Романов-на-Мурмане: 100-летие города и память о прошлом



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2016-11-24 10:28
В день памяти преподобного Нестора Летописца, первого русского историка и накануне дня святителя Димитрия Ростовского, покровителя науки, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Симона на Архиерейском подворье состоялся семинар епархиальной комиссии по канонизации "Не стоит село без праведника и город без святого", посвящённый 100-летию основания Романова-на-Мурмане. Мы живем в Мурманске, это наш город, и мы любим его. Но знаем ли мы его историю? 100 лет назад Мурманск был основан святым мучеником Государем Николаем Вторым как Романов-на-Мурмане. Что мы сегодня знаем о священниках, служивших в городе до революции, в первые послереволюционные годы? Практически ничего. Что мы знаем об основателе нашего города Государе Николае Александровиче? Люди, далекие от Церкви, по-прежнему ограничиваются несколькими ходячими мифами советской школьной программы. Историки, журналисты и краеведы Мурманска попытались восполнить эти исторические пробелы в национальной памяти хотя бы на уровне нашей области. Другая не менее актуальная проблема - исторические исследования о людях, пострадавших от репрессий в советский период в нашем крае, в том числе о репрессированных представителях духовенства. Мы совсем уже приблизились к двум памятным, но горьким датам - 100-летию октябрьской революции, открывшей период невиданных ранее огромных гонений на Церковь, и 80-летие большого террора, развязанного Сталиным и компартией в 1937. Русских людей, ставших жертвами атеистической государственной машины, мы должны помнить и поминать. Как говорила Анна Андреевна Ахматова: "Хотелось бы всех поименно назвать. Да отняли список и негде узнать..."

Первым был доклад Бардилевой Юлии Петровны, кандидата исторических наук, доцента МАГУ. Священники Николаевского прихода г.Мурманска первой трети 20 века - Мы очень мало знаем о священнослужителях Мурманской области начала 20 века. В то время здесь служили священники Александр Бургенидзе, Алексей Иваницкий, Петр Макаров, Павел Воронов и Иоанн Стефановский. О некоторых из них известно благодаря материалам Российского Государственного Исторического Архива. В документах по военно-морскому ведомству сохранились их послужные списки. Многие батюшки, проходя нелегкое послушание корабельных священников, успели побывать и на Черноморском, и на Тихоокеанском, и в новосозданной Флотилии Северного Ледовитого Океана. Если говорить об отце Александре Бургенидзе, то следует упомянуть, что он есть на знаменитой фотографии 1916 года, где был запечатлен момент молебна и закладки Романова-на-Мурмане. Он на молебне сослужил епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу. После 1916 года мы уже не встречаем имени отца Александра в архивных документах нашего края. Этот священник родился и вырос в Тифлисе, закончил Тифлисскую Духовную семинарию. Затем Бургенидзе поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет восточных языков. По семейным обстоятельствам ему пришлось оставить академическую стезю и вернуться в Тифлис, где он принял священный сан. Штатным священником Никольской церкви со временем стал отце Павел Воронов, но первое время служил в храме священник Кольской Флотской Базы отец Алексий Иваницкий. Поначалу отец Алексей Иваницкий связал свою жизнь с Черноморским Флотом, он закончил Херсонское Духовное Училище. Однако через некоторое время Алексий Иваницкий подал прошение о переводе во Владивосток. Там уже он был рукоположен в сан священника, был прикомандирован к кафедральному собору Владивостока. Позднее вместе с транспортной Флотилией он оказался на территории Кольского Севера. Наиболее известная историческая фигура для Кольского края - это, конечно, священник Павел Воронов. Начинал свое служение он в Таврической губернии. Родом он был из Курска, рано лишился родителей. Служил долгое время священником в Бердянском уезде. Здесь организовал общество трезвости, народные чтения. Когда началась Первая Мировая война, отец Павел подал прошение о переводе его на Черноморский Флот. Служил усердно и получил потом назначение благочинным всего Черноморского Флота. Отец Павел Воронов был священником корабельного храма на "Императрице Марии", а также на госпитальном судне "Петр Великий". Вместе с кораблем принимал участие в одном из сражений. За участие в боевых походах, как отмечалось в его послужном списке "за примерное исполнение с мужеством и самоотверженностью пастырского долга в бою корабля "Евстафий" с немецким крейсером представлен к ордену святой Анны 2-й степени с мечами". Этот орден вообще представляется только по военному ведомству и обычно дается исключительно одним лишь военным лицам. В памятке по военному ведомству было указано, что полковые священники во время войны не только выполняют свои пастырские обязанности, но и в период боевых действий находятся поблизости вместе с лазаретом или госпиталем, или же непосредственно на корабле оказывают первую медицинскую помощь. Когда в 1916 году отец Павел узнал, что на Мурмане образуется новая Флотилия, то попросил перевести его на Север рядовым священником. Он прибыл на Кольский Север вместе с семьей и начал службу на линкоре "Чесма". О его семье известно, что сыновья священника были врачами, а дочь - курсисткой, училась в Петрограде. В октябре 1917 года отец Павел уехал в Крым, где в те годы уже разгорался красный террор. Дальнейшая его судьба неизвестна. Отца Павла сменил священник Николай Хрисанфович Азлов из Титовского прихода. По поводу этого священника мнения современников разделились. Благочинный Василий Мартынов писал архиерею, что вместо отца Николая надо бы назначить священника более развитого, что он мало внимания уделяет поучению прихожан. Но верующие отправили епископу письмо, в котором говорилось, что они знают отца Николая как пастыря энергичного и доброго, сумевшего в короткое время объединить свою паству, приумножить достояние церкви и создать отличный хор певчих. Своей мягкосердечностью, усердием к церковным службам он снискал любовь и уважение среди прихожан и лучшего настоятеля в такое тяжелое время не требуется. Архиерей принял к сведению одобрительный отзыв прихожан и священник Павел Азлов продолжил свое служение вплоть до закрытия храма. В предреволюционные и послереволюционные годы в Мурманске была одна только Никольская церковь, а количество прихожан - более пяти тысяч человек. В 1924 году Никольский храм был закрыт. Мнения верующих по этому поводу никто не спрашивал. Православные обратились в советские органы с просьбой открыть вновь Никольский храм, потому что даже по действующему тогда советскому законодательству нельзя было отказать в существовании хотя бы одного храма на весь город, однако украисполком ответил отказом под предлогом того, что "это проводник мракобесия, который не поддерживает никто, и лишь один процент населения, верующие, желают окрыть вновь этот храм". Разумеется, прихожан был не один процент, в церковь тогда ходила масса городских жителей. Что же сделали со зданием храма? Первое время в церкви был создан спортивный зал, где играли в футбол, красноармейцы занимались гимнастикой. Затем устроили общежитие грузчиков, работавших в порту. Изъяли колокола с колокольни и постепенно фактически разрушили здание. Священник Арсений Коноплев, служивший в тот период в Мурманске, принял решение собирать верующих у себя на дому. Он находился в общении с епископом Гдовским Димитрием и, не разобравшись в той сложной ситуации, не принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). В 1937 году отец Арсений был арестован. 18 декабря 1937 года его расстреляли. После казни священника община верующих в Мурманске фактически прекратила свое существование. Не было возможности даже приезжать на богослужения в соседний городок Колу, так как в 1938 году был арестован и расстрелян в Левашово под Ленинградом настоятель Кольского Благовещенского храма протоиерей Константин Мелетиев. Долгие годы у православных мурманчан не было священника и только уже после Великой Отечественной войны в 1947 году уже на новом месте на улице Котовского (Зеленой) был построен деревянный Никольский храм под руковдством священника Владимира Жохова.

Второй доклад был посвящен основателю нашего города Государю Императору и святому нашей Церкви Николаю Александровичу Романову. Свой рассказ о городе я предварила сообщением о жизни и деятельности Государя. Основание Романова-на-Мурмане по личному указу царя тесно связана с Великой войной и судьбами России. Поэтому название доклада звучит так: Государь Николай Второй как православный правитель и основатель Романова-на-Мурмане (Галина Викторовна Сиротинская, журналист Введенского храма) Хочется начать словами поэта Белой эмиграции Сергея Бехтеева: И вспомним мы о позабытом Боге И об убитом Ангеле-царе... Эти строки поэт русской эмиграции Сергей Бехтеев посвятил Царской Семье. Государь Николай Александрович, его жизнь и подвиг имеют большое значение для нашего города с историческим названием Романов-на-Мурмане. Уже через два года в 2018 мы будем отмечать 100-летие мученической смерти Царя и его семьи. Вы знаете, что 18 июля 1918 в подвале Дома Ипатьева в Екатеринбурге 50-летнего Государя, его больного 14-летнего сына Алексея Николаевича, его жену, дочерей и слуг расстреляли коммунисты, рабочие Уральских заводов под началом Янкеля Юровского по приказу из Москвы Ленина и Свердлова. Мы знаем, что не все скончались сразу. 14-летнего царевича Алексея и 16-летнюю царевну Анастасию чекисты добивали штыками. За несколько дней до смерти Государь по приглашению Государя к царственным узникам был допущен священник Иоанн Сторожев, который отслужил обедницу. Сослуживший священнику диакон не по уставу запел "Со святыми упокой", и, как вспоминал потом в эмиграции отец Иоанн, все узники при этих словах опустились на колени. Царь и его семья встретили смерть по-христиански. Великая Княжна Ольга Николаевна еще в Тобольске написала в письме " Отец просил передать всем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь". Основатель нашего города. Император Николай Второй и его семья были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. А в этом году мы отметили 100-летие нашего города. Всего за полтора года до своей крестной смерти Государь основал во время Первой Мировой войны наш город как стратегически важный незамерзающий порт и дал ему имя в честь 300-летия Династии - Романов-на-Мурмане. Два слова об основателе нашего города. Император Николай Второй - Помазанник Божий. Это значит, что он, как и все его предшественники, был помазан на Царство митрополитом в Успенском соборе Москвы и причастился Святых Таин в алтаре собора. Самодержец Всеросийский Николай Второй венчался на Царство 27 мая 1896 года в Москве, в Успенском соборе Кремля. Принимая власть от Самого Бога, Николай Второй прочел Символ Веры, облачившись в порфиру и возложив на голову царский Венец, в руки он взял Державу и Скипетр. Государь вошел Царскими Вратами в алтарь и причастился как священнослужитель. После Литургии Император восприял Священное миропомазание. Православный Царь при совершении Таинства Миропомазания во время венчания на Царство становится священным лицом и носителем благодати Святого Духа. Потому русских царей и называли Помазанниками Божиими.

 

Государь и Православная Церковь Каким же было отношение государя Николая Второго к русскому народу, русской культуре, Русской Церкви?

"Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная. Император не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния". Таковы были обязанности и права Первого Мирянина Церкви, Императора Всероссийского, согласно Своду Законов Российской Империи. Николай Второй был истинным покровителем Церкви и попечителем о Ее благе. За годы царствования Императора Николая Второго число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, их стало 57 тысяч. Было открыто 250 новых монастырей. Государь был человеком очень кротким и набожным. Именно по его инициативе состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. Во время торжеств по случаю прославления преподобного Серафима в Сарове в 1903 году Государь нес гроб с мощами Преподобного сам вместе с Великими Князьями. Царица Александра Федоровна после молитв в Сарове и купания в святом источнике через год, 12 августа 1904 родила долгожданного сына, цесаревича Алексея. Николай Второй получил блестящее образование: В раннем детстве воспитателем Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис (Charles Heath, 1826—1900); его официальным воспитателем как наследника в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович. Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков (английским Николай Александрович владел как родным); последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались учёными с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и другими. Все они лишь читали лекции. Спрашивать, чтобы проверить, как усвоен материал, не имели права. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии. Государь и Первая Мировая война Заботами Николая Второго впервые в России была создана авиация и подводный флот. Везде открывались новые учебные заведения - институты, гимназии. кадетские корпуса, военные училища, церковно-приходские школы. Были электрифицированы и телефонизированы Петербург, Москва и другие крупные города. Россия усиленно занималась модернизацией Армии и Флота, учитывая напряженную международную обстановку. В то же время в Центральной Европе произошли решающие сдвиги. Подбодряемый Берлином Будапешт склонил Вену на роковой шаг. И 12 июля Европа содрогнулась от первого грома — Австро-Венгрия послала ультиматум Сербии. Все свои надежды Сербия возложила на Россию. Выдержать удар начавших уже мобилизацию 11 австро-венгерских корпусов она не могла. Престолонаследник Александр телеграфировал Императору Николаю Александровичу о трагическом положении своей страны. «Россия никогда не останется равнодушной к судьбе Сербии», — ответил Император Всероссийский. Сербия приняла все условия драконовского ультиматума, за исключением одного второстепенного, рассчитанного на то, чтобы затронуть национальную честь. А именно, подчинения сербских судебных властей австрийским. Любое великодержавное правительство удовлетворилось бы этим. Но имперский министр иностранных дел граф Берхтольд всецело шел напролом — и 15 июля на улицах Белграда стали рваться снаряды земунских батарей. От Германии зависело остановить австро-сербскую войну либо дать ей разгореться в общеевропейскую. В Берлине не колебались: лучшего повода для «предупредительной войны» и мыслить было трудно. Германии надо было найти предлог к объявлению войны. Частичная русская мобилизация таковым не могла считаться, ибо затрагивала только Австро-Венгрию. А эта последняя ничуть не собиралась объявлять войны России. Тогда в Берлине был предпринят мастерский ход. У фридриховских «газетиров» оказались достойные правнуки. 17 же июля экстренное издание официозной «Локаль Анцейгер» сообщило о мобилизации германской армии. Русское посольство немедленно же сообщило об этом исключительном событии в Петербург. Известие это коренным образом изменило обстановку — и в 7 часов вечера последовал Высочайший указ о всеобщей мобилизации сухопутных и морских вооруженных сил. Первым днем этой общей мобилизации было назначено 18 июля. Германское правительство достигло своей цели. Оно смогло поэтому опровергнуть сообщение о мобилизации и в то же время распорядилось задержать на почте телеграмму нашего посла, сообщавшую об этом опровержении. В Петербурге ничего не узнали — и Высочайший указ о всеобщей мобилизации был разослан в штабы округов. Тогда июля Германия в ультимативной форме потребовала от России отмены мобилизации в 24-часовой срок, а сама объявила у себя мобилизацию. В случае непринятия этого ультиматума Германия угрожала войной. Это чудовищное в случае его выполнения требование выдавало Россию головой на милость и немилость вооруженных до зубов соседей. Русская мобилизация никакой решительно опасности для Германии не представляла. Германия все равно заканчивала свою мобилизацию в два раза скорейший срок. Император Николай II предложил Вильгельму II передать конфликт на рассмотрение третейского суда в Гааге. Ответом было объявление Германией войны России 19 июля в 7 часов вечера. Так пишет о причинах и начале войны белоэмигрант, историк Антон Керсновский в книге "История Русской Армии". Война еще больше обнаружила личное благородство, как Императора, так и Его семьи. На протяжении всего своего брака Николай был верным супругом и любящим отцом. Он и его жена воспитали своих детей в духе православия и любви к России. Во время Первой Мировой войны Царица и старшие дочери царя, Великие Княжны Ольга и Татьяна прошли обучение на курсах сестер милосердия. В Царском селе был устроен большой госпиталь. Государыня работала в операционной, помогала при сложных операциях, сама делала перевязки раненым. Великая Княжна Ольга взяла на себя ежедневный утренний разнос лекарств по палатам. Великая Княжна Татьяна с самого открытия лазарета делала перевязки раненым, помогала при операциях. 23 августа (5 сентября) 1915 года Николай II принял на себя звание Верховного главнокомандующего, сменив на этом посту Великого князя Николая Николаевича, который был назначен командующим Кавказским фронтом. Николай с юных лет любил и изучал военное дело. Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах лейб-гвардии гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. Он считал своим долгом возглавить войска и повести их к победе. Начальником штаба ставки Верховного главнокомандующего был назначен М. В. Алексеев. Вскоре состояние генерала Алексеева кардинально изменилось: генерал приободрился, исчезла его тревога и полная растерянность. Дежурный генерал в Ставке П. К. Кондзеровский даже подумал, что с фронта пришли хорошие вести, заставившие начальника штаба приободриться, однако причина была иной: новый Верховный главнокомандующий принял у Алексеева доклад о положении на фронте и дал ему определённые указания; на фронт была дана телеграмма, что «теперь ни шагу назад». Прорыв Вильно-Молодечно было приказано ликвидировать войсками генерала Эверта. Алексеев был занят приведением в исполнение приказа Государя: Передо мной стоял другой человек. Вместо нервного, растерянного генерала Алексеева находился спокойный, уверенный начальник штаба Верховного, приводящий в исполнение волю Главнокомандующего, Русского Императора. Между тем решение Николая вызвало неоднозначную реакцию, учитывая, что против этого шага выступали все министры, а безоговорочно поддержала его лишь Александра Фёдоровна. Результат этого решения Николая II был колоссален. Во время Свенцянского прорыва 9 (22) августа 1915 — 19 сентября (2 октября) 1915 германские войска были разбиты, и их наступление было остановлено. Стороны перешли к позиционной войне: последовавшие в районе Вильно-Молодечно блестящие русские контратаки и последовавшие за этим события позволили после удачной сентябрьской операции, более не опасаясь вражеского наступления, готовиться к новому этапу войны. По всей России закипела работа по формированию и обучению новых войск. Промышленность усиленными темпами производила боеприпасы и военное снаряжение. Такая скорость работы стала возможной благодаря появившейся уверенности, что наступление врага остановлено. К весне 1917 года были созданы новые армии, обеспеченные снаряжением и боеприпасами лучше, чем когда бы то ни было до этого за всю войну. Осенний призыв 1916 года поставил под ружьё 13 миллионов человек, а потери в войне перевалили за 2 миллиона. В эти годы Государь брал в свои поездки на фронт Наследника, 12-летнего Алексей Николаевича, хотя мальчик имел тяжелое хроническое заболевание крови - гемофилию и каждый ушиб мог угрожать его жизни. Появление Императора и Наследника перед войсками поднимало боевой дух. Алексею Николаевичу было присвоено воинское звание ефрейтора. Николай Второй и Мурман Государь придавал важное значение строительству железной дороги, которая проходила к северным району кольского полуострова, к бухте Семеновской. Как пишет профессор Иван Федорович Ушаков, нашей Армии в первые же годы войны понадобилось сразу несколько миллионов ружей, а выпускалось тогда у нас только немногим более 500 тысяч. Была острая нехватка патронов и артиллерийских снарядов. Наши заводы не успели развернуть производство. Вооружение и снаряды надо было получать от союзников - Великобритании, Франции. Но Черное море и Балтика подверглись мощному удару неприятеля. Архангельский порт замерзал. И только здесь, у берегов Кольского залива, где теплое течение "Гольфстрим" способно сделать порт незамерзающим, возможно было принимать суда с вооружением и другими грузами от союзников. Именно с этой целью в кратчайшие сроки в неимоверно тяжелых условиях и в притом в ситуации военного лихолетья по решению Императора была проложена через Кольский полуостров к бухте Семеновской железная дорога. Слава Богу, тогда удалось создать именно в интересах ведения войны незамерзающий порт и город Романов-на-Мурмане. Город был назван так в честь 300-летия Династии Романовых, которое отмечалось в 1913. Еще и в довоенную эпоху царь постоянно оказывал помощь Кольскому краю, нашему Трифонов Печенгскому монастырю. Настоятель и строитель монастыря архимандрит Ионафан дважды - в 1899 и в 1907 году удостаивался высочайшей аудиенции. В 1899 году Государь пожертвовал на постройку монастырского храма 15 тысяч рублей. Позже он подарил обители две динамо машины для устройства электростанции. Еще раз позволю себе процитировать отрывок из книги «Мурманск в истории улиц и площадей» (Мурманск, 2006) ветерана Великой Отечественной войны, историка, профессора Алексея Алексеевича Киселева. Эти факты из истории Мурманска были вполне общедоступны даже в 1970-е годы, при тоталитарном советском режиме (тогда вышла книга Туликова и Киселева), часто припоминались в печати в 1990-е и начали почему-то упорно замалчиваться в настоящее время (за исключением вышеназванного издания 2006 года). Журналисты и краеведы как-то не испытывают особого желания поместить в газетах или озвучить на ТВ исторические имена улиц города, поэтому придется повторить цитату из Киселева в нашей церковной газете. Повторенье - мать ученья. Вот что там говорится о наших мурманских улицах: «План предусматривал в Мурманске семнадцать проспектов и улиц. Главной магистрали города присваивалось название Николаевский проспект ( в честь царя). На месте нынешней Ленинградской улицы намечалась Ольгинская ( по имени старшей дочери Николая Второго), на месте улицы Воровского – Алексеевский проспект (по имени наследника). Значились на плане улицы Михайловская и Владимирская (по именам брата и дяди царя). В центре полукругом должны были располагаться правительственные учреждения. Огибающую их улицу хотели назвать Мариинской (по имени еще одной дочери царя)". Так вот получается. Едешь по Ленинскому проспекту, вспоминаешь, что историческое его имя - Николаевский, в честь Императора-мученика Николая Александровича. В 1916 году по указу Государя Николая Второго был основан наш город, которому царь дал имя Романов-на-Мурмане в честь 300-летия Дома Романовых, широко отмечавшегося в 1913 году. 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) в присутствии военных моряков и железнодорожников совершил молебен у креста под открытым небом на закладку храма святителя Николая и основание города. Копия старинной фотографии этого молебна есть теперь в притворе храма Спас-на-Водах (Никольская церковь так и не была построена вместо нее на некогда освященном месте стоит теперь ДК Кирова). Мало кто сегодня вспоминает и точный текст на закладной доске. Поэтому стоит поместить описание этой доски еще раз. Закладная доска хранится в краеведческом областном музее, вот текст надписи на ней и краткое описание экспоната: "Закладная доска об основании города Романова-на-Мурмане Автор: Петроград Датировка: 1916 год Размер: 20х27 см Техника: желтая медь". Описание: "На доске с двух сторон гравированная надпись о закладке храма в новом городе."Во имя Отца и Сына и Святого духа в лето от сотворения мира 7424 и от Рождества Христова 1916 сентября 21 дня при Державе Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержавца Всероссийского во вновь строящемся граде Романове на Мурмане при святительстве же Преосвященнейшего Нафанаила епископа Архангельского и Холмогорского заложен сей храм во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Закладка совершена при участиии министров путей сообщения Александра Федоровича Трепова, морского - Ивана Константиновича Григоровича, начальника Архангельской губернии Сергея Дмитриевича Бибикова и начальника работ по постройке Мурманской железной дороги Владимира Васильевича Горячковского в бытность попечителя учрежденного города графа Михаила Евстафьевича Нирода". Храм не был построен. Эта доска была найдена рабочими при рытье котлована под фундамент Дворца культуры им. С.М.Кирова в 1929 г. и передана в краеведческий музей. Закладная доска по сути своей является свидетельством о рождении города Мурманска. Сохранность: полная. Организация: Мурманский областной краеведческий музей (сайт "Музеи России"). Слово епископа Нафанаила 4 октября 1916 года в Романове-на-Мурмане Но это только памятная доска с надписью. А хотелось бы хотя бы на миг мысленно перенестись в ту эпоху, чтобы ожила хотя бы на время старинная фотография 1916 года, на которой запечатлен молебен. В этом нам поможет книга "Мурманск. Начало пути. Сборник документов 196-1940". Приведем отрывок из проповеди епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила по случаю молебна и закладки города: "Два с лишком года назад пронесся голос Помазанника Божия и Царя Всея Руси, зовущий детей Отчизны на защиту Родины и правды. В годы войны на долю нашей северной окраины падает особливый жребий. По велению Государя ныне на Севере к незамерзающему порту прокладывается железный путь. Народный подвиг некогда воздвиг на Севере великие святыни - обитель Соловецкую и монастырь святого Трифона - твердыни Православия и очаги северной культуры. В заливах, морях, при устьях рек, в горах, в лесах от верующего сердца любящей рукой строятся святые Божиии храмы, правда, немногие и редкие, но и немногие эти народные святыни, подобно звездочкам на небе или маякам на море ", озаряют тихим Христовым светом трудовую жизнь Севера, предуказуя путь восхождения на Небо, где видимо для взора в Северном сиянии так дивно отражается сияние славы Божией. И этот Божий храм во имя святителя Николая, закладку которого мы освятили церковной молитвой в новом граде с дорогим для русского сердца наименованием Романов-на-Мурмане будет чудным памятником, венцом и завершением гигантского труда, который царевы слуги по долгу и совести вложили по воле Монарха в строительство железной дороги".



И в проповеди, и в речах других участников закладки города упоминался образ Николая-угодника, небесного покровителя Государя Николая Второго, подаренная новому городу самим Императором. Икона была на молебне. И уже на моей памяти, совсем в другую эпоху, в 2004 году, старинный образ святителя Николая держали казаки на молебне у ДК Кирова, который совершил священник Андрей Амелин, установив памятный крест на месте закладки города. Тогда общественность Мурманска предложила построить мемориальную Никольскую часовню у ДК, но этот проект пока что не осуществлен. Память о последнем русском царе Совсем скоро, в 2018 году Россия будет вспоминать 100-летие со дня расстрела своего последнего царя ( 17 июля 1918 года). А в этом году мы отмечаем вековой юбилей Романова-на-Мурмане ( Мурманска). Возникает вопрос, почему бы не вспомнить нашему городу о своем отце-основателе? Почему бы не построить храм или часовню во имя царя-мученика Николая Второго? Почему бы не разместить на здании городской администрации памятную доску с портретом Государя? Например, в Петербурге на Обводном канале установили памятник Государю Николаю Второму и Царице Александре Федоровне. Почему бы не последовать доброму примеру? И было бы делом чести вернуть центральному проспекту его историческое имя - Николаевский. Есть страны и народы, которые благодарно хранят память о русском царе, как о заступнике и покровителе. А что же мы, русские? Имя Николая II носит улица во французском городе Мезон-Лаффит (avenue Nicolas II), Avenue Nicolas II в Ницце — улица, подходящая к Собору Святого Николая, есть улица Цара Николаjа II в Белграде. Русской Православной Церковью Государь Николай Второй и его семья были прославлены в лике святых в 2000 году. Однако я хорошо помню, что уже в 1998 году при росписи Никольского собора в Мурманске художник Роман Дейнека по благословению правящего архиерея на одном из столпов храма написал в полный рос образ Николай второго с нимбом. Многим уже было ясно, что Государь – святой. И многие мурманчане знали еще примерно с 70-х годов из книг местных краеведов, что именно Император Николай Второй основал в 1916 году Романов-на-Мурмане (Мурманск). И давно уже пора поднять вопрос о возвращении Мурманску его славного исторического имени - Романов-на-Мурмане. Больной вопрос нашего времени - историческое образование молодого поколения. Если кто-то из них открывает для себя сайт "Белая Россия", то имеет счастье узнать о настоящей истории своего Отечества. А если нет, все идет по-старому - школы кормят русских детей советскими мифами. Почему бы детей не возить на экскурсии по историческим местам городов? Например, юных мурманчан, курсантов, школьников привезти в центр города к памятному кресту с табличкой у ДК Кирова( он установлен заново уже в 2004 году) и рассказать, что здесь был заложен, но так и не построен храм 4 октября 1916? В 2004 году предполагалось постройка мемориальной часовни, но пока что там находится только крест. Тем более, что преподавание православной культуры есть сегодня только в прогимназии 61 и в школе 19 Мурманска, остальные школьники города лишены возможности приобщиться к своей духовной традиции. И очень бы еще хотелось, чтобы власти разрешили молебен 4 октября 2016 года у этого памятного креста. Город и начинался с молебна. Тогда, может быть, и престанем мы быть Иванами, не помнящими родства. Имя святого царя Николая почитают прежде всего верующие, мы молимся ему, принявшему мученическую смерть за Христа. У нас есть его иконы, и в храмах, и дома. Но, может быть, многие имеют сегодня смутное представление о последнем русском царе? Тогда вкратце напомним о жизни, славных делах и кончине Государя. В "Основных законах" Российской Империи, изданных в 1832 г., статья 42 следующим образом определяла положение Российского Государя в Православной Церкви: "Император, яко Христианский Государь, — есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния". Последний Император России относился к Православной Церкви с сыновней заботой. За время его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто было более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке и освящении новых храмов, жертвовал на их созидание личные средства. Государь часто посещал святые места, глубоко и искренне почитал святых угодников. В последнее царствование канонизовано было больше святых, чем за два столетия правления его предшественников, от ПетраI до АлександраIII. При предшественниках Николая II, начиная с Петра Великого, канонизованы были святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Митрофан Воронежский и преподобный Феодосий Тотемский, а за годы последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Углицкий (в 1896 г.), преподобный Серафим Саровский (в 1903 г.), святая благоверная княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святители Иоасаф Белгородский (в 1911 г.), Гермоген Московский (в 1913 г.), Питирим Тамбовский (в 1914 г.), Иоанн Тобольский (в 1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского (Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи). Русские люди знают, что 90-летие кончины Царя было отмечено чудом Божиим – осенью 1998 года замироточила икона Государя, привезенная из США и хранившаяся у московского хирурга Олега Бельченко. 15 января, в день памяти преподобного серафима Саровского, корреспондент ИТАР-ТАСС Елена Югина дала информацию об иконе. Все крупнейшие информационные агенства от ИТАР-Тасс до Рейтер сообщили об этом чуде в своих информационных сводках. О личном благородстве Государя хорошо сказал в своей проповеди на день память царственных мучеников святитель Иоанн (Максимович): «Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном - в набожности. Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной Семьи, воспитывал своих Детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он прошел один несколько верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда совсем один, и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия", - то Государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий Отец Церкви св. Григорий Великий говорил что чем чище сердце, тем оно доверчивее. Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю? Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности - стали говорить о его порочности. Он любил Россию -стали говорить об измене. Даже люди близкие Государю повторяли эту клевету, пересказывали друг другу сплетни и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя.. Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это, и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от Престола. Государь был убит, а Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим Постом... Основатель нашего города. Император Николай второй и его семья были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. 9 сентября 2016 года в Детском театральном центре Мурманска состоялось собрание общины Преображенского кафедрального морского собора. В нем приняли участие митрополит Мурманский Симон, настоятель общины собора протоиерей Андрей Амелин, заместитель губернатора Мурманской области Игорь Леонидович Бабенко, военные моряки, рыбопромышленники, прихожане мурманских храмов. Митрополит Симон обратил внимание на историческую вину и исторический долг русского народа перед Богом и Отечеством, а также долг и вину мурманчан перед Богом и своим городом: " Для жителей города Мурманска и всего Кольского полуострова строительство собора - это долг пред Небом, то есть перед Богом. Признаем мы этот долг или нет, но он существует. Долг сугубый и он постоянно растет. На смену одного поколения приходит другое, меняются власть предержащие и обладающие денежными средствами, изыскивается бесконечное множество аргументов и оправданий, но исторический долг так и остается неоплаченным. 100 лет назад при основании города был заложен собор, освящено место его строительства, имеется закладная доска, выделены средства. Всё это было похищено. Кем? Можно сказать, большевицкой властью, которая действовала от имени народа. Выходит, народом, что в переносе на сегодняшний день означает - нами, Бог был обманут, обкраден, а на месте освященном под храм Божий, был построен дворец культуры имени Кирова. Сейчас этот грех лежит на нас. И называется такой грех - святотатство. Участвуя в этом грехе, мы отлучаем себя от Бога. Вот почему оскудевает в нас вера. Почему я назвал наш долг сугубым? По канонам Церкви его следует вернуть и приложить еще пятирицею. Вот такую ношу мы приняли, несем и, возможно, передадим нашим детям и внукам. Строительство собора - не просто строительство. Это проба для каждого из нас". Возле Преображенского собора планируется установить памятник святому мученику Государю Николаю Александровичу. Главный придел собора будет освящен в честь Преображения, второй - в честь царственных мучеников. Православных храмов в Мурманске совсем мало. В районе Северное Нагорное, например, нет ни одной православной церкви, зато в 2008 году на деньги Ватикана был построен огромный каменный католический храм на 1000 мест. Но в Мурманск - на 95% русский город, поляков или латышей здесь совсем мало.


 


Наш город благословил Патриарх Кирилл этим летом и мы вместе с Патриархом усердно молились в Никольском соборе и просили о Бога о помощи в строительстве Преображенского кафедрального собора. Теперь предстоят большие труды, чтобы осуществить это намерение. Мы уже знаем, что в проект нового собора включен и памятник Императору Николаю Второму. Однако памятную доску Государю как основателю нашего города с портретом и краткими биографическими сведениями уже и теперь можно поместить на здании Мурманской Областной Администрации. Память и благодарность - основы христианского православного мировоззрения. Благодарность Богу, благодарность царю, основавшему наш город. Быть благодарными, передавать память своим детям и внукам - это наш долг. И только таким путем можно возродить Россию после хаоса и анархии советского периода.
Светится осенний день,
Притихли сопки,
Где-то мерно плещется залив,
Что за пение звучит в местах пустынных!
Что за благодать в словах святых!
Город народился, и молебен
Служится о здравии его:
Да благословит тебя, Романов, Бог отцов.
Да примешь от Него
В вере православной утвержденье,
Чистоту и правду, Божий храм…
С царским именем
Живи и здравствуй
В похвалу Творцу, на страх врагам.
Кроткий царь Христос – тебе защита,
Кроткий царь земной – помощник твой.
Помни, град царя, о Николае,
Образ охрани его святой.
Край земли священной, православной –
Оборона, проповедь Христа…
И единые сердца у русских,
Молятся единые уста.

(окончание следует)