Бледный хан и Рыжий берсерк Белой армии барон Унгерн



Автор: Анна Соколова
Дата: 2018-03-08 18:36
Бледный хан и Рыжий берсерк Белой армии, Аватар монгольского Бога войны Барон Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Фёдорович) фон Унгерн-Штернберг (10.01.1886 (29.12.1885 по старому стилю), Грац — 15.09.1921, Новониколаевск/Новосибирск) — русский генерал, видный деятель Белого движения на Дальнем Востоке. Георгиевский кавалер. Автор идеи реставрации империи Чингис-хана от Тихого океана до Каспия.

Преданный своими офицерами, он бежал к монгольскому дивизиону. Начальник монголов велел связать его спящего и оставить в степи, таким образом, он купил себе право безопасного выхода из зоны боевых действий. На следующий день партизанский отряд П. Е. Щетинкина подобрал связанного барона. Унгерна отвезли в Иркутск, а затем в Новониколаевск, где по приговору Сибирского ревтрибунала он был расстрелян в 35 лет. Ярый монархист, Роберт Унгерн ненавидел революцию и вообще всё, что вело к свержению монархий. «Единственно, кто может сохранить правду, добро, честь и обычаи, так жестоко попираемые нечестивыми людьми — революционерами, это цари. Только они могут охранять религию и возвысить веру на земле. Но люди корыстны, наглы, лживы, утратили веру и потеряли истину, и не стало царей. А с ними не стало счастья, и даже люди, ищущие смерти, не могут найти её. Но истина верна и непреложна, а правда всегда торжествует… Самое наивысшее воплощение царизма — это соединение божества с человеческой властью, как был Богдыхан в Китае, Богдо-хан в Халхе и в старые времена русские цари». Унгерн был фаталист и мистик. Он принял буддизм, но при этом не отказался от христианства и считал все религии выражающими одну высшую истину. Политическая концепция Унгерна была тесно связана с его эсхатологическими взглядами. В пророчествах разных религий он находил объяснение Гражданской войне и своему призванию в борьбе с революционерами. Харизматическая личность Унгерна после смерти обросла легендами. По мемуарам некоторых европейцев, монголы считали Унгерна «Богом войны». В Тибете место Бога войны занимает докшит Бегцзэ (тиб.: Джамсаран), в Монголии он считается покровителем монастырей столицы, освобождённой Унгерном от китайцев; в народной традиции монгольских народов он иногда трактовался как «Бог войны».

Происходит из старинного немецко-балтийского (остзейского) графского и баронского рода, включённого в дворянские матрикулы всех трёх российских прибалтийских губерний. Род происходит от Ганса фон Унгерна, бывшего в 1269 вассалом рижского архиепископа.

На фото Унгерну 7 лет



Отец — Теодор-Леонгард-Рудольф (01.04.1857—1918, Петроград). Мать — Софи-Шарлотта фон Вимпфен (13.07.1861—04.11.1907), немка, уроженка Штутгарта. Русская линия баронов фон Унгерн-Штернбергов происходила от барона Карла-Лудвига (по другой версии – Рейнгольда, или Рено), вступившего в службу при императрице Анне Иоанновне в 1740. 3 его сына дослужились в русской армии до генеральских чинов. Один из них, Карл Карлович фон Унгерн-Штернберг, дослужившийся до чина генерал-аншефа и окончивший свое земное существование в 1799, стоял в первом ряду храбрейших русских офицеров героической суворовской эпохи.

До конца 1-й мировой войны войсковой старшина Унгерн фон Штернберг стал кавалером всех Российских Орденов, которые мог получить офицер подобного звания (включая Георгиевское Оружие и Орден св. Георгия). Женат на китайской принцессе из династии Цин Унгерн разрабатывал план восстановления монархий и борьбы с революциями в Евразии, начиная от Маньчжурии, Монголии и Китая и далее на запад. В контексте этого плана, в феврале — сентябре 1919 он ездил в Маньчжурию и Китай. Там наладил контакты с монархическими кругами, а также готовил встречу своего друга атамана Г.М. Семёнова с маньчжурским милитаристом Чжан Цзолинем. В июле 1919 Унгерн в Харбине по православному обряду вступил в брак с принцессой Цзи, представительницей свергнутой династии Цин. Она получила имя Елена Павловна Унгерн-Штернберг. Общались они на английском. Цель брака была политическая: Цзи была родственницей генерала Чжана Куйву, командира китайских войск западной части КВЖД и губернатора Хайлара. Осенью 1920 Азиатская конная дивизия Унгерна сорвалась с «насиженного» места в Забайкалье и совершила свой знаменитый рейд в Монголию. Известно, что монгольский правитель и первосвященник, «живой Будда» у монголов, Богдо-гэгэн VIII, находясь под китайским арестом, тайно переслал барону послание с благословением на освобождение Урги от китайцев.

Зимой 1921 барон взял город, сломив сопротивление китайских войск, превосходивших его дивизию в несколько раз. Вернувший себе власть в Монголии Богдо-гэгэн даровал Унгерну титул князя. После того как в феврале 1921, Унгерн освободил монгольскую столицу Ургу от китайских войск, совет местных лам объявил барона воплощением Махакалы, божества войны и разрушения, коего в тибетском буддизме почитают как защитника учения Будды. Нужно добавить, что свое «заключение» ламы делали, ориентируясь ни столько на военные подвиги Унгерна, сколько на положение планет в его гороскопе. После известия о казни барона правитель Монголии Богдо-гэгэн отдал приказ провести службы по Унгерну во всех монгольских храмах. Источник: Барон Унгерн: царский офицер, который стал Богом Немного о «проклятии Унгерна»: 27.08.1921 Унгерна допросил комкор тов. Гайлит (ком. 1-го отряда латышских стрелков; репрессирован в 1938) в присутствии комкора тов. Неймана (репрессирован в 1937), начполитотдела тов. Бермана и адъютанта комкора тов. Герасимовича. Государственный обвинитель на процессе Унгерна, кстати, тоже еврей, умер в 65 лет от рака желудка. Несмотря на то, что отряд Щетинкина (пленившего связанного монголами Унгерна) превосходил по численности и вооружению всю Азиатскую Конную дивизию (а не только остатки бригады Унгерна!), он был наголову разбит уцелевшими бойцами барона (сам Щетинкин был при невыясненных обстоятельствах убит в Урге в 1927). После изменнической выдачи барона бригадой поочередно командовали есаул Макеев, затем начштаба барона Унгерна полковник Островский, а после дезертирства последнего, при подходе к китайской границе – войсковой старшина Костромин.




И.И. Серебренников в своей книге «Великий отход» писал о бароне Унгерне, что его любовь к одиночеству, скрытность, молчаливость, некоторые странности, внезапные вспышки безрассудного гнева, говорили о неуравновешенности его натуры. В нем текла кровь его далеких предков, рыцарей-крестоносцев, жила вера в сверхъестественное, потустороннее; он как бы принадлежал минувшим векам: был суеверен, всегда общался с ламами, ворожеями и гадателями, которые сопутствовали ему в его походах во время Гражданской войны. В дружеских беседах он нередко упоминал о своих предках-пиратах. Барон был своеобразным романтиком, жил во власти каких-то отвлеченных идей. Фантастической мечтой его было восстановление павших монархий мира: он хотел вернуть Ургинскому Богдо-гегену его царственный трон в Монголии, восстановить династию Цин в Китае, Романовых в России, Гогенцоллернов – в Германии. В этом смысле он безнадежно плыл против течения. Выступи он на много лет позже – он, вероятно, имел бы больше шансов на осуществление своей политической программы. Унгерн был злейшим врагом коммунистов и социалистов и считал, что Запад-Европа одержим безумием революции и нравственно находится в глубочайшем падении, растлеваясь сверху донизу. Слова «большевик» и «комиссар» в устах Унгерна звучали всегда гневно и сопровождались обычно словом «повесить». В первых двух словах для него заключалась причина всех бед и зол, с уничтожением коей должны наступить на земле всеобщий мир и всеобщее благоденствие. Барон мечтал о рождении нового Аттилы, который соберет азиатские полчища и вновь, подобно Божьему Бичу, вразумит и просветлит растленную Европу. Вероятно, барон и готовил себя к роли такого Аттилы.



Унгерну посвящена песня «Вечное небо» группы «Калинов Мост» в вышедшем в 2007 альбоме «Ледяной походъ».

У российской блэк-метал\хардкор группы «Bandarlog» есть песня, посвященная Барону Унгерну, «Pale Khan. 15091921» (рус. Бледный хан). Унгерн играет одну из ключевых ролей в российском телесериале «Вепрь» (2005—2006, играет Ромуальд Макаренко).

Текст песни "Бледный хан": 

дикие степи 
дебри и мгла 
топь и пустыня 
империя 
белого хана 
что пришел 
в поиске истин 
вскрыть всем нутро 

желтый халат 
золотой погон 
хозяин мглы 
черный барон 
стеклянный взгляд 
из темноты 
пора домой 
Белый Бог войны 

бойся Сибири, 
Сибирь как зверь 
стучится в зубы 
если закрыта дверь 

желтый халат 
золотой погон 
хозяин мглы 
черный барон 
стеклянный взгляд 
из темноты 
пора домой 
Белый Бог войны 

вдруг смолк 
древних духов зов 
ушла сила 
пяти черепов 

Не удержался 
не оседлал 
желтого зверя 
белый хан 

мечта всей жизни 
не удалась 
ткнуть палкой в спящий 
азиатский глаз 

вешать, пороть и резать - 
весь труд был зря 
не открыла двери 
навстречу шамбала 

Не удержался не оседлал
желтого зверя белый хан