Иверская икона



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-10-31 12:41
Двадцать шестого октября Россия отмечает праздник Иверской иконы Божией Матери. Несколько столетий русские люди молились и ставили свечи перед этим чудотворным образом в Иверской часовне у Воскресенских ворот Московского Кремля. Припадали перед Иверской и русские цари, и воины, и дворяне, и купцы, и крестьяне. Россия твёрдо стояла в Православии, Божия Матерь заступалась за неё перед Богом.



Но с 1917 года начались гонения на Церковь, когда замучено было больше христиан, чем в эпоху Нерона, Диоклетиана и всех языческих римских императоров. В советский период жгли костры из икон, уничтожая их также яростно, как в эпоху иконоборчества в Византии. Коммунисты разрушили Иверскую часовню. Однако в 1995 она была возрождена. Сейчас москвичи и приезжие из разных областей России приходят в Иверскую часовню, молятся, ставят свечи. Весь день перед чудотворным образом священники читают акафист, поёт хор. Часовня совсем маленькая, но красивая и уютная. В глубине - очень большой Иверский образ. Есть икона святителя Николая, большой образ святого Георгия Победоносца. "Службы, молебен с акафистом, в часовне перед иконой служат каждые два часа, начиная с 8 утра. Последняя служба начинается в 18 часов. В 20 часов часовня закрывается. Служат все московские храмы по очереди. Священники в храмах в свою очередь, тоже чередуют служение в часовне. Таким образом, священнику Иоанну Ковалеву из храма на Бутовском полигоне (на фото) выпадет служить у Иверской приблизительно 2, 3 раза в год. Это почетная обязанность всех священников Москвы. График череды лежит за ящиком в часовне. Так же он есть в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, к которому приписана часовня. На службах поминают только записки о здравии. Записки об упокоении несут на службу в Богоявленский храм. Хор обычно или приезжает вместе со священником или составляется стихийно из всех, молящихся перед иконой. Иверская часовня В часовне всегда есть все, нужно для служения священника, поручи, филонь, епитрахиль, ладан. Так что ему не обязательно брать все это с собой.

Иверская часовня

Подходить к иконе можно и во время службы. Затишье бывает в небольшом перерыве между службами. Тогда можно спокойно помолиться. Во время службы к иконе идет постоянный поток людей" (Ирина Сечина, сайт журнала "Нескучный сад"). У нас на Севре во Введенском храме Мурманска большая Иверская икона расположена над входом в среднюю часть храма, а Иверская икона поменьше, другого письма, сбоку от входа в среднюю часть. Иверскую икону ещё с давних времён почитали поморы на Кольском Севере, особенно икону Благовещенского храма древнего города Кола. Вот как рассказывал об этом мурманский краевед, профессор Иван Федорович Ушаков: "Высокочтимой являлась икона Иверской Божией Матери. В церковной описи за 1860 год читаем: “За левым клиросом в резном вызолоченном киоте - Образ Божией Матери Иверские с превечным младенцем. До разорения г. Колы неприятелем в 1854 году 11-го числа августа находился в алтаре каменной Благовещенской церкви, и на другой день после пожара найден в обгоревших стенах той церкви довольно поврежденным. В 1857 году поновлен в С.-Петербурге и сделан новый резной киот усердием купца Матфея Шабунина”.



Иверская часовня в Москве

Итак, икону реставрировали столичные мастера, а позаботился об этом кольский купец Матвей Шабунин. Иверская Божия Матерь как заступница страждущих высоко чтилась на Руси. В 50-х годах XVII века Патриарх Никон устроил на Валдайском озере богатый монастырь во имя Пресвятой Богородицы Иверской. На Афоне (в Греции) по заказу Никона сделали копию с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Иверской и торжественно доставили ее в Иверский монастырь, где на нее был возложен оклад из драгоценныых камней стоимостью в 14 тысяч рублей. О “шествии иконы с Афона на Валдай” составили книгу “Рай мысленный” с описанием чудес, происходивших в пути. Аналогичная икона Иверской Божией Матери стояла также в надвратном киоте при въезде с севера на Красную площадь Москвы. Об отношении колян к своей святыне свидетельствует постоянный приток добровольных приношений несгоревшей иконе. Так, в 1916 году в Кольский собор поступило “со специальным назначением на украшение Иверской иконы Божией Матери” 51 рубль 48 копеек и, кроме того, “на нужды Троицкой церкви” - 53 рубля 71 копейка. Дальнейшая судьба иконы мне неизвестна". ...

Иверская икона - наследие Византии

Согласно Преданию Православной Церкви, во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную. В IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев. Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница"). Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы... 

В 1648 году по просьбе духовника царя Алексея Михайловича будущего Патриарха, а в то время архимандрита Новоспасского монастыря Никона, монахи Иверской обители на Афоне создали точный список (копию) Иверской иконы. Образ написал монах Иамвих Романов. От этого списка Иверской иконы тоже со временем стали проистекать чудесные исцеления и помощь всем, с верою протекающим к иконе. Иверская икона была торжественно встречена в Москве у Неглиненских ворот Китай- города и временно помещена в Никольском монастыре. Затем список был передан в Иверский Валдайский монастырь, устроенный архимандритом Никоном. А для Москвы на Афоне создали ещё один список с Иверской. Этот образ был помещён при Триумфальных Неглиненских воротах Китай- города 1 июня 1669 года. Через эти ворота торжественно вьезжали в город русские цари. Для защиты от дождя и ветра сделали деревянный навес. Поначалу на участке, где потом была возведена Иверская часовня, никаких ворот вообще не было. В Кремль проезжали через Троицкое и Бровицкие ворота. Затем стену пробили, сделали врата. Однако за период Смутного времени они очень обветшали. В 1680 году царь Федор Алексеевич перестроил врата. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами. Царь Петр Первый торжественно въехал через Воскресенские ворота в Кремль после победы в Северной войне.

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург. Свой окончательный вид Иверская икона получила в 1791 году, когда была перестроена заново в камне архитектором Матвеем Казаковым. После войны с Наполеоном 1812 года, когда Иверскую икону увозили из часовни, она была возвращена на прежнее место. Часовню после победы над французами украсил архитектор Пьетро Гонзаго. Были сделаны медные пилястры с капителями, гирляндами и восьми конечными звёздами, часовню обили жестью и поместили сверху скульптуру Ангела с крестом....

С установлением власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжёлые времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы. Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие часовню, жившие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. 19 апреля 1922 года из часовни были похищены многочисленные драгоценности. Перед Рождеством Христовым 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончившаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли святыни.



Иверский монастырь на Валдае

Об этом подробно рассказала на сайте Православие ру историк Елена Лебедева: "После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали. Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника". Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!" Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора": Станцуем карманьолу! Всех богов на карнавал! Буянит в вышней роще Безбожный комсомол! А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!" ...

В 1928 году по инициативе Емельяна Ярославского (Губельмана), руководителя атеистической пропаганды, было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. Часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. Иверская икона недаром называется Вратарницей. Она осеняла врата Москвы и всю Москву, Матерь Божия молилась о Первопрестольной. Однако коммунисты уничтожили Иверскую часовню. Ничто не мешало им разрушить и сами Воскресенские врата. Вот как это произошло. Через два года после разрушения Иверской часовни в 1931 году по приказу Иосифа Сталина демонтировали и Воскресенские ворота, так как они мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников. На протесты архитекторов и деятелей культуры Лазарь Каганович, первый секретарь Московского городского комитета Коммунистической партии, ответил: "А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь» Памятник снесли без архитектурного надзора, специалистам удалось сделать только «слепой» обмер без раскрытия и фотофиксации. В 1936 году проезд через территорию разрушенных ворот переименовали в Исторический. По одним данным, Иверская икона была перенесёна в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. Пётр Паламарчук говорил, что московские старожилы неоднократно подтверждали ему, что в храме находится именно подлинник списка Иверской иконы, привезённый из Афона. По другим же сведениям, в храм попал список с чудотворной иконы, заменявший икону в часовне во время её отсутствия, а главная пропала при разрушении часовни. Комсомольский поэт Александр Жаров в 1933 году писал: «Ах, нет, поэт! / Все в вихре изменения, / Мошенничий / Мы выжигаем след. / Ловитвы нет, / Нет густоты моленья… // А главное — / Часовни нет». ...

Постепенно все больше и больше уходило в прошлое безбожное коммунистическое иго. В 1993 году правительство приняло решение о переименовании Исторического проезда в Воскресенский проезд. В 1995 году так же как и часовня, Воскресенские ворота были восстановлены. 4 ноября 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта — архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила — скульптор Ю. Ф. Иванов). Для часовни был сделан новый образ Иверской иконы, скопированный иеромонахом Ксенофонтова монастыря Афона иконописцем Лукой с подлинника. На Афоне был сделан новый список Иверской иконы и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма Мурманска