Г. Корнилова с объяснением смысла происходящих событий («Корниловское выступление»). 29 августа 1917 г.

 

Во время заключения Верховного главнокомандующего в Быховской тюрьме Керенский как-то сказал следующую фразу, характеризующую как морально-этические аспекты ведения политики министра-председателя, так и его планы в отношении будущего генерала Корнилова: "Корнилов должен был казнён; но когда это случится, приду на могилу, принесу цветы и преклоню колена перед русским патриотом." Генерал Романовский - один из быховских узников — говорил впоследствии: «Могут расстрелять Корнилова, отправить на каторгу его соучастников, но „корниловщина“ в России не погибнет, так как „корниловщина“ — это любовь к Родине, желание спасти Россию, а эти высокие побуждения не забросать никакой грязью, не втоптать никаким ненавистникам России».  Генерал М.В. Алексеев писал: "Россия не имеет права допустить готовящегося в скором времени преступления по отношению её лучших, доблестных сынов и искусных генералов. Корнилов не покушался на государственный строй; он стремился, при содействии некоторых членов правительства, изменить состав последнего, подобрать людей честных, деятельных и энергичных. Это не измена родине, не мятеж…". В то же время, профессор И.А. Ильин утверждал: "Теперь в России есть только две партии: партия развала и партия порядка. У партии развала — вождь Александр Керенский. Вождем же партии порядка должен был быть генерал Корнилов. Не суждено было, чтобы партия порядка получила своего вождя. Партия развала об этом постаралась". Последствия Корниловского выступления сыграли важную роль в истории Гражданской войны. Антибольшевистские социалисты и офицеры никогда не доверяли друг другу, и при Временном правительстве это недоверие стало ещё глубже. Но именно заговор Корнилова послужил причиной окончательного разрыва. Ни одна сторона не желала простить или забыть мнимые и реальные обиды, или, как они сами называли, «предательство». Без сомнения, главной причиной победы красных в Гражданской войне была недостаточная сплочённость в лагере их врагов.  В 1937 году, 20 лет спустя описываемых событий, другой участник событий — И. Л. Солоневич писал в «Голосе России», что результатом провала заговора генерала Корнилова стала власть Сталина над Россией, а также следующим образом характеризовал противостояние между Керенским и Корниловым:  "Ген. Л.Г. Корнилова можно обвинять только в одном: в том, что заговор его не удался. Но генералу Л. Корнилову удалось нечто иное: он не делал изысканных жестов и не произносил патетических речей. Он также не бежал в бабьей юбке и не оставлял на произвол судьбы людей, которые ему верили. Он пошёл до конца. И конец этот он нашёл в бою.  "