Крест - красота Церкви. История праздника Крестовоздвижения
Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-09-29 14:12
Православная Церковь 27 сентября отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие произошло в царствование равноапостольного императора Константина. Крест был найден матерью царя, равноапостольной Еленой, после раскопок на горе Голгофе в 326 году. При большом стечении народа святитель Макарий поднимал крест и благословлял всех, а собравшиеся благоговейно поклонялись Кресту и молились "Господи, помилуй".
Император Константин Великий повелел воздвигнуть величественный храм, который включил бы в себя Голгофу и Гроб Господень. Церковь Воскресения Христова была освящена 27 сентября 335 года.
В этот же день преставился святитель Иоанн Златоуст, но из- за праздника Крестовоздвижения его память отмечают 26 ноября.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".
Кольский крест
Ещё в 80- е годы прошлого века в Коле привлекал внимание деревянный поклонный крест, очень древний. Над ним был сооружен небольшой навес.
После перестройки, храм Благовещения, где в советский период находились склады, был передан сначала под Музей поморского быта, а потом и Церкви.
Крест сначала поместили в Музей поморского быта как экспонат, а потом он остался в храме уже как святыня, возле него находится теперь подсвечник. Ко Кресту любят прикладываться прихожане и паломники. Вот что мы можем прочитать об истории Креста у Кольского краеведа профессора Ивана Федоровича Ушакова в его книге "Православие на Кольском Севере":
- До революции многие, бывая в Коле, видели стоявший у дороги, под навесом, восьмиконечный деревянный крест, (ныне находящийся в Благовещенской церкви).
От времени он потемнел, покрылся трещинами, отдельные участки поверхности разрушились, но все еще на большой перекладине можно прочесть:
ЛЕТА ЗРМГ ИЮНЯ ВЪ SI ДНЬ ПОСТАВЛЕНЪ
СИИ КРЕСТЪ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛ[А]ВНЫМЪ
ХРИСТИАНОМЪ
Ниже этой надписи - по столбу - продолжение:
ПРИ ПР ЦАРЕ
И ВЕЛИКОМЪ
ГОСУДАРЕ МИХАИЛЕ
ФЕOДОРОВИЧЕ
Из пяти последних строк только вторая - четкая, остальные едва видны.24
Как показывает надпись, это поклонный, молитвенный крест. Дата - 7143 от сотворения мира - соответствует 1635 году по современному летосчислению. Следовательно, крест этот стоит три с половиной столетия! Это самый древний деревянный памятник на Кольской земле.
Размеры креста: высота - 240 см (без скрытой в земле части), ширина столба - 28 см, толщина - 20 см; длина большой перекладины - 174 см, в торце 27 х 20 см; длина верхней перекладины - 53 см, нижней, косой - 97 см. Высота букв - около 8 см.
Кем и зачем был поставлен у дороги, рядом с церковью, поклонный крест?
По рассказу помора П. В. Буторина, записанному в 1664 году, крест с “сенью” (покрытием) ставил кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за “исцеление” от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Буторина, но Г. И. Волынцев действительно в середине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле.
Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на воде.
Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: “Смотри - неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя… - молитву свою Варлаамию Керетскому посылай… Пособляет”.
По церковным сведениям крест, воздвигнутый в 1635 году, по-видимому, в честь Варлаама Керетского, первоначально стоял возле судовой пристани. Но после того как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так называемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса.
В “Описании города Колы”, вышедшем в 1830 году, М. Ф. Рейнеке сообщает: “Большой деревянный крест”, поставленный на берегу старого устья реки Колы, жители “тщательно сохраняют под крышею”.
Для лова трески на Мурмане применялась очень длинная снасть - ярус, протяженностью в несколько километров. Рыбацкие лодки (шняки, карбасы, тройники) стояли “на ярусах” вдали от берега по 6-12 часов. Иногда погода быстро менялась, почти внезапно налетал штормовой ветер, и рыбаки гибли в морской пучине.
В годовых “обзорах” о состоянии Архангельской губернии постоянно фиксировались случаи невозвращения людей с промыслов. Так, в 1841 году погибло на море 13 судов и утонуло 63 человека.
И по другим обзорам - примерно столько же. В отчете Кольского исправника за 1887 год говорится: “Крушений судов у берегов Кольского уезда было 12, из них шняк - 4, карбасов разных размеров - 7 и одна яхта. Убытка от сих крушений последовало 5325 рублей. Утонуло 20 человек”.
Поморы отличались исключительной смелостью. Сама жизнь требовала отваги: на Крайнем Севере главные средства к существованию давало море. Чтобы семья не голодала, моряку приходилось рисковать. “Море - наша нива”, - говорили промышленники. “Море - горе, а без него - вдвое”, - гласила поморская поговорка.
Путешественники, посещавшие Север, неизменно восхищались бесстрашием промышленников. Академик И. И. Лепехин отмечал: на утлых шняках, шитых вицею (тонкими скрученными корнями), местные жители плавают из Колы в Архангельск и обратно; на таких же судах “коляне и другие тресковые промышленники пускаются верст по тридцать от берега в открытый океан, не бояся никакой погоды”.
Директор народных училищ Архангельской губернии Илья Никольский в 1845 году писал:
“Для жителей Кольского уезда одна надежда на море, с которым они свыкаются с самого детства, а потому они равнодушно смотрят на ужасные его волны, без боязни садятся в малую лодку и беспечно пускаются в даль кипящей бездны. Кольский рыбак является истинно великим, когда он в самую бурю объезжает свои рыболовные снасти. Смотря на него, нельзя не удивляться закаленной его отважности и искусству управлять лодкою”. Не случайно Петр I зачислил 250 колян в матросы созданного им Балтийского военно-морского флота.
Но океан все-таки был сильнее человека. Ежегодно он брал дань - поглощал в свои пучины новые жертвы. По осени, когда промышленники возвращались в селения и приносили вести о погибших, вдовы и сироты горько оплакивали своих кормильцев.
И мысли людей невольно обращались к Богу и святым - Николе, Варлааму, Трифону. Уходя в море, поморы клали поклоны кресту, стоявшему у пристани. Ни у кого не было уверенности в благополучном исходе промысла. И чтобы не произошло несчастья, творили молитву, просили Божией милости.
Настроение промышленника перед выходом в море точно выражено в безыскусном стихотворении местного поэта Якова Ивановича Редькина:
Сегодня в море отправляюсь,
Быть может, завтра ворочусь.
Кладу земной поклон иконам,
Молитву Богу воздаю.
С родными я прощаюсь,
Крепко руки им пожму:
Сегодня с ними я видаюсь,
А завтра, может быть, и нет!
Морска волна меня закроет,
И Богу душу отдаю…
Он погиб на промысле в марте 1898 года. Товарищи вспоминали о нем: “Человек был роста выше среднего, коренастый, смел до чрезвычайности, никогда не растеряется”. Было ему 37 лет. Но и его, опытного промышленника в расцвете сил, стихия одолела...
....Опасная работа в Баренцевом и Белом морях заставляла поморов прибегать к усердной молитве, создавать поклонные кресты по обету. Вот такая традиция поклонных крестов на Севере. Но ставили их и в центральных, и в южных областях России. Сегодня этот обычай возрождается. На въезде в огромные города с миллионным населением ставят большие каменные кресты с молитвой о сохранении богоспасаемого града. Возле сел - деревянные кресты. Бог даст, такие кресты со временем поставят на въезде в города Мурманск и Колу.
Была удивительная история, связанная с постройкой в начале 2000 - х годов в центре Мурманска храма Спас на Водах. Там поначалу на сопках установили огромный мощный деревянный крест на месте будущего храма. Но через некоторое время злоумышленники ночью спилили его бензопилой. Поставили второй крест, ещё больше. Однако и его ночью тайком спилили. Тем не менее снова водрузили крест, и вскоре на этом месте был построен храм. Этот храм освятили на Отдание праздника Крестовоздвижения. Крестная сила победила вновь.
Особая тема - кресты на кладбищах, а также на воинских захоронениях.
Мне довелось работать экскурсоводом в Паломнической службе Мурманской епархии с 2008 по 2012 год, возить людей в древний Трифонов монастырь на Печенге. На обратном пути обычно паломники заезжали в Долину славы, где много братских и именных могил воинов Великой Отечественной войны. Сначала там были обелиски, мы кратко читали молитву о упокоении воинов и ехали дальше. Однако лет восемь
назад нашлись добрые люди, которые установили там большой деревянный крест. Некоторое время паломники читали молитву об усопших воинах у креста.
Но уже через два года этот крест кто- то убрал. Это печально. Совесть подсказывает, что в таком месте надо бы начать постройку храма, например, в честь святого Георгия Победоносца, где потом священники совершали бы панихиды по воинам. Такое святое дело могло бы взять на себя правительство Мурманской области. А изготовить новый деревянный крест, привезти его, поставить в Долине славы и освятить, наверное, под силу любому православному приходу, если архиерей даст благословение.
Недаром в православных храмах на праздник Воздвижения Креста поют: "Крест - хранитель Всея Вселенныя". Крест - защита и помощь всех православных.
Галина Сиротинская, Введенский храм, Мурманск
Другие материалы из раздела Православный раздел