В Москве хотят переименовать улицу Халтурина



Автор: BR News
Дата: 2016-02-19 13:04
Российское военно-историческое общество предложило переименовать Халтуринскую улицу в Москве в честь Героя Советского Союза Евгении Жигуленко. Фонд «Возвращения» предложил вернуть ей дореволюционное название - улица Прогонная.
Профессор М.В.Горбаневский так прокомментировал данное начинание: «Улица Халтурина в Восточном административном округе (муниципальный район Преображенское) имеет историческое название. Изначально это была Прогонная улица, в топониме отражен факт возникновения улицы в в северо-восточном пригороде Москвы из Прогонной дороги по которой прогоняли скот на водопой или на выгон. В 1922 году улица получила наименование Тимохинская - по домовладельцу Павлу Николаевичу Тимохину. В 1925 году улица приобрела по решению властей столицы мемориальное название - Халтурина, в честь почитавшегося большевиками члена "Народной воли" и известного террориста и убийцы С.Н.Халтурина.

 
Появившиеся на карте нашей страны и её городов десятки тысяч мемориальных топонимов составили обширнейшее виртуальное коммунистическое кладбище – от улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин до переулков Павлика Морозова и террориста Степана Халтурина, который в феврале 1880 г. с целью покушения на императора Александра II произвел взрыв в Зимнем дворце, повлёкший за собой гибель десятков безвинных жертв – от горничных и официантов до простых солдат… И вряд ли террорист Халтурин в чем-то разительно отличается от террористов Аль-Каиды, с которыми и с идеологией которой ныне борется всё цивилизованное человечество. Но важно понимать, что это – культовая модель, характерная именно для советского периода истории нашей страны и доведённая до полного абсурда (например, одних только насёленных пунктов, названных в честь С.М.Кирова в СССР было более 150, а улицы Вальтера Ульбрихта не было даже в ГДР, но на карте Москвы она существовала!). Если деятели из Российского военно-исторического общества предлагают новое мемориальное название, а не восстановление исторического топонима, они демонстрируют своё духовное родство с господами коммунистами, ибо одним из основных и характерных топонимических изменений советской эпохи стало возникновение десятков тысяч мемориальных топонимов и названий-посвящений, названий-символов. Возьмите для примера наименования населённых пунктов в Европейской части России: Вождь Пролетариата, Воровский, Володарск, Гагарин, Дзержинский, Калининград, Киров, Красный Путь, Ленино, Ленинец, Ногинск, Пролетарий, Свердловский, Советск, Тутаев, Ульяновск и т.д. С развитием режима культа личности Сталина такая топонимическая модель образования новых наименований достигает пика продуктивности, доходя до полной абсурдности, образно нарисованной А.И.Солженицыным: "Имя этого человека склоняли газеты земного шара, бормотали тысячи дикторов на сотнях языков, выкрикивали докладчики в началах и окончаниях речей, выпевали тонкие пионерские голоса, провозглашали во здравие архиереи. Имя этого человека запекалось на обмирающих устах военнопленных, на опухших деснах арестантов. По имени этому во множестве были переназваны города и площади, улицы и проспекты, школы, санатории, горные хребты, морские каналы, заводы, шахты, совхозы, колхозы, линкоры, ледоколы, рыболовные баркасы, сапожные артели, детские ясли — и группа московских журналистов предлагала также переименовать Волгу и Луну" (Солженицын А.И. В круге первом: Роман. Париж: YMCA-PRESS, 1969. – С.106). В советской топонимии символическая мемориальная трансонимизация (перевод антропонима в разряд топонимов) стала одним из атрибутов сакрализации идеологии строя, его представителей и выполняла псевдорелигиозную функцию, что отмечено точной и ёмкой формулой философа Н.А.Бердяева: "Тоталитаризм отвечает религиозной потребности и есть эрзац-религия". Данный топонимический феномен подробно рассмотрен в специальной работе "Советский "новояз" на географической карте" (Нерознак В.П., Горбаневский М.В. Советский "новояз" на географической карте: О штампах и стереотипах речевого мышления. — М.: Знание, 1991. — 64 с.). В годы перестройки и особенно после поражения путча 1991 года российские учёные и деятели культуры во главе с академиком Д.С.Лихачёвым смогли впервые открыто выступить против культовой модели в топонимии, добиться возрождения многих исторических названий улиц и городов. Вот что, в частности, подчеркнул академик Д.С.Лихачёва в приветствии участникам конференции «Исторические названия – памятники культуры» 1989 г., опубликованном перед её началом в сборнике тезисов: «Понятие наследие духовной культуры народа вбирает в себя все многообразие созданных на протяжении веков памятников, от произведений великих мастеров до безымянных образцов народного творчества. Исторические названия, создаваемые в разные эпохи, как культурно-исторические свидетельства своего времени, также должны быть отнесены к памятникам. И как таковые они нуждаются в собирании, каталогизации и изучении… […] Репертуар современных названий, сформировавшихся в период с 20-х по 80-е гг. нашего столетия, вступает в противоречие с новым мышлением… Он перенасыщен именами-анахронизмами, отражающими атрибутику времен культа и застоя. Ситуация в этой сфере представляет собой безрадостно однообразную картину. Значительный культурный слой названий, входящих в культурно-историческую среду, был разрушен. Замена исторических географических названий «именами-новоделами» привела к изъятию из обращения и той комплексной культурно-исторической информации, которую несёт в себе имя» (Лихачев Д.С. Исторические названия — наследие духовной культуры народа. // Всесоюзная научно-практическая конференция «Исторические названия — памятники культуры». 17-20 апреля 1989 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М. Наука, 1989. – С.3.) Подвергая объективной критике традицию советских и постсоветских мемориальных названий, следует напомнить ещё один важнейший и непреложный факт: городской топоним выполняет прежде всего функцию ориентира, т.е. адресную функцию, а не просто историко-культурную (кумулятивную, накопительную функцию). Поэтому любое мемориальное название улицы в устной речи быстро «стирается», видовой термин, обозначающий объект, как правило, подвергается естественному изъятию и ставит имя даже уважаемого человека, в честь которого улица названа, в неудобное, а порой просто глупое положение: «Вы на Крупской выходите? <улице>», «Как до Чкалова доехать? <улицы>», «Вы на Солженицыне <улице> работаете?», и т.п. Тема мемориальной культовой топонимии имеет прямое отношение к теме восстановления неоправданно утраченных географических наименований, в том числе и названий улиц. Представители современной российской науки, культуры, общественности, институтов гражданского общества должны помнить завет академика Д.С.Лихачёва: «Возрождая историко-культурную преемственность в топонимии, мы возвращаем тем самым культурные ценности нашего народа, протягиваем связующие нити от настоящего к прошлому и от прошлого через настоящее к будущему. Возвращение и охрана исторических названий – благородная социальная и культурная задача!». (Лихачёв Д.С. Исторические названия — наследие духовной культуры народа. // Всесоюзная научно-практическая конференция «Исторические названия — памятники культуры». 17-20 апреля 1989 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М. Наука, 1989. – С.4). Отношение к нашему богатейшему материальному и духовному историко-культурному наследию за последние десятилетия изменилось – и весьма существенно! Исторические традиции сегодня обретают вторую жизнь, идеи национального единства и соборного согласия, спасшие Россию во время смуты XVII века, после чего наша Отчизна поднялась, окрепла и стала могучей державой, переживают второе рождение. Эти традиции и идеи становятся политической и культурной доминантой и потребностью нашего времени. Сейчас крайне важно восстановить связь времён – на деле, а не на словах вернуться к системе ценностей исторической России, восстановить их преемственность и определяющую роль в жизни каждого человека, семьи и общества в целом. Правы те политологи и общественные деятели современной России и Русского Зарубежья, которые считают, что нужна новая позиция – не посредине между «правыми» и «левыми», а по ту сторону, впереди. Реформам нужно патриотическое обоснование, а патриотизму нужен решительный отказ от недавнего идеологического наследия и шовинизма. Слава Богу, россияне ещё не утратили интереса к истории большой и малой Родины – России и своего края. Такой интерес связан со стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, собственные черты в своих предках и предшественниках, обнаружить сходство и понять различия. В заключение хочу напомнить господам из Российского военно-исторического общества очень полезную и точную по теме цитату, она принадлежит перу прекрасного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: “Названия — это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать это прежде всего грамотно, со знанием страны и любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, рассадник дурного вкуса и обличают невежество тех, кто их придумывает”.


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
В Москве хотят переименовать улицу Халтурина (2016-02-19 13:04)
В Пушкине пройдет цикл лекций о Первой мировой войне (2016-02-18 13:30)
В Дзержинске демонтирован памятник Дзержинскому (2016-02-18 12:07)
Новый проект о гонениях в СССР на католическую церковь (2016-02-18 12:42)