Сериал "Власик": сталинисты захватили Первый канал



Автор: Сергей Таранов
Дата: 2017-05-13 18:07
Сериал "Власик. Тень Сталина" - событие знаковое в трансформации российского телевидения. 30 лет назад, начав с разоблачений сталинизма в период гласности, оно сегодня окончательно и бесповоротно оккупировано махровыми сталинистами. В 1993-ем макашовцы не смогли взять Останкино. Нынче оно сдалось без боя. Эта очень смелая творческая задача - слепить многосерийный фильм об охраннике с тремя классами церковно-приходской школы, с привычками жрать прямо со сковородки, запивая жареную картошку водкой. Нет, конечно, история знает немало примеров, когда и деревенские парни становились академиками, полководцами и президентами. Но это не про Власика, который в конце жизни писал буквально следующее:«Я действительно сожительствовал со многими женщинами, распивал спиртное с ними и художником Стенбергом, но всё это происходило за счёт моего личного здоровья и в свободное от службы время».Во всем остальном, конечно, генерал-лейтенанту НКВД-МГБ Власику каяться не в чем. Настоящий служака! Человек "что прикажете", "так точно" и "будет исполнено". За 21 год, пока Власик был телохранителем и мажордомом Сталина, были уничтожены все родственники вождя и его супруги, застрелилась жена Надежда, сгинули в подвалах Лубянки "товарищи по партии", а Власик пересидел всех. Пока в 1952- ом сам не попал под каток репрессий. Через 10 лет Власик напишет в мемуарах:"Я был жестоко обижен Сталиным. За 25 лет безупречной работы, не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму. За мою беспредельную преданность он отдал меня в руки врагов. Но никогда, ни одной минуты, в каком бы состоянии я ни находился, каким бы издевательствам я ни подвергался, находясь в тюрьме, я не имел в своей душе зла на Сталина."Это и есть главная заслуга и особенность характера Власика - беспримерная, всепоглощающая, без всяких намеков на сомнения и рефлексию Любовь к Сталину. Это чувство религиозного фанатика к своему божеству. Не дело призренного человечка - оценивать деяния Бога, какими бы страшными и бессмысленными (на взгляд человечеков) они ни были. Однако "одноклеточный" характер главного героя кино создает массу проблем киношникам. Чего ни придумай в сценарии, а получается ходульный персонаж второго плана. С примитивными диалогами. Рублеными фразами. Без личностного роста и коллизий с внешним миром. Ну, прописали на половину четвертой серии сцены пошлого адюльтера с актриской и последующим уходом от жены. Ну, наложили тревожные гитарные перезвоны... И что? Да ничего! Потому что ничего особенного от Власика в этом фильме и не требуется.




Главный герой - не он, а Сталин. Большая часть экранного времени проходит без всякого присутствия Власика. Зато "отца народов" - хоть отбавляй. Вопрос в том, каким глазом (объективом) смотрят на Сталина и как показывают его нам, смертным 21 века? Вот тут и свершается сама большая киношная подлянка: господа Пиманов (продюсер) и Мурадов (режиссер) показывают Сталина незамутненным взглядом сталинского раба Власика. Никакой дистанции! Чистая, беспримерная любовь, обожание, почитание Вождя... Культ личности, говорите? Так ведь не Сталин его придумал. Сотню миллионов людей большевики лишили Бога, а в 30-е эти же люди выбрали божеством Сталина. И уже потом он, болезный, нес эту тяжкую ношу до конца жизни. Чудовищные жертвы индустриализации и коллективизации? Помилуйте! Иначе бы мы бы не выиграли войну, о которой Сталин, конечно же, знал еще в 1928 году. Убийство Кирова Сталиным? Да что вы! Вождь любил Мироныча, аки сына. Комнатку ему в своем новом доме в Кунцево соорудил. С телефончиком. С теплым туалетом. Вона как Киров на кроватке подпрыгивал - от радости... Самоубийство жены Надежды? И тут Сталин не при чем! Больная она была. На всю голову... Репрессии? Массовые? Да то ж врагов народа душили. Потому что кто не с нами, тот против нас. Потому что если враг не сдается, его уничтожают...

Вся эта мифология сталинистов, постсталинистов и неосталинистов, книжками которых заставлены книжные магазины современной России, перекочевала в кино Первого канала. И если книжки массовая публика уже давно не читает, то киношную муть посмотрят миллионы. Выходит, что зря Макашов со товарищи штурмовали Останкино в октябре 1993-го. Теперь оно само приветливо открывает прохановым и кургинянам, власикам и пимановым... В конце концов, они так долго хотели этого. И вот, наконец, полная виктория! Теперь-то заживем...