Праздник Казанской иконы - день русского единства



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-11-05 11:13
Государственный праздник День народного единства было решено отмечать ежегодно 4 ноября. Это связали с празднованием победы в эпоху Смуты и освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Народ, советизированный и оторванный от своей религиозной и национальной традиции, слабо понимает смысл праздника. Кто-то вообще о нем не думает и не отмечает, кто-то считает, что праздник введен, чтобы забылось 7 ноября. Между тем праздник имеет глубокий духовный смысл. Изначально 4 ноября – не государственный, а православный церковный праздник. Это день Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная икона была принесена ополчением из города Казани под Москву в войско князя Дмитрия Пожарского. Согласно Преданию Церкви, три дня русское ополчение соблюдало пост и молилось перед Казанской иконой. А 4 ноября 1612 года был удачно проведен штурм Китай-города. Он был очищен от польский оккупантов, а вскоре освободили и всю столицу. Вот в память об этой помощи Божией Матери и был установлен в Русской Православной Церкви 4 ноября праздник Казанской иконе. Таковы события Смутного времени.



Надо заметить, что Польша совершала все свои действия против России по прямому указанию Ватикана, а самыми активными деятелями в этом вопросе были иезуиты. Мало того, что огромное русской царство должно было стать частью Польши. Русских хотели еще и окатоличить. Для этого в ход шли и обман, и мошенничество, и интриги, и самозванцы, и войны. Рим и Польша подготовили и использовали в своих целях монаха-расстригу, Гришку Отрепьева, бежавшего из Чудова монастыря Москвы и поступившего на службу к польскому магнату Вишневецкому. Он и стал первым самозванцем, выдавая себя за якобы спасшегося от смерти царевича Димитрия, малолетнего сына царя Иоанна Грозного. О роли католичества в этом грязном деле поддержки самозванца подробно пишет Николай Иванович Костомаров в своём исследовании "Названный Димитрий": "Сигизмунд III находился под сильным влиянием иезуитов, а иезуиты увидали в явлении московского царевича самый удобный случай проложить путь к осуществлению заветных целей римского престола - подчинению Русской церкви папскому владычеству. Сигизмунд приглашал Вишневецкого и Мнишека привезти царевича в Краков. В конце марта 1604 года названного Димитрия привезли в польскую столицу и окружили иезуитами, которые старались убедить его в истинах римско-католической веры. Названный царевич понял, что в этом состоит его сила, представлялся, что поддается их увещаниям, и, как рассказывают иезуиты, принял Св. причастие из рук папского нунция Рангони, был помазан от него миром и обещал ввести римско-католическую веру в Московском государстве, когда получит престол.

Король Сигизмунд допустил его к себе, объявил, что верит ему, назначил на его нужды 40 000 золотых в год и позволил ему пользоваться помощью и советом поляков. Тогда с Димитрия взяли условие, что по восшествии на престол он должен возвратить польской короне Смоленск и Северскую землю, дозволить сооружать в своем государстве костелы, ввести иезуитов, помогать Сигизмунду в приобретении шведской короны и содействовать на будущее время соединению Московского государства с Польшею". Почему же стал возможным успех Лжедимитрия и поляков? Русские люди всегда видели в этом наказание за убийство ребенка, маленького царевича Димитрия. Явной причины Смуты стал государственный кризис. Прервалась династия Рюриковичей. Последний рюрикович, царь Феодор Иоаннович, не имел наследника в браке с царицей Ириной. Его младший брат Димитрий был убит в Угличе. Годуновы были причастны к убийству законного наследника престола, царевича Димитрия и не удержали власть. Отсутствие законного православного царя стало катастрофой для Русского царства. Этим ослаблением государства и воспользовались папа римский и Польша. Большая часть русского народа поддалась на наглый обман. Мало было трезвомыслящих людей в то время. Русские, как и греки более всего были привержены монархии. В их глазах монарх был священной особой, Помазанником Божиим. Его значение не только в государственных, но и в религиозных вопросах было подчас выше в глазах народа, чем митрополита или патриарха. Годунова считали убийцей и не любили. Прошёл слух, что якобы все не так уж плохо - царевич Димитрий загадочным образом будто бы выжил и идёт вернуть законный отцовский престол. Массы людей с восхищением поверили именно тому, чему хотели поверить. А некоторые поддерживали обман из боязливости и малодушия.

Первый Патриарх Руси, возведенный в этот сан при царе Феодоре, Иов, смело обличал самозванца. Но люди страстно желали видеть своего, законного царя, потомка могучих Иоаннов. Патриарха в сущности, поставил царь Феодор Иоаннович (по его просьбе - Константинопольский Патриарх). Митрополитов фактически назначали русские великие князья или цари, только отчасти согласуя свой выбор с Константинополем. Народ на первое место ставил царя, потом уже Патриарха. Патриарху Иову не поверили, его с оскорблениями лишили сана патриарха и сослали в Старицу. Вот как пишет об этом митрополит Макарий ( Булгаков) в своей книге "История Русской Церкви": "Скоро один за другим начали изменять бояре, потом изменило войско, изменили все жители Москвы: на Лобном месте они выслушали грамоту, присланную Лжедимитрием (1 июня 1605 года), и признали его за истинного царевича Димитрия, несмотря на все прежние многократные и клятвенные удостоверения патриарха, что это самозванец. Услышав об измене москвитян от некоторых бояр, патриарх понял, что новые удостоверения и клятвы с его стороны были бы уже напрасны, и только плакал и молил бояр укротить возмутившийся народ. 3 июня отправлена была в Тулу от имени всех жителей Москвы повинная грамота к Лжедимитрию с известием, что они все присягнули ему и просят его пожаловать в свою столицу, но замечательно, отправлена была только с боярами, а не с митрополитами и архиепископами, как требовал Лжедимитрий в своей грамоте и как следовало бы, - знак, что патриарх тут вовсе не участвовал и все творилось без его согласия. Июня 10-го получена в Москве из Серпухова ответная грамота от Лжедимитрия, что он тогда только вступит в Москву, когда враги его будут истреблены до последнего. И вот тогда-то "множество народа царствующего града Москвы", как свидетельствует сам Иов, с оружием и дреколием вторглись в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, где он священнодействовал, и, не дав ему окончить литургии, повлекли его из алтаря. Иов сам снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирскою иконою Богоматери, со слезами возопил: "О Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного образа, и я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая, молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие". Молитва святителя еще более озлобила изменников, они с позором таскали его по церкви и потом повлекли к Лобному месту, которое скоро окружили толпы народа. Многие плакали и рыдали, видя такое смятение. Соборные клирики с воплем и криком выбежали из церкви и старались образумить тех, которые бесчестили и били патриарха сурово и бесчеловечно. Иные винили его за то, что "найяснейшаго царевича Димитрия растригою сказует". Иов молил, чтобы его отпустили на обещание его в город Старицу, в Успенский монастырь, и клевреты самозванца с его согласия отправили туда на изгнание патриарха Иова в простой рясе чернеца на убогой телеге". Самозванец назначил патриархом грека Игнатия. Тот по некоторым данным или уже принял до приезда в Россию или собирался принять унию. В первое время Лжедмитрию ради успеха его дела надо было представляться внешне православным. Это советовали ему и его наставники- католики, и Рим. Нельзя было на первых же порах раздражать изменой Православия русский народ. Он мог опомниться и разглядеть истинное лицо самозванца, сбросить его с шаткого престола. Потому отцы иезуиты, Лжедмитрия, вполне одобряли его православное венчание с Мариной Мнишек в православном храме. Венчание совершил лжепатриарх Игнатий. Однако создание костела на территории Кремля, приезд целых толп поляков на свадьбу Лжедимиртия прояснили дело.

Поляки уже нахально бесчинствовали в Москве. Не вся русская элита была тогда обманула, подкуплена или запугана. Князь из рода Рюриковичей, Василий Шуйский, собрав вокруг себя русских патриотов, решил нанести удар по власти самозванца. С крестом в руках Василий въехал в Кремль. Лжедмитрий хотел бежать из дворца, прыгнул в оконо и разбился. Самозванец был убит сторонниками Шуйского. Тело его сожгли, пеплом заряд или пушку и выстрелили на Запад, откуда он пришел. Патриархом стал митрополит Казанский Гермоген, царем Василий Шуйский. Игнатий был низложен, бежал и стал уже открыто исповедовать унию. Ослепший старец Патриарх Иов и патриарх Гермоген совершили чин покаяния в соборе. Было торжественное обретение мощей святого царевича Димитрия, убитого в Угличе. Но до конца Смуты было ещё далеко... Смута не утихала, появился Лжедмитрий Второй, прозванный тушинском вором. Шуйского мятежные бояре свергли, теперь уже задумав пригласить на престол сына Сигизмунда, Владислава. Патриарх убеждал в том, что необходимо выбрать русского царя, а не иностранца. Но ему пришлось дать согласие. Однако он настоял на принятии Владиславом Православия, что не было принято польской стороной. Бояре впустили польские войска и Москва была оккупирована. Речь шла уже о намерении короля Польши Сигизмунда самому царствовать над завоеванной Русью.



Несомненно, в тот период по воле Божией духовный подвиг именно духовенства, Патриарха Гермогена, преподобного Дионисия, иноков осажденной Троице-Сергиевой Лавры, келаря Лавры Авраамия Палицына вызвал к жизни и подвиг мирян - ополчение Минина и Пожарского. А если бы русское православное духовенство прльстилось на выгоды или просто проявило малодушие? Стало бы униатским или прямо перешло в католичество? Страшно и представить это себе! Но милость Божия была с Русью. Год выдерживала осаду поляков чудесным образом Троице- Сергиева Лавра, оттянув крупные силы неприятеля от столицы. В начале 1612 года мученически скончался за Православие святой Патриарх Гермоген: "Во вторник на Страстной седмице действительно произошло столкновение королевских войск в Москве с жителями, началась страшная резня, продолжавшаяся сряду два дня, и поляки, не имея сил одолеть русских, зажгли Москву в разных местах и выжгли ее совершенно, кроме Кремля и Китая-города, где сами укрывались от огня. Несчастные жители бежали вон из города, а королевские люди и русские воры, с торжеством возвратившись в Кремль, свели Гермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре, а по другим - на Кирилловском подворье, под крепкую стражу.

В понедельник на Святой неделе все русское ополчение из городов в числе 100000 человек подошло к Москве, 1 апреля приблизилось к стенам Белого города, и с того времени начались почти ежедневные сшибки русских с поляками, продолжавшиеся несколько месяцев. Осажденные поляки в Кремле и Китай-городе находились в крайности, и число их постоянно уменьшалось. Салтыков и Гонсевский не раз присылали к патриарху Гермогену и сами иногда приходили и говорили: "Вели ратным людям, стоящим под Москвою, идти прочь, а если не послушаешь нас, мы велим уморить тебя злою смертию". Гермоген отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру" (Митрополит Макарий ( Булгаков). История Русской Церкви). В настоящее время мы вновь черпаем уроки из русской истории. Задумаемся о событиях той эпохи. Первый период Смутного времени был опасен именно рядом ловких и коварных подмен. Подняли руку на все святое, что было у русских. На православную монархию, патриаршество, в целом на Православие. Правитель - кто он? Кого русские видят на троне? Самозванец, которому важно в политических интересах сотрудничество с Римом. Кто патриарх? Ставленник самозванца и сторонник унии лжепатриарх Игнатий. Произошла подмена и государственной, и церковной русской власти. Но в народе ещё были мощные внутренние силы, духовное здоровье. И патриарх Иов, и патриарх Гермоген были верны Православию и предавали анафеме сторонников католической Польши. Грамоты Патриарха Гермогена и Сергиевой Лавры подняли на борьбу сначала Нижний Новгород, где взялся за великое дело освобождения России торговец Косма Минин, а затем свое ополчения выслали и другие города. Русское движение благословляли и поддерживали епископы и священники. Бог послал и военачальника - прямого, мужественного твердого в вере князя Димитрия Пожарского. И дело увенчалось Богом данной победой: после молитв перед Казанским образом Пресвятой Богородицы русские победили, освободили свою столицу.



...Сегодня Россия никем не завоевана - на неё не нападают ни немцы, ни поляки. Тем не менее уже много лет происходит мощная католическая экспансия, и Россия теперь находится под угрозой навязывания чуждых и ложных учений. У католиков искажен Символ веры, в него добавлено филиокве, а также введены новые догматы о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. Католицизм - ересь. И эта конфессия действует вполне агрессивно. Вспомним трагедию православных приходов Львова и других епархий Западной Украины. Там православные храмы просто были отобраны униатами, тот есть католиками восточного обряда с одобрения Ватикана. Вспомним Новосибирск. Там был построен огромный костел, католики вели прозелитическую деятельности и среди православных взрослых, и среди детей. И там где я живу, в Мурманске уже в 2008 году был построен каменный католический храм на 1000 мест на деньги Ватикана в районе Северное Нагорное Мурманска, где нет ни одного православного прихода, хотя население здесь только русское. Мурманск был основан Государем Николаем Вторым как Романов- на - Мурмане, северный форпост в Арктике. По велению царя сразу же епископ Архангельский Нафанаил 4 октября 1916 года заложил православный храм святого Николая. Но там храм так и не был построен. Вместо него возвели Дворец культуры имени Кирова. Недалеко от этого места был построен временный деревянный храм, закрытый в 1924 году. До 1947 года мурманчане ездили в соседний старинный городок Колу (в 15 минутах езды от областного центра) в древний Благовещенский храм. В 1947 году участник Великой Отечественной войны молодой священник из Архангельска Владимир Жохов и верующие построили деревянный храм святителя Николая в Мурманске, но разместился он на отшибе, возле сопок на улице Котовского (Зеленой). В 1988 году было завершено строительство каменного Никольского собора на месте деревянного храма, благодаря подвижничеству священника Георгия Козака, старосты Марии Великановой и прихожан. Никаких католических общин и католических храмов у нас в Мурманске никогда не было! И вот сегодня мы на себе уже испытали религиозное наступление железного Рима. При этом просто поражает безразличие к Мурманску сотрудников Московской Патриархии! Хорошо, что создаются православные соборы в Гаване и Париже. Но почему Мурманск отдан на откуп католикам? Я не ищу виноватых. Но я вижу, то, что вижу. Что на деле? Уже десять лет в моём городе, населенном русскими людьми, не строятся православные храмы. Последним православным храмом был в 2008 году в Мурманске построен небольшой деревянный храм на Кооперативной. Но в том же 2008 было завершено строительство каменного католического храма. Надолго остановилось дело создания Преображенского кафедрального собора Мурманска. И все это происходит она фоне братания с католиками некоторых наших церковных деятелей. Зачем нам, русским людям, католичество или уния? Мы хотим жить и воспитывать новые поколения русских людей в Святом Православии. Дай Бог, чтобы в наших храмах из века в век звучала стихира: "Русь Святая, храни веру православную..."

Галина Сиротинская, Мурманск