Рождество на Кубани до революции



Автор: Сынча Светлана
Дата: 2014-01-07 13:03
Рождество Христово один из самых больших и светлых праздников. На Кубани он праздновался всегда с большим уважением. Еще накануне праздника, на «богатую кутью», детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Дети укладывали его « на покути» - под образами. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос-младенец. На это сено торжественно переносили, при участии детей, кутью и узвар (компот из сухофруктов). «Богатая вечеря» начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды. Вокруг большого стола, стоявшего возле покути, торжественно усаживалась вся семья и «вечеряла» чинно и спокойно, строго сохраняя молчание. Был старинный обычай, что если во время этой вечери кто чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу в подарок телка или жеребенка, рождение которого скоро ожидалось. После «богатой вечери» все малые дети до 7 лет в сопровождении взрослых разносили «вечерю» своим крестным отцу и матери. Малыш после приветствия целовал крестным руку и объявлял: «Батько и маты прислали Вам вечерю йижте на здоровья». Канун Рождественского праздника проходил всегда тихо и спокойно. Каждая семья находилась дома в полном составе, и после вечери сейчас же укладывалась спать. Никакого пения, колядок, шумного веселья молодежи в этот день и в святой вечер нигде в кубанских станицах не бывало. В самый день праздника, еще до рассвета, на улицах станиц появлялись кучки подростков, которые усердно перебегали со двора во двор и славили Христа. В этот день в двух церквях станицы Кореновской шли торжественные службы - в большой Саввинской церкви и «новой», как её тогда называли, Успенской церкви. В то время служили священниками в станице Кореновской о. Николай Глаголев, о. Семион Ковалев, о. Николай Волоцкий, о. Петр Назаренко, о. Павел Калиновский, дьякон Гавриил Ляшенко, псаломщик Михаил Лавров и другие. Помимо богослужений, предусмотренных церковным уставом, в церкви устраивалась общественная трапеза по старым традициям казачества.  


Накрывались праздничные столы для почетных гостей: станичного атамана, членов администрации, состоятельных казаков и иногородних, и всех, кто активно участвовал в делах церкви. Богатые казаки и иногородние выделяли на праздник быка или барашков из своего стада. К праздничному церковному столу варили мясную лапшу, борщ, пшенную кашу с говядиной (кулеш) и узвар. Употребление горячительных напитков не допускалось, хотя кое - кто и являлся к столу в слегка приподнятом настроении, но общее впечатление от трапезы оставалось добропорядочным и благочестивым. Еще до наступления сумерек по улицам начинали ходить молодые парни, носили по станице «звезду», заходили в каждую хату, где пели церковные песни. В это же время, еще до наступления сумерек по улицам начинали ходить и девчата отдельными от хлопцев группами. Подойдя к окну хаты, молодые люди спрашивали: «Благословыть колядуваты», а из хаты отвечали: «Бог благословыть». И в морозном воздухе раздавались колядки: «Коляд - коляд, колядныця,
Добра з маком поляныця,
А писна нэ така-
Дай, дядьку, пъятака!
А не дасы пъятака,
Визьму вола за рога,
Хочь нэ вола, так тэлыцю,
Тай поведу у крамныцю».
Если поющим ничего за такую колядку не давали, что случалось очень редко, то слышалось такое:
«А в дядька-дядька
Дядына гладка:
Нэ хочэ встаты
Ковбасы даты».
Накануне Нового года дивчата ходили под окнами хат «щэдрувать». Песни в честь новолетия назывались щедривками. И снова слышались по станице возгласы: «Благословыть щедрувать!»- «Бог благословыть!» После этого хор девушек пел такую, например щедривку:
А в Ерусалыми рано задзвонылы.
Щедрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровъя!
Там Дива-Мария по раю ходыла.
Щедрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровъя!»
Подростки и малые дети пели щедривки попроще:
Щэдрык-вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы!
Щэй того мало:
Дайте кусок сала.
А як дастэ порося,
Той щэдрывка будэ вся!»
Рано утром в день Нового года, еще в сумерки, все улицы нашей станицы буквально заполнялись мальчиками, юношами, взрослыми мужчинами, которые стучались во всякую хату, так как согласно народному верованию, это приносило счастье. Войдя в хату, вестники народного благополучия запускали руку в торбу и рассыпали зерна по комнате, приговаривая:
«На щастя! На здоровья!
Роды, Боже, жыто, пшеныцю
И всяку пашныцю!
З празныком! З Новым годом!
З новым щастям! З Васылём!»
С наступлением дня эти зерна старательно подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину отдавали домашним животным и птице, приговаривая: «На добрэ вам здоровья та на вэлыкий плыд». Другую половину примешивали к посевному зерну со словами: Пошлы, Боже, урожай на всих людей, на увэсь край»,
Вечером по станице ходили ряженные, водили по станице «козу», припевали:
«Дэ коза ходэ,
Там жито родэ,
Дэ коза туп, туп,
Там жита сим куп…»
Праздники продолжались до самого Крещения. С почтением к Богу, с уважением к старшим, к тому же весело, отмечал в старые времена наш народ Рождество и наступление Нового года.

Сынча Светлана, филолог, кубанский краевед.