Донской рейд полковника Назарова



Автор: BR stat
Дата: 2016-04-13 17:22

С разгромом и отступлением польской армии надежды на соединение с ними врангелевских войск становились все более нереальными, поэтому белому командованию приходилось искать возможную помощь поблизости. При этом еще сохранялась надежда на поддержку Дона, однако пробиться туда в сложившейся ситуации Врангель не мог, поскольку все крупные войсковые соединения вели ожесточенные бои в Северной Таврии, а резервов и источников пополнения практически не было. Тогда он решил направить на Дон десант, поднять казаков на восстание. Уже 9 июля восточнее Мариуполя около станицы Ново-Николаевской высадился отряд численностью от 800 до 900 человек с бронеавтомобилем несколькими орудиями и пулеметами под командованием полковника Назарова. В отряде, как и сам Федор Дмитриевич Назаров, было много местных казаков, знавших местность как свои пять пальцев. Назаров дал им распоряжение создать посты вокруг станицы, исходя из более удобных и выгодных позиций, на случай появления отрядов красных. Также на х. Коса был создан артиллерийский форпост на случай высадки красных с моря. В станице был арестован совет, выбран станичный атаман, также объявлен всеобщий сход жителей, на котором Назаров выступил с воззванием о восстании против большевиков. Основное мужское население станицы либо воевало на фронтах, либо полегло к тому времени на полях гражданской войны, некоторые были мобилизованы советами в красную армию. Тем не менее в отряд записывалась молодежь начиная с 16 летнего возраста и старики, способные держать оружие. Станичники уже успели вкусить «прелести» советской власти, поэтому настроения были соответствующие. Весть об отряде Назарова прокатилась по округе, вскоре подтянулись казаки с низовых хуторов и сел. Отряд вырос с 800 до 1500 бойцов. Федор Дмитриевич Назаров в станице пользовался уважением, и имел авторитет среди казаков(многие сражались под его началом в восемнадцатом, девятнадцатом году). Для станицы он был легендарной личностью.

 

Тем временем к станице со стороны моря подошла флотилия красных. Находившиеся до того в станице телеграфисты советов успели передать командованию красной армии о высадке десанта полковника Назарова. Суда флотилии обстреливали станицу с корабельных орудий, но ввиду мелководья близко к ней подойти не могли. О высадке десанта красных тоже не могло быть и речи - Назаровцы уничтожили бы его. Так как обрывистый берег делал станицу с моря неприступной, на мелководье десант был как на ладони. Особого вреда и ущерба отряду Назарова они не нанесли, но спалили порядком домов и хат станицы, расположенных на улицах ближних к морю, среди жителей были раненые и убитые. Также флотилией красных был атакован форпост находящийся в х. Коса, но артиллерия Назарова, вступив в бой, не дала им приблизиться к берегу. В Таганроге красными спешно был создан сводный отряд для уничтожения отряда Назарова, в который вошли курсанты Таганрогской кав. школы 1-конной армии Буденного. 12 июля, пройдя сл. Весело-Вознесеновку (Платово), минуя хутор Максимов, авангард отряда с целью разведки двигался в районе Широкой балки. Подойдя с восточной стороны станицы Ново-Николаевской, наткнулся на засаду Назаровцев, где был обстрелян. Разведгруппа красных понесла потери, и отошла в район х. Маркин, куда к вечеру подошли основные силы сводного отряда красной армии. Измученному маршем в июльскую жару отряду, необходим был отдых, командиры отряда приняли решение разбить лагерь полверсты южнее хутора Маркин а утром выступить на Ново-Николаевскую. Были выставлены разъезды для охраны лагеря. Сводный отряд 1-й конной стал на отдых...

Разведка Назарова доложила в штаб отряда о стычке с разведгруппой красных, и о месте дислокации противника. По данным разведки, в отряде красных было около 800 бойцов. Разработав план операции, штабом было принято решение: не дожидаясь утра, под покровом ночи, незаметно подойти в район х. Маркин и атаковать лагерь красных. За полночь ударная группа Назаровцев, минуя посты, пробралась в лагерь красных и скрытно подобралась к командирской палатке, в которой вырезали командиров сводного отряда. Разьезд красных обнаружил верховых казаков, вынырнувших из темноты - началась рубка, завязалась перестрелка. В лагере красных началась суматоха, фактор неожиданности сыграл свою роль... ударная группа, уничтожая красноармейцев, отошла, и тогда по лагерю ударили пулеметы Назарова... Завязался бой, который шел до самого утра. Красноармейцы рассеянными группами пытались отступить с линии огня. Некоторым удалось отойти, и, сгруппировавшись, вступить в бой, но, теснимые кавалерией Назарова, распылились по степи и балкам. Многие были либо зарублены казаками, либо попали под шквальный огонь пулеметов. В том бою под хутором Маркин, отрядом полковника Назарова было уничтожено более половины отряда красноармейцев. Отряд Назарова тоже имел потери в личном составе среди казаков, но они были незначительны в сравнении с тем колоссальным уроном, который понес сводный отряд 1–ой конной армии Буденного... 14 июля 1920 года отряд полковника Назарова, оставив группы прикрытия на Кривой косе и в Ново-Николаевской выступил в поход на Дон... После разгрома сводного отряда 1-й конной армии Буденного под станицей Ново-Николаевской, командование красной армии перебросило основные силы для ликвидации отряда Назарова. Была создана целая войсковая группа из одной пехотной и двух кавалерийских дивизий.
 

В результате уже 15 июля, после тяжелых боев Назарову удалось прорваться на восток и двинуться рейдом по казачьим станицам. За счет присоединившихся казаков его отряд существенно пополнился и достиг численности в 2-2,2 тысячи человек. Но, увы, никакого восстания не произошло. Дон был сильно обескровлен предыдущими годами гражданской войны. Многие казаки полегли в боях, другие ушли с белогвардейцами в Крым, некоторые находились в советском плену, вымерли от тифа или были подметены в Красную Армию последними мобилизациями. Станицы стояли полупустые и часто полузразрушенные. Население жило впроголодь, не в силах прокормить не только отряд Назарова, но порой и себя. Многие в попытках бегства от красных зимой 19-20 года потеряли все свое имущество. В дополнение всех бедствий, на Дону началась эпидемия чумы. 22 июля 1920 года, у хутора Журавско-Никольского отряд Назарова вступил в боевое столкновение с 18 самарским полком бригады красной армии. Назаровцы, избегая крупного боя, отошли на более выгодные позиции в станицу Верхне-Кудрюченскую. Бригада красных, под командованием комбрига Фесенко, на следующий день ворвалась в станицу и потерпела поражение в бою с отрядом Назарова, потеряв убитыми и раненными более 60 человек. Далее отряд Назарова занял станицу Усть-Быстрянскую, после, переправившись через Северский Донец, выдвинулся к станице Константиновской. В самой станице находился кавалерийский эскадрон, караульный стрелковый батальон и батальон выздоравливающих бойцов под командованием комиссара 1 Донского округа Зеленукина. Выступив против назаровцев, гарнизон, численностью около 700 человек, в районе балки Нагольной был полностью разбит в бою отрядом Назарова. Разбитые остатки гарнизона красных переправились через Дон и отступили в ближайшие задонские хутора. 25 июля, в 16 часов, 3–я бригада, невзирая на численное превосходство белых в станице и не ожидая подхода 3-й бригады 9-й стрелковой дивизии, атаковала назаровский отряд. К 19 часам, на помощь к красным подошла 3-я бригада, и уже обе бригады втянулись в уличные бои. Столкновения на улицах станицы часто переходили в рукопашные схватки. Бой в станице Константиновской шел до полуночи. Красные по численности превосходили назаровцев, отряд отчаянно сражался, но превосходство уже было на стороне красных. Часть отряда Назарова, при попытке переправиться на другой берег, была прижата к песчаной косе у Старого Дона (в основном офицерский состав, приблизительно 250 человек), и расстреляна на открытой местности. Уцелевшие группы отряда Назарова, теснимые красными, переправились на другой берег Дона, вступая в боевые столкновения с отрядами красных, находящихся в задонских хуторах...
28 июля 1920 года, понеся сокрушительные потери, преследуемые основными силами красных, под командованием Базилевича, уцелевшая группа отряда Назарова с честью приняла свой последний бой у хутора Желобков у речки Маныч. В этот день отряд полковника Назарова был окончательно разбит. Остатки отряда ушли в Сальские степи и распылились. Многих захваченных в плен назаровцев из числа местных казаков и крестьян мобилизовали в красную армию, офицерский состав в основном был расстрелян большевиками. Полковник Назаров был захвачен в плен разъездом красных, принят за дезертира красной армии, мобилизован и зачислен в красную армию. Дождавшись удобного случая он сбежал и в августе 1920-го года перешел линию фронта в северной Таврии, выйдя в расположение частей 3-й Донской казачьей пешей дивизии генерала А. К. Гусельщикова. Основным положительным результатом всей десантной операции и последующего рейда стало то, что он на время оттянул значительные силы красных от активных действий против Русской Армии.