Макаров Степан Осипович



Автор:
Дата: 2009-10-23 17:19

Макаров Степан Осипович - 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (20 августа 1896). В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.

Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865). Видный отечественный ученый и военно-морской теоретик, герой русско-турецкой войны 1877—1878 во время войны впервые в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно «Интибах», участник Ахал-Текинской экспедиции (1880—1881), организовывая доставку снабжения водным путем из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный варинт братания у георгиевских кавалеров), с этим крестом Макаров и погибнет в 1904 г.

Командовал пароходом «Тамань» (1881—1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание. С.Макаров внёс значительный вклад в развитие отечественной океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров.

Макаров также считается одним из первых, кто стал использовать самодвижущиеся мины — торпеды. Их применили в районе Батума, в результате чего были потоплены турецкий пароход и броненосец. Именно за эти успехи командование присвоило ему внеочередное звание капитана второго ранга, а после окончания войны его перевели в гвардейский экипаж. Макаров стал флигель-адъютантом и был награжден орденом Святого Станислава I степени.

В 1880 г. судьба свела Степана Осиповича с талантливым русским генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, который предложил ему участвовать в походе в Ахалтекинский оазис. Здесь, командуя морскими силами, флотоводец также сумел отличиться. В Босфорском проливе он, используя прибор собственного изобретения, изучал морские течения. В 1885 г., будучи уже капитаном первого ранга, Макаров сделал свой знаменитый доклад «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Российская академия наук по достоинству оценила его научные изыскания.

В 1886 г. моряк и ученый на корвете «Витязь» отправился в кругосветное плавание, во время которого собрал ценнейшие сведения о скорости и направлениях ветров и морских течений. Кстати, именно он обнаружил затонувший знаменитый фрегат «Паллада». В 1890 г. Макаров стал контр-адмиралом. А вскоре вышел его фундаментальный гидрологический труд, за который Русским гидрографическим обществом он был награжден золотой медалью. Заслугой Макарова является внедрение бездымного пороха, разработка бронированных щитков на корабельных орудиях, за которыми артиллеристы могли укрываться от осколков снарядов, а также изобретение специального наконечника для снарядов, который пробивал самую крепкую броню. Все эти нововведения были немедленно приняты на всех флотах Европы, а в России их игнорировали. Но Макаров упорно продолжал работать. Именно он содействовал изобретателю радио Попову, а, в свою очередь, великий ученый Дмитрий Менделеев помог ему в продвижении идеи создания отечественного ледокольного флота. В результате его разработок был построен ледокол «Ермак», который в 1899 г. вывел из ледового плена одиннадцать кораблей. Макаров мечтал даже на ледоколе достигнуть Северного полюса. В марте 1901 г. он попытался совершить это, но, к сожалению, неудачно.  В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891—1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам («макаровские колпачки»), которые, однако, так никогда и не были внедрены в практику русского флота, хотя и повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %.

Макаров внес множество предложений по совершенствованию флота, буквально заваливая рапортами военно-морское министерство и руководство флотом, однако лишь немногие из них получили развитие.

Младший флагман Практической эскадры Балтийского моря (1894). Командующий эскадрой в Средиземном море (1894—1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток. Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896—1898).
 

Главный командир Кронштадтского порта, губернатор Кронштадта (6 декабря 1899— 9 февраля 1904). В этом качестве составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 г.

После начала русско-японской войны (1904—1905) назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта). В феврале он прибыл в Порт-Артур, что вдохновило защитников города. Он развернул активную работу по укреплению крепости и флота. Адмирал готовился к решительным действиям. 31 мая 1904 г. он на флагманском броненосце «Петропавловск» во главе эскадры вышел в море. Но случилось непоправимое — броненосец подорвался на японской мине и стремительно затонул...

Удалось спасти всего 60 человек, среди которых адмирала не оказалось. Так не стало великого русского ученого и флотоводца Степана Осиповича Макарова. Однако то, что он сделал для российского флота, неоценимо и никогда не будет забыто потомками.



Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Лазарев Михаил Петрович
Следующее: Давыдов Денис Васильевич
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович