Праздник Троицы



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-05-27 08:16
Три ангела склонились нежно
Над бедным маленьким столом.
Все в них светло и безмятежно,
И каждый осенен крылом Другого.
Лики Любви божественной полны.
Таким, Единым и Великим,
Тебя доныне видим мы.

Сколько мира и любви тихо навевает она! Святой Андрей написал икону Троицы в похвалу святого Сергия, основавшего в глухих Радонежских лесах в 14 веке монастырь во имя Святой Троицы. Теперь это главный монастырь России – Троице-Сергиева Лавра. В 16 веке наш северный святой Трифон Печенгский, просветитель лопарей, создал также во имя Троицы обитель на Мурмане на реке Печенге. Как рассказывает церковное житие святого Трифона, он, подобно Сергию, с млада вел жизнь чистую и благочестивую, любил уединение в пустыне и молитву, ему повиновались даже дикие лесные звери. Сейчас в храмах Мурманска и области вы можете помолиться перед образом Святой Троицы, поставить свечи. Есть на Мурмане и Троицкие храмы. Например, в Полярных Зорях и Заполярном. Там будут отмечать престольный праздник, как и в Троицкой Трифонов Печенгской обители. Бог есть Троица. Бог Един (Один) но в Трех Лицах – Отец сын и Дух Святой – Троица –Единосущная и не раздельная. Это один из самых важных догматов Православия. Единство Троицы - это Единство Любви. Равноапостольный Кирилл, просветитель славян, так защищал догмат о Троице в диспуте с сарацинами: «Отец, Сын и Дух суть Три ипостаси, существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице, солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала ни конца, так и Бог - безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную, есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном, предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например, на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, состоящее из трех предметов: круга, светлого луча и теплоты не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности, одно есть круг, другое - луч, третье - теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог. Помните ли вы как говорит Писание о том, как Бог явился праотцу Аврааму у дуба Маврийского, от которого вы храните обрезание? Бог явился Аврааму в Трех Лицах. "Возвел очи свои (Авраам) и взглянул, и вот три мужа стоят против него, увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего" (Быт.18:2-3). Обратите внимание: Авраам видит пред собою Трех Мужей, а беседует как бы с Одним, говоря: "Господи! Если я обрел благоволение пред Тобою". Очевидно святой праотец исповедовал в Трех Лицах Одного Бога» ( Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия).

Как светел и радостен праздник Троицы! Это Пятидесятница, день рождения Церкви. По традиции наших отцов и дедов мы приходим в православные храмы с зелеными веточками, молимся, причащаемся. Храмы тоже в зелени. Ездить на кладбища на Троицу не нужно, на Троицу посещают храм. Усопших поминают накануне, в Троицкую родительскую субботу. Но даже в этом случае православные с утра приходят в храм, молятся на Литургии и панихиде, ставят свечи, а потом уже едут на кладбища. Праздник Троицы продолжает в понедельник День Святого Духа. Во Введенском храме Мурманска на остановке Копытова 26 мая в Троицкую родительскую субботу и воскресенье 27 мая на Троицу службы вечером в 18 часов, утром в 9 часов, Исповедь в 8 часов. Детей до 7 лет причащают без Исповеди, всем, кто старше 7 лет, надо исповедоваться.
Вся следующая неделя – Троицкая, праздничная. Это сплошная седмица, когда нет поста в среду и в пятницу.

 
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

У богослужения на Троицу есть свои особенности. Вот как об этом пишет преподаватель Литургии, автор учебного пособия для семинарий, Гермоген Шиманский: «Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1 Кор. 16, 8; Деян. 2, 1-4; 20, 16). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных - напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству».

Служба на Троицу утром очень благодатная и очень длинная. Народ не уходит из храма после Литургии, а остаётся на Великую вечерню, три раза молящиеся совершают коленопреклонение и молитвы. Гермоген Шиманский подробно рассказывает об этом: "Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи. Эти молитвы читаются: а) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»; б) после ектений: «Рцем вси»; в) после молитвы: «Сподоби, Господи». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Галина Сиротинская, редактор группы в контакте "Православный Мурман"