Правда о Ходынской трагедии



Автор: Алексей Захаров
Дата: 2017-04-27 14:35
Ненавистники русской монархии использовали и поныне используют происшедшую на Ходынке трагедию для очернения Государя Императора Николая II. Хулители святого Царя-мученика усердствуют в приписывании ему недостойного поведения и равнодушия к во время массовой гибели народа. Однако объективные факты развенчивают эти клеветнические мифы о русском Монархе, Самодержце Николае II.  18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы проходили торжества по случаю состоявшейся 14 (26) мая коронации императора Николая II.

 

Народу должны были раздавать царские гостинцы, которые состояли из пакета с колбасой, сайкой, большого пряника, леденцов и орехов. К этому подарку прилагалась и памятная «коронационная кружка» с гербом и инициалами Государя Императора Николая II.  Для раздачи подарков были построены палатки, огражденные, чтобы сдерживать людские толпы, рвами и траншеями, которые были здесь выкопаны уже давно для учений войск Московского гарнизона. Когда рассматривался вопрос об охране порядка и привлечения для этого сил армии, то один из организаторов коронационных торжеств, дядя молодого Императора, великий князь Сергей Александрович заметил, что он верит в благоразумие народа и потому будет достаточно сил одной полиции.  И у него были основания так считать. Коронационные торжества проходили по сценарию торжеств 1883 г., когда венчался на царство отец Николая II Император Александр III. Тогда на Ходынском поле раздача царских подарков прошла без происшествий. Но, на всякий случай, раздаточных палаток в настоящее время было построено больше, чем в 1883 г.  Раздача подарков была назначена на 18 мая в 11 часов дня, но уже к вечеру 17 мая у Ходынского поля собралась огромная масса народа – свыше пятисот тысяч человек, которые решили провести здесь всю ночь. Среди собравшихся были не только бедные неимущие люди. Пришли сюда и ремесленники, и рабочие, и мещане. Многие были пьяны. Как отмечал в своих «Дневниках» известный публицист и издатель А. С. Суворин: «С вечера было много народа. Кто сидел около костра, кто спал на земле, кто угощался водкой, а иные пели и плясали».  Тем временем подарки из буфетов начали потихоньку разворовываться. «Артельщики баловали, — записал А. С. Суворин со слов очевидца, — стали выдавать своим знакомым и по несколько узелков. Когда же народ это увидел, то начал протестовать и лезть в окна палаток и угрожать артельщикам. Те испугались и начали выдавать (подарки) ». Таким образом, узелки с подарками вместо 11 часов дня стали раздавать около 6 часов утра. Когда это началось, то вместо того, чтобы получать подарки по очереди, для чего были сделаны специальные проходы, по свидетельству того же Суворина «народ с наружной стороны перелезал через палатки и набегал к проходам палаток с внутренней стороны. И с той и с другой стороны давили друг друга… Кто падал, того топтали, ходили по нему… Многие влезали на палатки, ломали крыши и доставали узелки».

 

Весть о том, что подарки уже выдают и их может на всех не хватить молниеносно облетела весь, более чем 500-тысячный народ, собравшийся на ходынском поле. И тогда, как следует из записи историка С. С. Ольденбурга, сделанной со слов очевидца «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы за нею гнался огонь.. Задние ряды напирали на передние: кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда опомнились, было уже поздно. Погибших на месте и умерших в ближайшие дни оказалось 1282 человека, раненых – несколько сот». Когда Царь Николай II узнал о случившемся, он был потрясен. Смерть в дни национального праздника более тысячи людей казалась ему невероятной. В полдень он лично поехал на Ходынское поле, чтобы разобраться в случившемся. По дороге ему встретились телеги с телами погибших. Он остановился, поговорил с теми, кто вез их, но толком ничего не узнал. А на самом Ходынском поле к этому времени все было уже убрано: развевались флаги, радостная толпа, хлебнувши пива и вина, в обустроенных здесь же буфетах, радостно кричала «Ура!», оркестр играл «Боже, Царя храни» и «Славься»…  В тот день Император Николай II записал в своем дневнике горькие слова: «Толпа, ночевавшая на Ходынском поле в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки, и тут произошла давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около тысячи трехсот человек. Я узнал об этом в десять с половиной часов… Отвратительное впечатление осталось от этого известия». Конечно, иначе как отвратительной не назовешь причину этой трагедии, вызванной алчностью толпы. И уж тем блее отвратительно было ему осознавать, что вместо вразумительного доклада о случившейся трагедии на Ходынском поле его встречали с оркестром и «радостно кричала толпа».  В этом положении совсем недавно венчавшийся на Царство Николай II по-человечески мог бы растеряться и сделать неверные распоряжения. Но Самодержец, проявив твердую волю, назначил справедливое расследование, вследствие которого за плохую организацию охраны порядка был отстранен от должности оберполицмейстер и наказаны подчиненные ему стражи порядка.  Хотя, казалось бы, что могли они сделать, когда такая огромная толпа, более чем в полмиллиона людей, проявив нетерпение, рванулась за подарками и стала неуправляемой и в диком стадном порыве передавила множество людей. Но поскольку расследование выявило непредусмотрительность властей, к полицейским были приняты меры строгого наказания, а к семьям погибших проявлено истинно христианское сострадание. По распоряжению Царя Николая II было выдано по 1 тысяче рублей на семью погибшего или пострадавшего в Ходынской трагедии. Кроме того, погибшие были похоронены за государственный счет, а их дети при необходимости определены в приют. Надо сказать, что раненые и пострадавшие в Ходынской давке осознавали свою вину в случившемся. После посещения их в больнице, мать Царя Николая II, императрица Мария Федоровна, записала в своем дневнике: «Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим Царя! Они как всегда были возвышенными и можно более чем гордиться, от сознания того, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу».  Так уж совпало, что в самый день катастрофы у французского посла в России графа Густава Монтебелло должен был состояться прием, который готовился задолго до коронации и которому придавалось важное межгосударственное значение, так как он должен был способствовать налаживанию союзнических отношений между Россией и Францией. После приема давался бал. Что было делать в этой сложной ситуации русскому Государю? «Сердце Царево в Божией руке» — говорит нам Священное Писание. Император Николай II долг царского служения Отечеству и вверенному ему Богом народу, поставил выше сиюминутной личной репутации среди придворной знати, которая отговаривала его от присутствия на приеме.  Современный публицист А. Степанов справедливо отмечает: «Прием у посла иностранной державы для руководителя государства – не развлечение, а работа. Конечно, можно было отменить прием. Но нужно иметь в виду, что у России и Франции только налаживались Союзнические отношения и всякая шероховатость могла быть использована враждебными государствами, чтобы расстроить возникавший союз. И Государь в этой непростой ситуации нашел достойный выход. Он посетил прием, чем подчеркнул верность России союзническим отношениям и заинтересованность в их развитии, но вскоре уехал, предоставив христианской совести каждого сделать выбор – веселиться ли в день скорбного события?»  На следующее утро Император и Императрица были на панихиде по погибшим в Ходынской трагедии, а позже несколько раз посещали раненых в больницах. Когда они, обходя палаты, разговаривали с пострадавшими, многие из них «со слезами на глазах просили Царя простить их, «неразумных», испортивших «такой праздник». В том же 1896 году на Ваганьковском кладбище Государь Император Николай II возвел храм в память жертв давки на Ходынском поле. Таким образом, поведение Царя Николая II, как политика и как православного христианина, следует признать безукоризненным.  Однако российские либералы и газеты масонского толка использовали и используют происшедшие события для очернения Царя Николая II. Но при объективном взгляде на факты следует признать, что Ходынская трагедия явилась следствием тяжелого несчастного случая происшедшего из-за действий народа, собравшегося на поле. В этой катастрофе лишь отчасти виноваты полицейские чины, понесшие наказание за непредусмотрительность.  

Вины Императора Николая II беспристрастный исследователь ее не увидит. Нынешние либералы — духовные наследники большевиков ленинского призыва продолжают измышлять клеветнические мифы в отношении Государя-мученика, продолжают возводить хулу как на него так и на всю святую Царскую семью. Но Господь поругаем не бывает. Не бывают поругаемы и его Угодники, прославленные праведники, преподобные и мученики.