Епархиальный слет православной молодёжи прошел в Мурманской области



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-09-04 10:04
Второго сентября 2018 года в Мурманске на территории храма Всех святых состоялся епархиальный слет православной молодёжи Мурманской и Мончегорской епархии. В работе слета принял участие и благословил всех собравшихся митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. На слет прибыли участники из нескольких районов Мурманской области: городов Мончегорска, Апатитов, Полярных Зорей и других. Участниками слета стали также казаки Мурмана, у которых были своя площадка и стенды, а также Центр помощи беременным "Колыбель", общество родителей детей с ограниченными возможностями "Дети- Ангелы Мурманска", Центр помощи наркозависимым "Преображение", благочинный храмов Мурманска протоиерей Андрей Амелин, священники из Мурманска, Мончегорска, Росляково. У всех благотворительных организаций возле храма были свои столы, стенды и волонтеры. Взрослых, подростков и детей кормили волонтеры, которые жарили сосиски и кипятили чай. Этот полдник раздавали бесплатно. Слет начался очень поэтично. Над всей зеленеющей сопкой и над золотыми крестами храма поплыли звуки прекрасной песни на стихи святителя Николая Сербского "Наша вера православна". Её с вдохновением исполнил хор приходской школы храма Всех святых под управлением преподавателя церковного пения Феодоритовских епархиальных курсов Анны Аркадьевны Аркадьиной. После встречи митрополита Симона все расположились на концертной площадке на скамейках. Перед началом концерта молодых исполнителей к собравшимся обратился с приветствием руководитель молодёжного отдела Мурманской епархии протоиерей Илья Ванюхин.



Затем сводный хор приходских школ Мурманска под управлением Анны Аркадьевны Аркадьиной исполнил песню- притчу Светланы Копыловой "Цирюльник". На концерте выступали и дети из клуба "Дети- Ангелы Мурманска". Всех очень растрогала песня в исполнении Полины "Возьми мою руку". Виктория прочла своё стихотворение "Святой Сергий Радонежский". О работе Центра " Преображение" рассказал его руководитель. Затем ребята из Центра спели песню в стиле рэп о том, как парень с наркотической зависимостью приходит к Богу, исцеляется. До и после концерта на площадке казаков Мурманска постоянно толпились и молодежь, и детишки, и взрослые. Там было очень интересно. Казаки в форме помогали желающим разобрать и собрать автомат. Рядом был стенд для стрельбы с мишенями. Стреляли из лука и винтовки. Инструкторы обучали всех желающих. Малыши фехтовали на резиновых дубинках. У входа на территорию храма была устроена временная спортивная площадка с тренажерами и гантелями. Там с увлечением поднимали гантели участники слета. У стола Центра "Колыбель" можно было прочитать на стенде о признаках настоящего мужества, необходимого каждому юноше, о трезвости, благочестии, трудолюбии, занятиях спортом, создании законной семьи и заботе о жене и детях. Были журналы для подростков о традиционных православных ценностях, буклеты.

К вечеру суровое арктическое небо очистилось от туч, засияло солнце. Все хорошо отдохнули в воскресный день, поставили свечи в храме и помолились Богу, занимались спортом, слушали хорошие песни. Это значит, что в первый день нового учебного года студенты и школьники с хорошим настроением и свежими силами приступят к учёбе.

В заключение вспомним, что 23 августа 2018 года в Москве состоялся Третий Международный форум православной молодёжи. На нем выступил, а затем и ответил на вопросы молодёжи Патриарх Кирилл. И одним из наиболее актуальных вопросов оказалась проблема ухода с возрастом подростков из храма. Патриарх призвал уделить пристальное внимание этому вопросу. Вот этот вопрос участницы форума и ответ Патриарха: - Как Вы считаете, по каким причинам молодежь в наше время уходит из Церкви? (Нестерович Мария, 18 лет, г. Минск). — Очень хороший вопрос. Я бы его развил. Когда я посещаю приходы, я обычно посещаю воскресные школы и умиляюсь тому, как много детей. Много детей в храме, среди причастников... Но если посмотреть на возраст, то это в основном дети до 12-13 лет, а потом они вдруг исчезают. Некоторые из них возвращаются, будучи уже примерно в том же возрасте, что и вы, участвуют в нашей молодежной работе. Но количество исчезнувших всегда больше, чем количество вернувшихся, и это большой вызов для Церкви. Что происходит с молодежью в том возрасте, когда они становятся взрослыми? Конечно, именно тогда открывается очень много искушений, соблазнов. Ведь молодой человек очень открыт к влияниям, у него еще нет сформировавшихся убеждений, и слава Богу, что так, потому что на этом феномене построен весь процесс образования. Дети в школе, с доверием относясь к тому, что говорит учитель, и к тому, что пишется в учебнике, овладевают знаниями. Восприятие детьми поступающей информации некритическое, оно всегда сопровождается доверием, — собственно говоря, на этом доверии строится весь педагогический процесс. Но в какой-то момент, когда ребенок взрослеет, когда у него обретается некий жизненный опыт, он впадает в иную крайность. Доверие сменяется скептицизмом. Мы обычно говорим: трудный возраст. Родители жалуются: «Что ни скажи, он всё против. Что ему ни говори, он задает какие-то встречные вопросы, он все время протестует». Здесь ничего трагического нет, просто один возраст сменился на другой. Мы, родители и старшие, думаем, что еще продолжается возраст, когда ребенок воспринимает все на доверии и слушается, а у него уже другой критерий оценки поступающей информации. Говорю обо всем этом, чтобы пояснить, что отток детей из храма тоже связан с этими возрастными особенностями. Чаще всего это происходит, потому что родители, умиленные своими воцерковленными младенцами, прилагают мало сил к тому, чтобы эту воцерковленность адаптировать к следующему возрасту, чтобы начать говорить с детьми о вере уже на другом языке, помогая ребенку укрепиться в его религиозном чувстве. Здесь очень важно, конечно, использовать литературу, давать ребенку почитать что-то из жизни святых, из жизни наших героев, из нашей истории. Нужно включить иные аргументы, которые бы помогали укорениться в религиозных убеждениях; на одних эмоциях и на одном послушании уже ничего не сделаешь. Поэтому тот факт, что определенная часть детей уходит из Церкви, а потом не возвращается, связан, конечно, с ошибками в воспитании со стороны родителей и — сейчас я не побоюсь сказать самое важное — со слабостью нашей системы воскресных школ. Мы должны почувствовать, в какой момент нужно с ребенком работать иначе, в какой момент нужно вовлекать его в какие-то программы, где бы он чувствовал себя самостоятельным. Очень важно использовать такие замечательные методы, как паломничества, путешествия, занятия спортом, создание молодежных объединений, групп, чтобы возрастание, в том числе интеллектуальное, сопровождаемое особенностями, о которых я только что сказал, проходило в контексте церковной жизни. Что греха таить, иногда батюшки привыкают по головке гладить, когда ребенку 8-10 лет. Потом ему уже 13-14, а тональность та же самая. Есть такое понятие «патернализм», то есть снисходительное отношение старших к младшему. Это глубочайшая ошибка, когда старший непременно считает, что он всегда прав в диалоге с младшим. То есть нужно менять язык, менять подходы к ребенку, но это требует, конечно, определенных знаний. И я думаю, очень важно, чтобы этими знаниями обладали педагоги наших воскресных школ и чтобы наши священники владели этим искусством перейти от одного способа передачи религиозных знаний ребенку к другим. В конце концов, этот вопрос настолько важный, что от него зависит будущее нашей Церкви. Потому что если ребенок в 13-14 лет ушел из Церкви, то где гарантия, что он вернется? Поэтому я бы хотел обратиться к священникам, к руководителям воскресных школ, к педагогам: мы должны искать, находить и использовать тот язык, который бы убеждал наших детей сохранять свои религиозные чувства, преданность Церкви даже тогда, когда начинаются все эти возрастные искушения и когда он сталкивается с той реальностью, которая часто является абсолютно нерелигиозной, а нередко и враждебной по отношению к религии. Это большая педагогическая и пастырская задача. Я бы так подытожил ответ. ... Конечно, я полностью согласна с Предстоятелем нашей Церкви. Он видит слабость воскресных школ России. Я тоже это вижу. Эта слабость проистекает из наших личных слабостей. Надо бы серьёзно взяться за средние и старшие группы воскресных школ. Может, это покажется странным, но дети из приходских школ должны хотя бы иногда посещать службы в храме и приучаться к молитве. Привыкнуть к постоянной Исповеди, во все четыре поста. Этого нет. Часто есть воскресные тусовки за чаем. Ну вот потусовались, потусовались с 6 -летнего возраста дети лет пять без храма и молитвы к Богу, а потом быстро перебрались на другие тусовки уже с другими напитками, там взрослее и интересней. Преподаватели должны быть верующими, хотя это и обычные миряне. Родители не должны все сваливать на приход. Самим надо и на службы ходить, и к Исповеди, и причащаться, и читать об основах вероучения. Вижу и ещё одну большую проблему. Православная молодежь - будущее русской нации. Будет она - не станет абортов, браки будут венчанными, семьи - здоровыми, нация не вымрет. Православная молодежь - это и будущие прихожане конкретного прихода. Но их надо выращивать. А сегодня многие священники храмов не преподают в своих приходских школах. Хорошо ещё, если раза два беседу проведут. Наверное, они сегодня загружены требами, ремонтом или постройкой храмов. Между тем почти все очно или заочно учатся или учились в семинариях. Давайте сравним с 19 веком. Тогда все поголовно кандидаты в священники должны были иметь семинарское образование. А на что было направлено обучение в семинариях? Прежде всего, на подготовку будущего священника как совершителя Таинств. Во вторую очередь - на подготовку учителя, проповедника и преподавателя. Да, священник совершает Таинства, молится. Это важнее всего. Но он также и учитель. Если человек оканчивал семинарию, то чаще всего в царской России начинал преподавать в церковно- приходской школе Закон Божий. А если уж он оканчивались Духовную Академию, то в любом случае много лет преподавал. Обучал самым разным дисциплинам в семинариях и духовных училищах. Или же вел уроки Закона Божия в гимназиях, кадетских корпусах. Выпускников духовных школ и направляли именно в средние и начальные учебные заведения. Много лет в гимназии талантливо преподавал Закон Божий праведный Иоанн Кронштадский. Хотя и был очень загружен. Да, теперь приходские школы не работают ежедневно по будням как в прошлом, они воскресные. Но что мешает сделать занятия со старшими детьми на буднях вечером раза два в неделю? Они же ходят вечером на спортивные секции. И немного о содержании работы школ. Конечно, важно, чтобы дети участвовали посильно в социальной работе, делали поделки и рисунки. Но должно быть на уровне и образование. Старшие ученики уже вполне могут изучать Символ веры и катехизис святителя Филарета, краткую историю Вселенских Соборов, историю Русской Православной Церкви, иконоведение, православное краеведение, церковнославянский язык. К этому можно добавить факультатив по изучению житий новомучеников нашей Церкви. Боимся серьёзных тем? А разве не страшно, что от посиделок и чаепитий выросшие дети уходят? И жаль, что из храма тоже уходят. Нужны и паломничества. Хотя бы по всем храмам города провести паломничество. Дети знают свой храм, а собор в центре для них как на другой планете. Собрать их, приехать, рассказать об истории, фресках, иконах. К делу преподавания надо привлекать священников, историков, краеведов. Тогда молодежь сможет наследовать сокровища Православия. Но их надо открыть для подростков и детей.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма Мурманска