Родные казаки



Автор: П.Н. Краснов
Дата: 2014-04-21 00:01
С праздником Светло-Христова Воскресения поздравляю вас всех. Тех, кто в эти святые пасхальные дни несет боевую страду в борьбе со злейшими врагами Христа – большевиками; тех, кто, странствуя по чужим землям, терпеливо ожидает пристанища, где можно было бы осесть, собраться с мыслями, окрепнуть духовно и телесно, чтобы приступить к главному, к заветному, к тому, чем жили и дышали всю эту четверть века – к освобождению с Германскими войсками родных земель, восстановлению порушенных куреней и церквей; тех, кто скитается безымянным, скрывающий свое казачье имя по просторам загаженной жидами советской земли, томится в ссылках, тюрьмах, на каторжных работах советского союза. Старых и малых; женщин казачек; стариков атаманов; молодцов казаков казачьих полков, сотен, батарей, команд и отделений, всех поздравляю, всем шлю свой стариковский казачий привет.  Всем говорю словами Иоанна Златоуста, которые будут читать в Пасхальный заутренний час: - «…насладитесь этим добрым и светлым торжеством… войдите в радость Господа своего… Войдите все, примите даяние, богаты и убогие, ликуйте друг с другом, воздержавшиеся и ленивые почтите день; постившиеся и не постившиеся – сегодня возвеселитесь!... Пусть никто не боится смерти – нас освободила от нее смерть Спасителя. Он уничтожил смерть. Взял в плен ад, сойдя во ад… Где твое жало, смерть? Христос воскрес и жизнь обновляется…»  
*
Нет! Это не праздник весны и новых полевых работ. То будет первое мая – когда будем праздновать все – крестьяне и рабочие, казаки и солдаты Германской армии первомайский праздник начала весенних работ. Воскресение Христово самый старинный, самый великий, самый радостный, благоуханный день в казачьей жизни. Это – голос из неведомого мира, где столько, столько осталось казаков, сложивших свои головы за веру и родину… Нет казачьей семьи, нет казачьего рода, где не поминали бы своих родичей, покоящихся по всему белому свету и на дне моря. Где их бескрестные могилы? Чья стрела или пуля, чей штык, или сабля, чья пика, чья граната, чей нож, кинжал, или копье, или мина свалили их с коня или ладьи и пришили к матери – сырой земле? Погребли в пучине морской?  Были бы невыносимы тоска и страдания их близких и их товарищей односумов, если бы не эта великолепная страстная вера в вечную жизнь…  Христос сказал и на себе самом показал: - нет страданий и смерти – есть общее воскресение!  
*
Еще по станичным и хуторским улицам не развеялся сытый запах блинной опары и пригорелого масла и хмельны казачьи головы от широкого масленичного загула; в ушах звучат веселые песни хороводов и выстрелы военных игр, когда ранним утром в «чистый понедельник», в туманом покрытую степь вольется мерный и печально торжественный удар великолепного колокола: - «бомм»!... Церковь зовет казаков под свою сень одуматься и покаяться.  В станицах февральская ростепель. И – грязь. Но все крепче натаптываются тропинки к церкви, и идут старые и молодые, женщины и казаки в прохладный тихий сумрак старого храма на «часы»...Сколько в этих великолепных часах успокаивающего, заставляющего сокрушенно заглянуть в душу и покаяться. Идут, идут, нижутся с клироса слова чтеца. Непонятные славянские слова. Они наводят на неясные размышления. Отвлекают… тревожат, бередят душу. Тихо в храме. Чуть раздасться чей то вздох. Покашливание.  Смолкает чтец.  Из алтаря выходит священник. Он в черном подряснике и епитрахили. Полны сокрушения молитвы:  
- Господи и владыка живота моего. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…
Четыре прошения, четыре желания. Как нужны они в наши страшные, суровые, отчаянные, боевые дни жесточайшей войны… Праздность… когда кругом непочатый край работы…  Уныние… когда нужна могучая все побеждающая вера в победу…  Любоначалие… Когда не к чинам и повышениям нужно стремиться, но к подвигу и победе…  Празднословие… Как за двадцать лет большевистского гнета научились мы много и праздно болтать…  Исцели нас, Господи, от этих гноящихся язв!..  Перед царскими вратами чинно становятся три певца… Какое пение бывало в этот торжественный тихий миг на Кубани, где так музыкален Кубанский казак и казачка. Бряцает кадило. Сизый дымок вьется по церкви и поет, поет, поет уже не сладкоголосое трио, но сама душа поет: - «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя! Услыши мя, Господи!..»  Семь недель поста. Семь недель полного воздержания. Семь недель тихой молитвы – воспоминание того великого и страшного что когда то было…  и вот наступает суббота шестой недели – «Лазарево воскресение».  Какой это был ужас! Мария и Марфа – сестры Лазаря и их родственники плакали по усопшем.  
И спросил Христос: -
- Где вы его положили?
- Пойди и посмотри…
И все пошли к пещере, где было положено тело умершего.
- Отнимите камень, - сказал Христос.
Марфа сказала: -
- Господи! Уже смердит. Он четыре дня как в гробу.
Ответил Христос: -
- Не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию.
Отняли камень пещеры.
- Лазарь! Иди вон!
Вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Лицо его было обвязано платком.
- Развяжите его! Пусть идет!..
Какой ужас, но и какая сладость в этом величайшем чуде – воскресении Лазаря.
С полною надеждою поет хор: - «общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Все суровые и длинные церковные службы. Страстной четверг – чтение двенадцати евангелий, страстей Господних… В пятницу вынос плащаницы – изображения Христа во гробу. Погребение Христа. Тихо и печально идет крестный ход по станице.  
*
Все напряжение и напряженнее живет станица. Казачки дома полны забот и хлопот. Нужно приготовить разговены, чтобы не хуже чем у людей было. Чего, чего только не наставят они на пасхальном столе. Понесут крашеные яйца, куличи и пасхи святить в святую заутреню, наставят окорока ветчины и телятины, жареную птицу на столе. Украсят стол и снедь цветами. В темную ночь – луна поздно восходит в святую пасхальную ночь – потянется вся станица, принаряженная по праздничному в церковь на призывный звон колоколов. В храме темно. только что убрали плащаницу. У клиросов колыхнулись хоругви. Почетные старики в старинных мундирах с орденами и медалями на груди разбирают хоругви и образа и выстраиваются в «крестный ход». Это идут ко гробу Христа проведать умершего…  Медленно и торжественно, в глубоком молчании, крестный ход обходит кругом церкви, если погост недалеко, заходит туда и возвращается в церковь. Какая умиленная радость на лицах, как восторженно поет хор! В руках у священника крест, украшенный белыми цветами весны: нежным цветом вишни, розоватым, точно восковым цветом яблонь и груш. Везде ликование. Ну, как же, узнали от ангелов радостную весть – поет, заливается в восторге хор: - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!..  Вся пасхальная заутреня проходит в веселых ликующих песнопениях. Чувствуется величайшая победа над самой смертью. Казаки и казачки обмениваются яйцами, целуются, а с клироса несется: - «Пасха! Радостию друг друга объимем! О! Пасха! Избавление скорби!»  На Пасху понесут казачки на родные могилы яйца, пасху, куличи, положат с цветами у могильного креста. Они знают – это дар бедным, помощь тем разговеться, у кого никого и ничего нет. Они глубоко верят, что незримыми очами из того света глядят на них те, кто был им дороже всего – родители, дед, бабка, быть может, муж, умерший рано, ребенок без времени скончавшийся. Они пришли им сказать: « «Христос воскресе и вы не умерли, но живы»…  
*
Ненавидящий Христа жид большевик убрал, отнял, уничтожил Пасхальную радость Светло-Христового воскресения. Розговены стали – одно обжорство, пьянство и распутство. И стало… безотрадно скучно на земле. Никаким самогоном не заглушить этой лютейшей тоски и смертельной скуки. Ушел Христос с родных казачьих краев. Ушла с Ним радость Его воскресения. Казаки!  Вернем, вернем эту радость веры… Углубим свою мысль, воспомянем молитву матери над вами, когда были вы маленькими, когда все знали Христа и бестрепетно верили в его светлое воскресение.  Поймем, что Пасха Господня – не пьянство и разгул диких разговен, но после долгой и сокрушенной молитвы Великого поста – сладость Христовой заутрени. Вечным воинам-казакам, стоящим всегда на самом пороге смерти так дивно, сладко, глубоко верить и быть совершенно убежденными: -  Нет смерти – Есть воскресение!  ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!  

Петр Краснов
Казак Каргинской станицы.

Редакция и сотрудники «На казачьем посту» поздравляют читателей с Светлым Праздником.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Подпись к рисунку: Светлый праздник. С акварели худ. А. Мельникова.

Журнал «На казачьем посту» Берлин №24 от 15 апреля 1944 года, с.1, 2-3.