Львов Владимир Васильевич



Автор:
Дата: 2010-06-13 10:20

Львов Владимир Васильевич ( Нафанаил)  (30 августа 1906, Москва — 8 ноября 1985, Мюнхен) — архиепископ Венский и Австрийский. Деятель Русской православной церкви за рубежом. Принадлежал к дворянскому роду Львовых, основатель которого, Марко Демидович, выехал из Литвы на службу в Тверь не позднее 1425. Отец — Владимир Николаевич Львов (1872—1930) — член Государственной думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве (1917), активный деятель «обновленческого» движений в 1920-е годы. В 1927 был выслан в Томск, где скончался в тюремной больнице. Мать — Мария Алексеевна, урождённая Толстая (1873—1941 или 1942, Харбин).Братья: Николай Владимирович (1901—1942) — участник Гражданской войны на стороне белых. Позднее неоднократно арестовывался, желая скрыть прошлое, сменил фамилию на Корзухина, жил в городе Торжке. В 1941 был мобилизован в Красную армию, попал в плен. По данным НКВД, сотрудничал с немцами, был захвачен партизанами и переправлен в Москву, где расстрелян по обвинению в измене Родине. Посмертно реабилитирован. Григорий Владимирович (1907—1941, Гонконг). Иван Владимирович (1909—1938) — вместе с семьёй с 1920 жил в Харбине. Работал стенографом, в 1930 открыл школу, в которой преподавались английский язык, стенография, машинопись, бухгалтерский учёт. В 1935 его жена с годовалым сыном вернулись в СССР. И. В. Львов также приехал в СССР (но под фамилией Осипов), преподавал английский язык во Владивостоке. В 1937 был арестован по обвинению в шпионской деятельности и расстрелян в следующем году. Посмертно реабилитирован. Сестра — Мария Владимировна (1903—1986, Сан-Франциско). Жила в эмиграции в Харбине, после смерти матери переехала в США.


Владимир Васильевич учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. Вместе с матерью и младшими братьями выехал в эмиграцию в Китай. Окончил Харбинское реальное училище (1922). В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). В 1928—1931 изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова). Был пострижен в монашество, с 1929 — иеромонах. Был законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос». С 1936 — архимандрит. Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена. В 1935—1936 занимался миссионерской деятельностью в Керале (Индия), в 1937—1939 — начальник православной миссии на Цейлоне. Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского (Владимирово (Ладомирова)), редактировал издание «Православная Русь», издавал богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». В 1945 — настоятель Воскресенского собора в Берлине. Принимал участие в спасении «перемещённых лиц» из числа советских граждан, которые по разным причинам оказались в Германии во время войны. Некоторые из них ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц», однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом. Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче. В этой деятельности архимандриту Нафанаилу помогал иеромонах Виталий (Устинов), затем ставший митрополитом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). В 1946—1951 — епископ Брюссельский и Западно-Европейский. В 1947—1949 также редактировал «Православные сборники» в Париже. С 1951 жил в Англии, с 1952 — администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке, изучал церковную историю этого региона в первые века христианства. Стал инициатором строительства кафедрального собора в Тунисе, добившись поддержки прихожан в этом вопросе. Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен ряда мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 — даты разделения Восточной и Западной церквей. С 1954 жил в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, окормлял приходы в Мангейме и Берлине, преподавал Ветхий и Новый Завет. Был редактором «Церковного голоса» (1955—1964) и «Вестника православного дела» (1959—1963). С 1966 — настоятель монастыря преподобного Иова Почаевского. С 1961 до смерти состоял членом Свято-Князь-Владимирского братства, неоднократно председательствовал на его Общих собраниях, с 1964 по 1978 состоял в правлении Братства. С 1971 — временно управляющий Австрийской епархией, с 1976 — епископ Венский и Австрийский, с 1981 — архиепископ. В конце жизни жил на покое в монастыре преподобного Иова Почаевского. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в этой обители значительную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно переправлявшихся в СССР.В 1975 получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм Святой Бригитты в Вене. Он попросил у Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Однако ответ из Синода долго не поступал, австрийские власти настаивали на скорейшем решении вопроса, и владыка Нафанаил по своей инициативе освятил храм в честь почитаемой им ирландской святой. Современники отзывались о владыке Нафанаиле как о высокообразованном религиозном деятеле, проникновенном духовном проповеднике. По их воспоминаниям, своими краткими беседами он открывал сердца и многих привел ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем. Духовный писатель, автор богословских сочинений, работ о Библии, исторических сочинений, апологетических заметок, полемических работ, направленных на защиту Православия, проповедей.  


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Меркулов Спиридон Дионисьевич
Следующее: Охотин Лев Павлович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович