Северная Пальмира. Традиции Смольного института



Автор: BR doc
Дата: 2014-03-26 00:01
 "...Особенно любопытны подробности положения в институте классных дам - именно они обеспечивали незыблемость и преемственность традиций Смольного. Институтские классные дамы не преподавали никаких предметов. Их роль ограничивалась присутствием на уроках. Сидя за своим столиком, они занимались рукоделием - вышивали или вязали,- при этом зорко наблюдая за поведением учениц. Классная дама не вмешивалась в процесс ведения урока;но если замечала, что кто-то из девочек отвлекся либо ссутулился - достаточно было строгого и пристального взгляда, чтобы виновная спохватилась и исправила промашку. Правила сидения на уроках немало удивили бы современных школьниц. Пока учитель читал или объяснял, надо было держать руки за спиной. Это служило двум целям : во-первых, невольно распрямлялись плечи и не горбилась спина, во-вторых - заведенные за спину руки исключали бездумное чирканье карандашом, лишнее их движение - словом, то, что могло отвлечь от объяснения учителя. Руки начинали действовать, лишь когда учитель предлагал то-нибудь записать.



Классных дам было по две на каждый класс - французская и немецкая.Дежурили они через день - с момента утреннего подъема вплоть до отхода ко сну. Жили они тут же, в здании института, в отдельных комнатах, двери которых обычно выходили в дортуары. Семейных классных дам не было : большинство были незамужними и к ним обращались "фрейлейн" или "мадемуазель". Но было и несколько вдов, их называли "фрау" или "мадам". Все они были в прошлом воспитанницами института, прослушавшими вдобавок двухлетние педагогические курсы. Естественно, далеко не все институтки поступали на эти курсы, но поступившие - их называли на французский лад "пепиньерками" - продолжали жить в Смольном и подчиняться его порядкам. Однако форму они носили отличную по цвету и покрою. Различались, кроме того, "розовые" и "голубые" пепиньерки - по цвету присвоенного им легкого шелкового шарфа. Они присутствовали на занятиях, иногда давали "пробные уроки" и по окончании курсов получали педагогический диплом. Вот такими выпускницами и были классные дамы института. Выходившие замуж - с ним расставались. Свою главку о классных дамах Е.Н.Х-ич заключает следующим : " Итак, классная дама проводила с нами полностью весь день : вместе с нами завтракала, обедала и ужинала, вместе гуляла, вечером помогала готовить заданные уроки и обязательно проверяла их выполнение. На переменах, открыв в классе форточку, вместе с нами прогуливалась по залу, наблюдала за нашими играми, а иногда и сама в них включалась. В дни дежурств французской классной дамы мы весь день разговаривали только по-французски, в дежурство немецкой - только по-немецки, что и обеспечивало нам свободное владение двумя иностранными языками. Как ни давно это было, а я и сегодня помню не только зрительно, но и по имени, отчеству и фамилии своих классных дам. Спасибо им за многие навыки хорошего поведения, которые они нам привили!"..."Приемные дни были счастливыми вехами в размеренном и упорядоченном течении институтских будней - девочки успевали соскучиться по своим родным. Тут узнавались последние семейные новости; привносился дух домашности, визитеры извлекали привезенные подарки - конфеты, фрукты и всякие "мелочи", на которые был дан заказ в предыдущее посещение. Само собой, тут же вручалась записка с перечнем требующегося на следующий приемный день : заказывались ленты, перья "уточка", секретки, особого (увиденного у подруги) фасона рюмки для макания кисти на уроках рисования... Но самый большой спрос был на бывшие тогда в моде картиночки с котятами, щенками, бабочками, цветами и пр. Концы цветной ленточки - у каждой девочки своего цвета - которой листок промокательной бумаги прикреплялся к новой тетради, заклеивались (для изящества) этими картинками.Обязанностью родителей было дотошное выполнение заказа...Нельзя не упомянуть и об институтских балах и концертах, собиравших до Германской войны полные залы молодежи из Лицея, Училища правоведения и военных. Институткам разрешалось приглашать своих родных и близких. Балы в военные годы были отменены, концерты же устраивались по-прежнему. Выступал институтский хор, воспитанницы декламировали стихи, играли на рояле. Устраивались и балетные постановки. Поскольку обучение танцам входило в программу института, для концертных выступлений отбирали самых одаренных учениц. На концерты приходило все институтское начальство, бывали и именитые гости. Исполнительницам аплодировали, им подносили цветы..." 

О.В.Волков, " Северная Пальмира"