Деятели Церкви о большевизме



Автор: BR doc
Дата: 2016-07-30 20:58
Архиепископ Аверкий (Таушев) - "Духовный большевизм": "На устроенном в этом году в Нью-Йорке «Дне Непримиримости» один из ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизмапроцитированными им на память словами Священного Писания. Он отнес к большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Иоан. 8, 44). «Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм".

Митрополит Анастасий (Грибановский) - "Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы с ним: "Коммунизм есть величайшее мировое зло, какое знает человеческая история. Он разрушает общество и вековую христианскую культуру и на месте ихсоздает царство звериное всюду, где ему удается утвердить свое владычество. Это очевидно настолько же, насколько несомненно то, что природа его одна и та же всегда и везде: на какой бы почве не произрастали его семена: на русской, испанской, сербской, они везде производят одинаково ядовитые плоды, убивающие душу и тело отдельного человека и целого народа".



Митрополит Антоний (Храповицкий) - "Архипастырское послание Ко всем православным Русским людям в Подъяремной России и в Зарубежье": "Православные христиане! Много уже лет Антихристова красная власть терзает нашу Родину-Мать, Великую Россию, стремясь выжечь, словно каленым железом, из Русского народа его Русскую душу, дабы обратить его в свое покорное стадо. Все Русское отнимают у народа: — Русскую совесть, Русский предковский быт, Русское славное прошлое, самое имя Русское. Однако, всего ненавистнее для власти Антихриста есть Русская Христианская вера, ибо в этой вере заключена последняя и величайшая твердыня и крепость Русского духа. Та твердыня, что помогала Русскому народу, в течение его тысячелетней истории, выстоять победно против величайших невзгод и испытаний и развернуть державу Российскую в самую большую державу всего света. От самого начала коммунистического господства над Россией Кремлевская разбойная шайка не прекращала гонений против веры, и за годы красного лихолетья Церковь Христова в России просияла паче солнца бесчисленным сонмом священномучеников, — епископов, иноков, иереев и мирян, — приявших от красных рук нетленные мученические венцы за светлое имя Христово".

Священномученик Иоанн Восторгов - «Христианский социализм»: "Изъ нашего очерка: „Христіанство и Соціализмъ", надѣемся, съ достаточною ясностью и убѣдительностью вытекаетъ мысль о томъ, что между соціализмомъ и христіанствомъ лежитъ глубокая пропасть. „Соціализмъ"— это въ настоящее время совершенно опредѣлившееся ученіе, въ основѣ своей совершенно атеистическое, покоющееся, въ теоретическомъ отношеніи, на полномъ и открытомъ матеріализмѣ, объявляющее нравственность понятіемъ условнымъ и измѣнчивымъ, имѣющее цѣлью совершенно ниспровергнуть существующія этическія основы семьи и государства. По откровенному заявленію представителей своихъ,соціализмъ враждебенъ всякой религіи, въ частности и въ особенности — къ христіанству. Поэтому трудно представить себѣ такое, можно сказать, противоестественное сочетаніе понятій, какое мы видимъ въ нынѣ распространенномъ терминѣ: „христіанскій соціализмъ": по самому существу, по природѣ своей они взаимно исключаютъ другъ друга. Терминъ этотъ, столь двусмысленный и неудобный, представляющій въ себѣ наглядное contraditio in adjecto, естественно, способенъ оттолкнуть и устрашить какъ истинновѣрующаго христіанина, такъ и правовѣрнаго соціалиста нашего времени. Но скажутъ: нельзя же отрицать, что въ соціализмѣ, въ его стремленіяхъ придти на помощь бѣдности, есть много достойнаго вниманія и уваженія, есть много такого, чего не только не отрицаетъ, напротивъ, прямо требуетъ и христіанство. Но если въ соціализмѣ можно найти положенія, которыя встрѣчаются въ христіанствѣ и отсюда оправдывать выра¬женіе: „христіанскій соціализмъ", то вѣдь и въ язычествѣ можно найти упоминанія о справедливости, а въ мусульманствѣ — настойчивыя заповѣди о помощи нищимъ, слѣдовательно, съ такимъ же правомъ можно, повидимому, говорить о мусульманскомъ соціализмѣ, а также о христіанскомъ язычествѣ или о христіанскомъ мусульманствѣ, т.е. о вещахъ, завѣдомо безсмысленныхъ".

Протопресвитер Василий Бощановский - "День Непримиримости": "Сегодня русские люди, находящиеся в рассеянии, т. е. вне пределов своей дорогой Родины, отмечают день своей непримиримости к богоборческому большевизму. Как и чем отмечают?.. Молитвой о тех, кто и до сих пор еще несет тяжелый крест невероятных страданий под тиранией большевицкого зверя. Молитвой о тех, кто уже принял от большевицкой власти мученический крест за веру и любовь к своему Отечеству. Молитвой о том, чтобы Господь скорее услышалвопль страждущего Русского Народа и освободил бы Русскую Землю от засевших в ней мировых интернациональных злодеев-большевиков. Скажут, но причем же тут непримиримость? Не пахнет-ли от нее чувством злобы и ненависти? На это особенно напирают сторонники большевицкой власти и их приспешники, как и те, которые почти утеряли различие между добром и злом. Ответ может быть один. Вопль большевицких злодеев, как и им вольно или невольно сочувствующих — напрасен. «Непримиримость» не есть злоба или ненависть, и «день непримиримости» не есть день проклятия. День непримиримости — это прежде всего день глубочайшей скорби, день национального траура и горячей молитвы о страждущем Русском Народе. Во-вторых, день непримиримости — это открытый протест против той неправды, сатанинской лжи и жестокости, которые нашли свое живое олицетворение в большевизме. В день непримиримости, русские люди, разбросанные почти по всем уголкам земного шара, заявляют всему миру, что большевизм и как идея, и как учение, и как действие — есть сатанинское дело. Большевизм — это страшная болезнь человеческого духа и потому это явление не специфически русское, а общечеловеческое. В большевизме сконцентрировалось все мировое ЗЛО, и теперь ОНО вышло из бездны наружу — на свет Божий, чтобы попытаться осуществить свою власть над всем миром".

Архиепископ Иларион (Троицкий) - "Христианство и социализм":  "Если представить себе всю сатанинскую злобу социализма, выраженную собственными словами социалистов, то сердце замирает от ужаса. К журналу "Христианин" в 1908 году была приложена книга Эмиля Грегоровиуса "Небо на земле". Книга производит потрясающее впечатление. Социализм предстает в виде ужасного чудовища, в виде "поругания над Богом". Такое же впечатление производит и ознакомление с отношением социализма к нашему "Святая Святых" - к вере христианской. Социализм - это именно тайна беззакония (2 Сол.2:7), о которой пророчествовал святой апостол Павел. Нужно ли опровергать социализм? Нет, достаточно только сказать, что такое социализм, и всякий, не потерявший еще сколько-нибудь веры Христовой, с ужасом отвернется от этого нечестивого соблазна. Говорить о каком бы то ни было соглашении социализма с христианством верующий совершенно не может. Социализм не только не наш, но он явный и опасный супостат наш. Он повинен во вражде к христианству и не заслуживает никакого снисхождения. Он враг наш. Это необходимо сознать каждому члену Церкви, и Церкви необходимо объявить об этом вслух всему миру. Если уклонение в ересь ведет за собою отлучение от Церкви, то уклонение в социализм - заблуждение, лютейшее всякой ереси, - тем более заслуживает того же наказания. Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор.16:22). А как любит Иисуса Христа социализм - это мы уже видели. Всех явных социалистов необходимо предать анафеме. Волков-хищников необходимо удалить из стада, иначе пропадет все стадо. Зачем говорить о какой-то христианизации социализма? Это пустые речи. Как христианизировать атеизм? "Христианский социализм" - это внутреннее противоречие. Христианский - следовательно, не социализм. Ведь странно говорить о "христианском атеизме". Если не назвать громко и открыто социализм врагом христианства, то, кроме вреда, кроме соблазна, из этого ничего выйти не может. Всякие компромиссы здесь неуместны. Врагу нужно смотреть в глаза, уменьшать опасность - всегда вредно".