Курбангалиев Мухаммед-Габдулхай



Автор:
Дата: 2013-12-17 23:16
Курбангалиев Мухаммед-Габдулхай (1889—1972) — башкирский просветитель, выдающийся религиозный, политический и общественный деятель первой половины XX века. Родился в 1889 году в деревне Медиак Мухаммед-Кулуевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне в Аргаяшском районе Челябинской области) в семье имам-хатыба мечети Габидуллы Курбангалиева, очень авторитетного среди башкир религиозного лидера, известного как «хромой ишан» и имевшего множество последователей (мюридов).В 1914 окончил медресе в родном селе, открытое отцом в 1885 году. М-Г. Курбангалиев обучался также в медресе «Расулия» в городе Троицк Верхнеуральского уезда, преподавал в медресе д. Медьяк (Челябинского уезда Оренбургской губ. Именно его в 1916 году муфтий Сафа Баязитов готовил в качестве своего преемника на должность верховного муфтия России (председателя Оренбургского магометанского духовного собрания). Эти планы были нарушены Октябрьской революцией и последовавшей Гражданской войной.В 1916 стал управляющим Петербургским округом мусульман. Один из организаторов Аргаяшского кантона — башкирского национального образования на севере нынешней Челябинской области. Участник I и II Всебашкирских съездов (курултаев) в 1917 году. Выступал за автономное духовное управление мусульман Башкурдистана, был противником социализации земли в любой форме. Вместе с отцом был основным оппонентом Ахмед-Заки Валиди в башкирском национальном движении. Не принял перехода Башкирского Правительства на сторону Советской власти ради сохранения башкирской автономии и заявил от имени башкир о поддержке администрации А. В. Колчака. Участвовал в Белом Движении, был одним из лидеров башкирских частей, входивших в армию Колчака. Летом 1919 пытался организовать в Челябинске новый курултай башкир, затем с колчаковской армией отступил на восток. Для сохранения духовного и религиозного единства башкир сотрудничал с лидерами Белого движения Владимиром Каппелем, Романом Унгерном фон Штернберг, Григорием Семеновым. В конце февраля 1920 года к Чите, к Семенову, вышло 30 тысяч солдат-каппелевцев и среди них сводный 4,5 тысяч отряд башкир под командованием Мухаммад-Габдулхая Курбангалеева и Галимьяна Тагана. В октябре 1920 армия Колчака сдала Красной Армии Читу, в обороне которой участвовали башкирские войска. Мухаммед Курбангалиев эмигрировал в Маньчжурию, где как имам и мударис (преподаватель медресе) продолжил работу по объединению единоверцев вокруг ислама, башкирских традиций и учебы на родном языке. В 1924 году переехал в Японию, организовал общество мусульман Токио (махалля «Исламия») и стал его главой.


Начало 1930-х. Лидеры японских националистов и тюркских сообществ страны. Мухаммед-Габдулхай Курмангалиев — второй слева в заднем ряду.

В 1927 году открыл школу для мусульман Японии. В 1928 году организовал Всеяпонский съезд мусульман. Основал типографию, выпускающую книги на арабском и башкирском языке. Объехал всю Японию, преподавал ислам, выпустил несколько книг об урало-алтайских народах и их истории. В 1932—1936 основал общество мусульман в Манчжоу-Го, медресе в Мукдене, журнал «Япон Мөхбире» («Японский вестник»), издал первый на Дальнем Востоке Коран. Установил тесные связи с коммерсантами Кореи и Маньчжурии. Был близко знаком с представителями военного руководства Огасавара Наганари, Нанго Здиро, такими политиками, как граф Окума Сигэнобу — японского государственного деятеля, Тояма Мицуру (руководителя организации «Черный дракон»). Получал средства от финансовых олигархий Японии.12 мая 1938 года открыл мечеть «Исламия» в Токио и стал первым муфтием Японии. Мусульмане Японии были вовлечены в русло внешней политики и содействовали японской экспансии в Азии, в чем видели путь к своему освобождению, но деятельность Мухаммед-Габдулхая Курбангалиева препятствовала единой политике Японии по отношению к мусульманам, и МВД Японии организовало его «добровольный отъезд» в город Далянь (Маньчжурия). Курбангалиев развернул движение за равное положение ислама среди других конфессий в Японии, и в 1939 премьер-министр Киитиро Хиранума заявил, что ислам равноправен в Японии с буддизмом и христианством. В 1945 году был арестован в Маньчжурии, куда он прибыл для поддержки соотечественников, находящихся в эмиграции, осужден в Москве на 10 лет тюремного заключения по статье 58 УК «За контрреволюционную деятельность». До 1955 отбывал заключение в Владимирской тюрьме. После освобождения некоторое время жил в Уфе, пытаясь восстановить связи с исламским духовенством, затем поселился в Челябинске, где до самой смерти, последовавшей 22 августа 1978 года, исполнял обязанности имама-хатыба центральной мечети. Похоронен на мусульманском кладбище при мечети Исмагила. На кладбище деревни Айбатова Аргаяшского района Челябинской области, существует вторая, пустая могила Мухаммад-Габдулхая, рядом с могилами деда — Габдул-Хакима и прадеда — Курбангали, основателем династии ишанов Курбангалиевых, очень влиятельной в Башкирии семьи духовных авторитетов. Место захоронения отца Мухаммад-Габдулхая — Габидуллы (Аксак-ишана), расстрелянного БашЧК в Стерлитамаке, в декабре 1919 года вместе с младшим сыном Габдул-Авалем, неизвестно.

Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Кумов Роман Петрович
Следующее: Лавриновский Николай Николаевич
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович