Как жилось людям в дореволюционной России при Царе. Часть седьмая



Автор: Анна Соколова
Дата: 2018-04-06 08:54
Анна Семеновна Ковригина (Сорокина) – мать семейства с двенадцатью детьми и первая женщина-врач Иркутска (1860 – 10.09.1922). Что касается моей прапрабабушки, то основной источник о ней Семейные записки, составленные потомками ее дочери Надежды. Этот документ в свою очередь базируется на данных из «Иркутской медицинской газеты» (выпуск № 3 (23) за 2001 год, подготовленный ее правнучкой из Иркутска), а также на воспоминаниях дочери покойной – Анны Филаретовны.

Анна Семеновна Ковригина – коренная иркутянка, дочь иркутского мещанина Семена Сорокина. Когда девочка подросла, родители отдали ее учиться в недавно основанную купцом Хаминовым платную женскую прогимназию – первое женское учебное заведение в Иркутске. В гимназические годы Аня познакомилась с Филаретом Ковригиным, который был на 2 года ее старше и учился в мужской гимназии. Он был родом из Забайкалья, его отец – Спиридон Андреевич Ковригин – состоял казначеем в управлении Нерчинских заводов. Будучи способным учеником, Филарет был «казеннокоштным», т.е. учился за счет Горного общества. По окончании учебы они поженились и жили с родителями жены в доме на самой окраине Иркутска, где потом была Площадь декабристов. Вскоре Филарет, опеку над коим взяло Горное общество, уехал продолжать образование в Императорской военно-медицинской Академии Петербурга, где и учился с 1.09.1877 по 4.12.1882. Чуть позже отправилась за мужем и Аня. Дорога была трудная, до Москвы молодая женщина по зимнему санному пути на лошадях добиралась целый месяц. Имеется семейное предание о том, что в дорогу ей налепили мешок пельменей, заморозили бульон, молоко. Останавливаясь на ночлег на станциях, она питалась домашними заготовками: отбивала кусок ледяного бульона и варила домашние пельмени.

Приехав в Петербург, она поступила на Высшие женские курсы при Академии, где учился ее муж (они находились в Николаевском госпитале). Супруги вели скромную студенческую жизнь, скитаясь по квартирам на Васильевском острове. В 1879 у них родился первенец Владимир. В 1882 Филарет окончил Академию и уехал на 4 года в Забайкалье – «отрабатывать» свою академическую стипендию. Через год, закончив курсы, жена отправилась к мужу. В дороге, в Томске, у нее родился 3-й ребенок, Вера (она потом стала врачом). Молодой матери пришлось на некоторое время остановиться в Иркутске у родителей. Здесь Анну Семеновну избрали в Общество врачей Восточной Сибири. Как позже отметили в книге, посвященной 50-летию Общества, Анна Семеновна Ковригина являлась первой женщиной-врачом этого Общества, положив тем самым начало женской врачебной деятельности в Восточной Сибири. В 1886 Анна Семеновна с 4-мя детьми, а затем и Филарет Спиридонович переехали в Иркутск. Сначала он работал разъездным врачом, потом стал хирургом в Кузнецовской гражданской больнице Иркутска, со временем стал старшим (главным) врачом сего заведения. Семья жила на 2 этаже большого деревянного дома, принадлежавшего больнице, который и сейчас стоит на бульваре Гагарина, 6. Анна Семеновна, обремененная большой семьей, не оставляла врачебной практики: работала в качестве неофициальной заведующей акушерским отделением Кузнецовской больницы, так как в штате эта должность не была предусмотрена. Существование акушерского отделения не было оформлено официально. Работы было много, редкая ночь обходилась без срочного вызова в больницу. Когда в 1893 открылась центральная школа фельдшериц, она одновременно работала в ней надзирательницей (ныне – это завуч) и преподавала акушерство. В обязанности надзирательницы входил надзор за ученицами, как в школе, так и вне ее. Во время занятий она неотлучно находилась в школе, а по вечерам ходила и проверяла поведение своих подопечных по квартирам. Жизнь была нелегкой, но насыщенной.

Ужасной трагедией стала тяжелая болезнь и смерть мужа в 1902. В 42 года она осталась вдовой с 12-ю детьми, младшему из коих не исполнилось и года. Положение усугубилось тем, что после смерти главы семьи им предложили освободить служебную квартиру. Ковригины стали снимать маленький домик (ул. Седова, 8). 3 месяца Анна Семеновна находилась в глубокой депрессии. Придя в себя, она осенью того же года поехала в Петербург на стажировку (повышение квалификации) вместе с годовалым сыном. Остальные дети остались на попечение ее знакомой, была еще какая-то прислуга. Кое-какую помощь могли уже оказывать подросшие дети, самому старшему Владимиру было уже 20 лет. Вернувшись через год в Иркутск дипломированным врачом-акушером, Анна Семеновна возобновила работу в школе, почти целый год замещала на посту директора К.И. Русанова, ушедшего воевать на русско-японскую войну. По его возвращении Анне Семеновне предложили работать в родильном отделении гражданской больницы, которое по-прежнему не было предусмотрено штатным расписанием. В качестве компенсации ей отдали освободившуюся маленькую квартиру в больничном доме. Хрупкая на вид женщина, она умудрялась и работать, и растить 12 детей. Все 5 дочерей окончили гимназию, трое из них получили высшее образование. Все сыновья получили высшее образование. Один из них Константин награжден орденом Георгия 4-й степени в Первую мировую войну, откуда вернулся хромым. Другие пятеро сыновей приняли участие в Гражданской войне и сражались в армии Колчака, некоторые из них также бились и в 1-ю мировую войну. За время Гражданской войны Анна Семеновна лишилась трех сыновей. Младший Виктор умер от тифа. Сергей погиб в бою. Мать семейства почувствовала смерть своего первенца. Сохранилось семейное предание о том, как она ходила по комнате и повторяла: «Ему холодно, ему очень холодно!». Как раз в то время Владимир замерз в снегах после того, как чехи выкинули из поезда его и других раненых под Новониколаевском белогвардейцев. Филарет вернулся с фронта больной тифом, отсидел год в концентрационном лагере, как белый офицер, дважды осуждался красными к лишению свободы и наконец был расстрелян в 1938 уже после смерти матери. В Иркутской городской летописи говорится: 10 сентября 1922 - скончалась Анна Семеновна Ковригина, старейшая из женщин-врачей, преподаватель женской фельдшерской школы. Она умерла в 62 года в одиночестве. Подросшие и выжившие дети разъехались. В день ее смерти дома никого не оказалось. Анна Семеновна умерла вскоре после того, как красные в 1-й раз посадили по политической статье ее сына Филарета.

Фото: мужская гимназия, где учился муж Анны Ковригиной (Сорокиной).



 Фото: Анна Семеновна Ковригина (Сорокина), фрагмент семейного фото 1899 года, ей 39 лет



Фото: предположительно, это и есть тот домик рядом с Кузнецовской больницей Иркутска, где на 2 этаже в служебной квартире жило семейство Ковригиных



Мой прапрадед Филарет Спиридонович Ковригин (1.12.1858 – 21.04.1902) – отец двенадцати детей, статский советник и главный врач Кузнецовской больницы Иркутска . Филарет родился 1 декабря 1858 в семье казначея Нерчинских заводов. Его имя греческого происхождения, дано по святцам и означает «Любящий добродетель». В три года он лишился матери. Через некоторое время Спиридон Андреевич женился вторично. Еще во время учебы в уездном училище маленький Филарет своими успехами обратил на себя внимание начальства Горного округа Нерчинских заводов и на стипендию округа был направлен в Иркутскую гимназию, где проявил любовь и способности к математическим наукам. По-прежнему на средства Горного общества он продолжил учебу в Императорской военно-медицинской Академии Петербурга. На старшем курсе Филарет был арестован из-за поразительного сходства с Халтуриным С. – организатором покушения на царя Александра II. После очной ставки с матерью цареубийцы его освободили. К моменту окончания Академии Филарет был женат на Анне Семеновне, имел 2 детей, молодые супруги ожидали третьего ребенка. Начальство Забайкальского Горного округа направило молодого врача на прииски – место ссылки политзаключенных. Со многими из них он впоследствии был дружен, из-за чего начальству стали поступать доносы о его неблагонадежности. После окончания положенного 4-летнего срока обязательной работы после Академии, он с семьей в 1886 переехал в Иркутск и стал работать разъездным врачом в городе, а вскоре перешел ординатором в Кузнецовскую больницу, где со временем стал старшим врачом. Филарет специализировался в области терапии и хирургии.

Около 1896 года, когда у него было десять детей, Филарет Спиридонович занял служебную квартиру при своей больнице (для семьи этот факт имел большое значение, прежде всего финансовое). Он состоял членом Общества врачей Восточной Сибири, был его председателем, и, по мнению общественности, - весьма деятельным. В 1898-1902 Филарет Спиридонович был гласным Иркутской городской думы. 1 февраля 1902, делая очередную операцию, он лишился сознания, его принесли домой на носилках. В сорок три года, 21 апреля 1902 Филарет Спиридонович Ковригин умер от воспаления почек и был похоронен на Иерусалимском кладбище Иркутска, как и 100 с лишком тысяч иркутян за век с лишним. К 40-м годам 20 века большевики превратили это кладбище в парк. Фрагмент формулярного списка Филарета Спиридоновича Ковригина в студенческом деле его старшего сына Владимира Ковригина:

Статский Советник, лекарь Филарет Спиридонович Ковригин, бывший исполняющий должность старшего врача Иркутской Кузнецовской больницы, 44 лет от роду, вероисповедания православного, имеет орден святого Станислава 3-й степени и медаль в память в Бозе почившего Императора Александра III. Содержание получал: жалованья - 600 рублей, столовых - 300 рублей. За заведование дезинфекционной камерой - 600 рублей, прибавка жалованья - 200 рублей. По должности ректора Центральной школы фельдшериц - 600 рублей. Итого - 2300 рублей. Воспитание получил в Императорской Военно-медицинской Академии, поступив в оную в 1-го сентября 1877-го года; признан лекарем с выдачей диплома за №№ 635 и 5300 04.12.1882 года. Определен на службу в Нерчинские заводы, на вакансию младшего лекаря, с производством содержания в год: жалованья - 510 рублей, столовых - 510 рублей, квартирных - 90 рублей. Определен врачом промыслов: Карийского, Балачинского, Гарбиченского, Усть - Чернаского ? (не нашла, могла неправильно написать). Указом Сената от 20.11. 1887 г. за № 143 утвержден в чине Титулярного Советника. С 1888 (12.05.) принят на должность Иркутского Окружного судебно - полицейского врача 14.06.1888 - определен сверхштатным ординатором Иркутской Кузнецовской Гражданской больницы 24.05.1890 - произведен в Коллежские Асессоры 11.06.1891 - произведен за выслугу лет в Надворные Советники 22.11.1895 - произведен в Коллежские Советники 21.09.1893 - утвержден в должности ординатора Иркутской Кузнецовской больницы 01.1897 - Орден Святого Станислава 3-ей степени с 29.06.1899 - исполняющий должность старшего врача Иркутской Кузнецовской больницы 28.03.1900 - произведен в чин Статского Советника 21.04.1902 - состоя на службе, умер от воспаления почек.

Смерть моего прапрадеда была упомянута в городской летописи Иркутска: 1902. Апрель Летопись Колмакова:

17 апреля. В 16 часов в Иркутске поднялась страшная буря, шедшая порывами в течение двух часов. Затем крупными хлопьями пошел снег, покрывший землю белым покрывалом. 17 апреля. В связи с тревожной обстановкой в городе накануне праздника 18 апреля (1 Мая по новому стилю), солдатам иркутского гарнизона были розданы боевые патроны. Ночью по городу дежурили конные патрули. Полицейские части приведены в состояние повышенной готовности. Все эти меры предприняты в связи с предполагаемым выступлением рабочих.

21 апреля. Скончался старейший врач гражданской Кузнецовской больницы Филарет Спиридонович Ковригин. Похоронен на Иерусалимском кладбище 23 апреля.

Фото: парадное семейное фото семейства Ковригиных, 1899 год, за три года до смерти главы семьи. Филарет Спиридонович – 40 лет.



Фото: один из входов на Иерусалимское кладбище Иркутска, где похоронен мой прапрадед Ф.С. Ковригин. Большевики устроили там парк.



Фото: впервые посетив Иркутск в конце декабря 2017, чтобы ознакомиться с 2 уголовными делами по 58 статье моего расстрелянного в 1938 прадеда Филарета Филаретовича Ковригина, я оставила гвоздики на ограде Иерусалимского кладбища, ставшего парком при советской власти, дабы почтить память моего прапрадеда. Перефразируя «Властелин Колец», - теперь точное местонахождение его могилы не сможет поведать даже огонь.