День всех святых, в земле Российских просиявших



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-06-11 08:34
Как чудесные цветы возрастил Христос православных святых, мучеников, святителей, преподобных, праведных на плодородной Русской земле... Конечно, не все они русские по национальности. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и её сестра мученица царица Александра Федоровна - немецкого происхождения, новомученик священник Михаил Шик - еврей, преподобный Моисей Угрин - венгр, праведный царевич Петр - татарин. Но всех их вскормила и возрастила православная традиция и русская культура.



Однако большинство святых, в земле Российской просиявших - русские. Их привело к святости исполнение заповедей и их твердость в Православии. Потому и поется стихира: "Русь Святая! Храни веру православную! В ней же тебе утверждение". В нашем Введенском храме есть много икон русских святых. Икона исповедника святителя Луки Крымского с частицей его мощей, память святителя отмечается 11 июня. Святой Лука был не только исповедником веры ( он провёл многие голы в тюрьмах и ссылках), но и замечательным хирургом. Начав в юности врачебную деятельность во время русско- японской войны, делая операции и спасая русских воинов, он продолжил её земским врачом в селах центральной полосы России, потом главным врачом больницы Ташкента. После гражданской войны принял сан священника, а потом епископа. Во время Великой Отечественной находился в ссылке и написал письмо с просьбой разрешить ему работу в военном госпитале. Стал главным врачом всех госпиталей Томска, успешно лечил раненых бойцов. Затем его церковное и врачебное служение продолжалось в Тамбове. И закончил он свою жизнь в сане архиепископа в Крыму. Там и почивают его святые мощи. Находятся у нас во Введенском храме пограничников икона покровителя всех русских военных моряков - праведного Феодора Ушакова с частицей его мощей. Эту икону привёз из Санаксар первый настоятель Введенского храма пограничников, священник Сергий Поливцев. Можно помолиться и у иконы ещё одного покровителя воинства - святого Александра Невского. В иконостасе храма возле окна вы можете увидеть икону преподобного Ильи Муромца, мощи которого почивают в Киево- Печерской Лавре.


 

Есть во Введенском храме и иконы других русских святых - святителя Игнатия Брянчанинова, святого Сергия Радонежского, святого Амвросия Оптинского, святой Матроны Московской, блаженной Ксении, святых царственных мучеников. В Мурманске в конце 20 и в начале 21 веков были построены храмы в честь русских святых. Храм святого Трифона Печенгского на ул. Зелёной, храм святого Трифона Печенгского на Траловой, храм святителя Луки в МГТУ. И в области также есть храмы, посвящённые русским святым. В посёлке Кильдинстрой - блаженной Ксении Петербургской, в поселке Зверосовхоз - строящийся храм в честь святой Матроны Московской . В Коле - преподобного Варлаама Керетского. В посёлке Борисоглебский на границе с Норвегией - храм мучеников Бориса и Глеба. В Апатитах - храм Новомучеников Российских. В этом году отмечается столетие со дня расстрела святого царя Николая Второго, его семьи и слуг, которые были убиты коммунистами в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Для русских людей их жизнь и мученическая смерть стали уроком смирения, веры, любви ко Христу, мужества. На день их памяти в Екатеринбурге состоятся богослужения и крестный ход на Ганину яму, куда были привезены и уничтожены большевиками останки царственных мучеников. Наш город Мурманск был основан Государем Николаем Вторым в 1916 году как Романов- на- Мурмане. Мы надеемся, что к 100 - летию мученической кончины основателя города будет установлена хотя бы памятная доска с портретом царя на одном из центральных зданий. А если Бог даст, возможно, со временем будет построен храм во имя мученика царя Николая. В 2016 году в Мурманске Патриарх Кирилл вместе с митрополитом Симоном совершил молебен и заложил Преображенский кафедральный собор. Планируется, что главный придел собора будет в честь Преображения Господня, а второй придел - в честь царственный мучеников. Однако, к сожалению, пока не удалось положить даже фундамент Преображенского собора.

 

Кроме царской семьи, Русская Православная Церковь воспитала сотни тысяч новомучеников и исповедников. В 20 веке Русь возрастила больше мучеников, чем Римская Империя в первые века христианства. Это и исповедник Патриарх Тихон, и священномученик митрополит Петроградский Вениамин, и священномученик митрополит Серафим (Чичагов), и новомученик протоиерей Иоанн Восторгов, расстрелянный в 1918 году, и монахини, церковные старосты, миряне, не отпавшие от Церкви и репрессированные. Очень важно для всех русских людей почитание подвижников 20 века, переживших гонения в советский период, но не прославленных пока ещё Церковью. Мы знаем, что в настоящее время готовится канонизация пострадавших вместе с царской семьёй верных слуг государя - генерала Ильи Татищева и матроса Климентия Нагорного. У нас в Мурманской епархии духовником епархии и руководителем епархиальной комиссии по канонизации святых протоиереем Василием Вольским собраны сведения о многих репрессированных в 20 веке священнослужителях. В день преподобного Трифона Печенгского 28 декабря 1940 года в Левашовской пустыне под Ленинградом был расстрелян последний настоятель Трифонов Печенгского монастыря иеромонах Паисий (Рябов). В октябре 1937 года там же в Левашово казнили протоиерея Константина Мелетиева, настоятеля старинного Благовещенского храма города Колы. Отец Константин предпринимал все меры, чтобы его храм не был закрыт и разрушен. Храм все же закрыли, но он уцелел и в 1990 - е был передан Церкви. В 1920 году большевики по ложному обвинению расстреляли настоятеля храма из села Княжая Губа священника Александра Богданова. В тридцатые годы были арестованы и замучены кольские священники Николай Гусев, Вениамин Боголепов. Прошел лагеря в 1930 - е и не отрекся от веры протоиерей Илья Кутузов, служивший потом после войны в Никольском храме Мурманска и в Никольском храме села Ковда, и многие другие священнослужители и миряне. Бог даст, они будут прославлены в Церкви. Сейчас священники и прихожане поминают этих подвижников и молятся об упокоении их душ.

Очень актуальна сегодня такая дисциплина, как агиография, наука о житиях святых. Вроде бы и биография Николая Второго не пришла к нам из седой древности, жил он не так давно. Документов сохранилось большое количество, и в России, и за границей. Но вот есть же попытки исказить жизнеописание последнего русского царя. Режиссёр Алексей Учитель перевернул все с ног на голову. Он не счел нужным поставить фильм о том, что было на самом деле. О чистой и крепкой семье Николая Второго, многодетного отца и верного супруга, о его важном царском служении, об успехах на посту Главнокомандующего в Первой Мировой, о смирении, терпении и кротости в заточении, о мученической смерти. Всего этого нет в фильме Учителя " Матильда". Центром и смыслом жизни Николая Александровича объявляется мимолетное юношеское увлечение легомысленой балериной Ксешинской, в котором сам Наследник вскоре вполне покаялся. Ведь еще с 16 лет он на всю жизнь полюбил принцессу Аликс, будущую царицу Александру Фёдоровну. Да и довольно быстро выяснилось, что поверхностная Ксешинская была совершенно чужда глубокой, сильной и серьёзной натуре Николая Александровича. Но этот мелкий незначительный эпизод, эту пылинку рассматривают в печально известном фильме прямо- таки в микроскоп. И так, чтобы кроме этого ничего другого не было видно. Это искажает биографию царя? Конечно, искажает. Но сделал фильм человек далекий и от Церкви, и от русской культуры. Однако есть попытки и со стороны некоторых церковных людей изменить жития святых. Например, долго не утихали споры по поводу жития святого Сергия Радонежского. Некоторым незадачливым церковным историкам не нравилось, что будущий святой во время Литургии трижды возгласил во чреве своей матери. В это чудо некоторые отказываются верить. Почему? Непонятно. Были попытки искажения и жития нашего северного святого, преподобного Трифона Печенгского. Каноническое церковное житие гласит, что Трифон, в миру Митрофан, был благочестивым и набожным сыном священника из города Торжка. Сам Бог чудесным образом в юности призвал Трифона во время молитвы в пустынных лесных места возле Торжка к проповеди лопарям на Кольском полуострове. Юноша пришёл на Мурман, проповедовал лопарям Христа и со временем основал на Печенге монастырь во имя Святой Троицы. И очень странно, что в нашей Мурманской и Мончегорской епархии и в начале 2000 годов, и теперь издаются книги, в которых излагается как единственно правильная версия некоего голландского купца Симона ван Саллингена. Тот пишет, что Трифон якобы в юности убежал из родительского дома, был атаманом шайки разбойников, а потом покаялся и стал монахом. Согласитесь, разница есть. Хотелось бы призвать и церковных, и пока ещё невоцерковленных людей бережно относиться к жизнеописания святых. Как говорил великий русский агиограф святитель Димитрий Ростовский, составляя 12 томов житий святых: " Да не будет ми лгати на святого" (да не солгу, не напишу ложного про святого"). Дай Бог следовать и нам его заветам.

Галина Сиротинская, редактор группы "Православный Мурман" в контакте

Другие материалы из раздела Современное общество
Предыдущее:В защиту памятника Колчаку. Часть вторая
Следующее: Кто твой герой?
Лучшее по просмотрам:За Русь Святую!
Последнее:На какие вопросы у Путина нет ответа?