Создатель русской национальной оперы



Автор: BR doc
Дата: 2014-04-09 01:25
Гениальнейший создатель оперы «Жизнь за царя» Михаил Иванович Глинка, как яркое светило, внезапно выплыл на тусклом горизонте нашей музыкальной жизни, открыв новый творческий период, названный ныне именем Глинки. Самобытное творчество композитора сумело пробудить в нас потребность иметь свою родную истинно-русскую музыку.  М. И. Глинка родился 26 мая 1804 года в селе Новоспасском, Смоленской губернии.  Раннее детство его протекло в, деревне среди деревенской жизни и природы, среди полей и дубрав, среди народных песен и церковного звона. Для чуткой, поэтической натуры ребенка такая обстановка оказалась благотворной. Деревня наложила на душу ребенка особый отпечаток — русский, национальный, народный.  Первые проблески музыкальных способностей выразились у Миши в пристрастии к сельскому колокольному звону. Кроме того, отец его, достаточный помещик, жил в соседстве с братом жены, Афанасием Андреевичем, у которого был духовой оркестр (из крепостных), приводивший мальчика в восхищение исполнением русских народных песен.  Первоначальное образование Глинка получил дома, под руководством специально приглашенной гувернантки В. Ф. Кляммер, преподававшей обще-образовательные предметы, языки и музыку. Игра шла столь успешно, что Миша вскоре мог исполнять произведения Штейбельта и др.  Домашнее воспитание Глинки окончилось в 1817 голу, когда его отвезли в Петербург и определили в Благородный пансион при Педагогическом институте. Институтское учение, особенно в первые годы, шло хорошо. Что касается музыкальных занятий будущего композитора, то, по собственному признанию Глинки, он успевал в музыке мало, хотя его учителями были Фульд, Цейне и Карл Мейер, которому Глинка особенно обязан развитием своего таланта. В 1822 году, по окончании пансиона, он едет на Кавказ. Величественная природа Кавказа произвела на пылкого девятнадцатилетнего юношу сильное впечатление: жизнь в горах, песни горцев, их пляски, столь непохожие на наши русские песни и пляски, без сомнения, оставили на нем глубокий след. что и отразилось впоследствии при создании им оперы «Руслан и Людмила». Вернувшись с Кавказа в Новоспасское, Глинка увлекся музыкой. С оркестрантами своего дяди он проходил оперные партии, совместные репетиции и, таким образом, практически изучал инструментовку по увертюрам Бетховена, Моцарта, Керубини. В мае 1824 года Глинка, уступая желанию отца, поступил на службу помощником секретаря в Совет путей сообщения. Эта служба его не обременяла, и он имел много свободного времени для музыкальных занятий. К этому времени относится написанный им романс «Не искушай меня без нужды» (слова Баратынского).  Прослужив четыре года в ведомстве путей сообщения, он вышел в отставку. В это время в печати появилась целая серия его новых произведений, делавших имя Глинки все более и более популярным. Живя в Петербурге, он успел познакомиться с выдающимися русскими писателями — Жуковским, Пушкиным, Грибоедовым, бар. Дельвигом и за 1828—1830 годы им было написано несколько квартетов, серенад и много романсов, напр., «Память сердца» (слова Батюшкова), «Скажи, зачем», «Забуду ль я» и «Где ты, о первое желание?» (слова к-н. Голицына) , «Ах ты ночь ли, ноченька» и «Дедушка девицы раз мне говорили» (бар. Дельвига) , «Голос с того света» (В. А. Жуковского). В это же время бар. Дельвиг написал для Глинки слова «Не осенний частый дождичек»; музыку для этих слов Глинка взял впоследствии для романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» - в опере «Жизнь за царя». Заветной мечтой Глинки было - отправиться за границу для совершенствования и эта мечта, наконец, осуществилась. За границей Глинка прожил четыре года главным образом, в Италии. В Милане он познакомился со многими музыкальными светилами и, в том числе, с композиторами Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около трех лет, Глинка отправился в Берлин и  познакомившись здесь, с музыкальным теоретиком Деном, стал брать у него уроки теории музыки. Вот, как писал сам Глинка об этом периоде его совершенствования: «Я учился у Дена около пяти месяцев и в самое короткое время он узнал степень моих сведений и способностей... Нет сомнения, что Дену обязан я более всех других моих маэстро; он, будучи рецензентом музыкальной Лейпцигской газеты, не только привел в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще; с его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием. Притом он не мучил меня школьным и систематическим образом, напротив, всякий почти урок открывал мне что-нибудь новое, интересное».  

 

Смерть отца побудила Глинку вернуться в Россию. Живя за границей и чувствуя тоску по родине, Глинка часто вспоминал молодые годы, деревню и русскую песню, и у него за границей зародилась мысль написать народную русскую оперу. В Петербурге, встретившись со своими друзьями — Жуковским, Пушкиным, Гоголем. Плетневым, кн. Одоевским и гр. Виельгорским, он рассказал им о своем проекте написать русскую народную оперу. Задуманная им опера была тепло встречена, и Жуковский предложил ему написать ее на сюжет «Ивана Сусанина». «Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении», писал Глинка. «Я нахолил в ней много оригинального, характерно-русского. Жуковский хотел сам писать слова и для пробы сочинил известные стихи: «Ах, не мне, бедному, ветру буйному» (из трио с хором в эпилоге). Занятия не позволили ему исполнить свое намерение, и он сдал меня в этом деле на руки бар. Розена, усердного литератора из немцев, бывшего тогда секретарем Государя Цесаревича... И как бы по волшебству, у меня вдруг создался и план целой оперы и мысль противопоставить русской музыке польскую. Наконец, многие темы и даже подробности — все это разом вспыхнуло в моей голове».  Глинка энергично взялся за композицию и через два года опера была готова. Но постановка ее на императорской сцене встретила препятствие со стороны театральной дирекции, которая и слышать не хотела о русской опере, так как в то время увлекались, главным образом, итальянскими. После многих хлопот и стараний гр. Вильгорского, директор Мариинского театра Гедеонов согласился принять партитуру, только без вознаграждения за постановку, в чем и обязал Глинку подпиской.  27 ноября 1836 года в Мариинском театре в Петербурге в присутствии Государя и царской фамилии состоялось под управлением Кавося первое представление оперы, названной композитором «Жизнь за царя». Успех оперы был чудовищный. Публика восторженно приветствовала авторе. Печать встретила оперу также сочувственно. Критика находила, что Глинка начал новую эру в русской музыке. Кн. Одоевский писал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе: новая стихия в искусстве. В истории музыки начался новый период — период русской музыки».  Окрыленный успехом своей первой оперы, Глинка вскоре принялся за «Руслана и Людмилу», но сочинение этой оперы продвигалось медленно. Причиной тому было, во-первых, медленное составление либретто, которое писалось несколькими лицами (Ширяковым, Кукольником, Гедеоновым и самим композитором), а, во-вторых, болезнь самого Глинки и семейные неурядицы, окончившиеся разрывом с женой. (Глинка был женат на свояченице своего родственника Ступеева, Марии Петровне Ивановой). Большое и благотворное влияние на Глинку имел кружок литераторов и художников, центром которого были сам Глинка, бр. Кукольники и Брюллов В кружке этом и зародилась мысль о «Руслане и Людмиле». Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года. Но эта опера не имела успеха, ибо вкус публики в то время не был еще настолько развит, чтобы по достоинству оценить одно из лучших произведений величайшего русского национального композитора. Она выдержала всего 32 представления и была снята с репертуара вследствие водворения итальянской оперы, прекратившей деятельность русской оперной сцены.  В промежуток времени между операми «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинка написал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский» (увертюру, три песни и 4 антракта).  В последующие годы Глинка создал не сколько романсов, начал было писать симфонию «Тарас Бульба», но эта работа осталась неоконченной. В 1848 году появилась знаменитая плясовая музыка «Камаринская» , предназначенная для хора Смольного института. Кроме 85 романсов и перечисленных выше светских произведений Глинка написал еще духовые: «Херувимскую», «Да исправится молитва моя» и «Эктенью к литургии».  Инструментальные сочинения Глинки «Камаринская », «Ночь в Мадриде» — гениальны, новы и оригинальны не менее его опер и вместе с ними составляют новую эпоху в европейской музыке. Значение Глинки в русской музыке огромно. Оно основывается, главным образом, на операх «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», в которых Глинка является первым создателем национальной русской оперы. В лице Глинки русская музыка достигла полной самобытности. Его творчество создало целую эпоху в русском музыкальном искусстве, и оно заняло почетное место в истории мирового развития музыки. В своих произведениях Глинка употребил или народные песни или собственные оригинальные мелодии, которые, по своему строению и общему характеру, близко приближаются к народным напевам. И те и другие основаны на старинных ладах, что особенно характерно и ярко сказывается в гармонизации его мелодий. Как симфонист Глинка отличается необычайной самобытностью. Владея в совершенстве музыкальными формами, он всегда оригинален и свеж. Оркестровка его сильна, блестяща и колоритна. В 1856 году Глинка, желая изучить гармонизацию древних церковных напевов Запада, поехал за границу, в Берлин к Дену, чтобы с ним основательно изучить этот вопрос. В течение десяти месяцев он усердно занимался с Деном, но смерть помешала ему довести его занятия до конца. 12-го февраля 1857 гола он неожиданно скончался. Тело его было перевезено в Петербург и 24-го мая предано земле на кладбище Александро-Невской лавры. 

Василий Гадалин
Газета «За Родину» Псков №58(153), четверг, 11 марта 1943 года, с.3.