Поучение томского епископа Макария в 1906 году



Автор: BR doc
Дата: 2016-02-10 00:41
Русь Святая, что сталось съ тобою? Гдѣ твоя святость? Гдѣ теперь благочестіе предковъ нашихъ, которые за вѣру православную, за домъ Пречистой Богоматери, за царя самодержавнаго, за землю Русскую готовы были отдать все, не только имущество, но и самую жизнь? Тогда весь Русскій народъ, какъ одинъ человѣкъ, — всѣ думали одну думу; всѣ сословія: и бояре, и земледѣльцы, и богатые, и бѣдные составляли какъ бы одну семью. Гдѣ земледѣлецъ, тамъ и бояринъ; гдѣ купецъ, тамъ и нищій. Настанетъ ли праздникъ Господень, и всѣ идутъ въ храмъ Божій: князь и бояринъ съ сумой для милостыни, и бѣднякъ въ лохмотьяхъ, и нищій съ протянутой рукой, и земледѣлецъ съ копѣйкой трудовой на свѣчку Богу, - всѣ идутъ въ храмъ Божій и для всѣхъ тамъ было мѣсто. А пьянства и грѣховныхъ увеселеній, отвлекающихъ нынѣ людей отъ празд­ничной Божіей службы, отнюдь не допускалось: всѣ питейные дома запирались съ субботы до понедѣльника; о зрѣлищахъ и увеселеніяхъ подъ праздники, какъ допускаютъ нынѣ, и помину не было.



Супружества были связаны неразрывными узами до гроба. Дѣти воспитывались въ страхѣ Божіемъ, въ повиновеніи родителямъ, въ почтеніи старшимъ. Немного было тогда мужей ученыхъ, но всѣ они были люди вѣрующіе, благочестивые. Простой народъ разнымъ наукамъ хотя и не учился, но хорошо зналъ ту науку, которую давала ему св. Церковь: отъ нея онъ учился по Псалтири, по прологамъ или толковымъ Евангеліямъ, и житіямъ Святыхъ, по «Златоусту» и другимъ учителямъ Церкви, которые читались въ храмахъ Божіихъ. Изъ этихъ книгъ народъ не только умудрялся во спасеніе, но и научался и житейской мудрости. Нынѣ не то стало; все пошло по иному, но только не по Божьему. Старое мы стали бросать, а новаго - добраго тоже не наживаемъ. Отъ добрыхъ старыхъ обычаевъ у насъ остались только клочки. Мы проживаемъ старое богатство, доставшееся намъ по наслѣдству отъ добрыхъ нашихъ предковъ, какъ проживалъ блудный сынъ наслѣдство своего добраго отца. Нужны-ли примѣры для этого? Вотъ, встарину и бояринъ, и купецъ, и ремесленникъ, и земледѣлецъ, — всѣ любили св. Церковь, какъ матерь свою. Нынѣ многіе стали чуждаться св. Церкви, стыдиться, какъ стыдится иногда юноша своихъ простыхъ родителей, попавшій въ городъ по ихъ же милости и наслушавшійся насмѣшливыхъ разсказовъ недобрыхъ людей о простотѣ селянъ и мнимомъ превосходствѣ городскихъ жителей. Встарину и князь, и бояринъ, и купецъ, и земледѣлецъ чтили праздники Господни; всѣ болѣе или менѣе любили посѣщать храмы Божіи; съ вечера шли къ вечернѣ; утромъ, вставая рано, шли къ утрени, а потомъ къ литургіи. Нынѣ не то! Посмотрите, кѣмъ нынѣ бываютъ наполнены наши городскіе храмы? Тамъ только простой народъ, да и тотъ далеко не весь и не всегда. Все знатное и богатое тамъ отсутствуетъ; нѣтъ ни на вечерняхъ, ни на утреннемъ богослуженіи. Съ вечера одни изъ нихъ сидятъ въ домахъ увеселеній, въ театрахъ; другіе дома занимаются увеселеніями или прогулками; иные сидятъ за картежными столами, а утромъ, когда бываетъ литургія, они еще спятъ послѣ вечернихъ и ночныхъ развлеченій.  Встарину весь Русскій народъ составлялъ одну семью, у которой была одна вѣра, одни обычаи. Нынѣ раздѣлился Русскій народъ. Каждое сословіе избрало для себя какъ бы свою особую вѣру, свои обычаи. Верхнія сословія стали стыдиться вѣры своихъ отцевъ и остались совсѣмъ безъ вѣры, или же пошли за изобретателями новыхъ вѣръ, сдѣлались последователями новыхъ лжеучителей. Среднія сословія избрали себѣ новыхъ боговъ: торговое стало поклоняться золотому тельцу, которому приноситъ въ жертву всѣ свои труды, все время, ему отдаетъ и всѣ свои думы, и все свое сердце; ремесленникъ то занятъ своимъ дѣломъ, препятствующимъ ему служить Богу, то отдается грѣховному отдыху въ видѣ разгула, попоекъ и разнаго рода увеселеній. И торговцы, и ремесленники также безъ вѣры и безъ церкви.  Только низшее сословіе держится пока унаслѣдованной отъ предковъ вѣры и обычаевъ, но и то далеко не все. И среди его образовался злополучный раздѣлъ: значительная часть простого народа отпала отъ Церкви, перешедши въ расколъ и сектанство съ ихъ многочисленными толками и раздѣленіями.  Такимъ образомъ, какъ бы весь Русскій народъ пришелъ въ такое состояние, въ какомъ нѣкогда находился Израиль, который, отпавши отъ Бога и предавшись нечестію, за это подвергался разнымъ наказаніемъ, а потомъ 70-лѣтнему плѣну. Чрезъ пророка ска­зано было объ этомъ народѣ: «отъ подошвы ноги до темени головы нѣтъ у него здраваго мѣста, всюду язвы, пятна, гноящіяся ра­ны» (Ис. 1, 6).  Нѣчто подобное стало и съ Русскимъ народомъ. И онъ какъ бы обратился отъ ногъ до головы въ гнойный трупъ.  Въ верхнихъ слояхъ его отступленіе отъ Бога, отпаденіе отъ Церкви, возстаніе противъ Богоучрежденной власти, крамолы и убійствъ, подстрекательства къ бунту, убійства сановниковъ и другихъ вѣрныхъ царскихъ слугъ. Въ среднемъ сословіи — торговомъ и ремесленномъ — поклоненіе золотому тельцу съ забвеніемъ о Богѣ, о правдѣ и чести, о милости.

 

А о простомъ народѣ съ сожалѣніемъ должно сказать, что онъ спился и развратился. Онъ пропиваетъ свое достояніе, свои пожит­ки; онъ пьетъ съ горя, съ радости; всѣ сдѣлки у него совершаются не иначе, какъ съ выпивкой. Если онъ несетъ въ жертву Богу свою трудовую копѣйку, то въ винную лавку отдаетъ полный рубль. Онъ самъ пьетъ, и дѣти пьютъ; пьютъ и женщины. Пьянство ведетъ къ разврату. Мужья оставляютъ женъ, жены покидаютъ мужей и идутъ за другими. Развращается и молодежь по примѣру старшихъ. Не было встарину такого разврата, какъ нынѣ. Усилилось нынѣ и воровство; одинъ обкрадываетъ казну, и не считаетъ это грѣхомъ; этотъ крадетъ святыню, обкрадываетъ церковь. Наемникъ обкрадываетъ хозяина, а хозяинъ не всегда отдаетъ должное наемнику. 0бманъ и клятвопреступленіе также не стали считаться грѣхомъ. Кто только нынѣ не лжетъ, кто не обманываетъ? Нигдѣ не стало честности и добросовѣстности. У самыхъ, повидимому, честныхъ людей честность сохраняется только дотолѣ, пока ее сдерживаетъ стыдъ и страхъ. У насъ прошли тѣ времена, когда можно было цѣнныя вещи оставлять на дворѣ безъ запора и караула. Трудно нынѣ найти человека, который самъ объявилъ бы потерянную кѣмъ-либо вещь и доставилъ ее хозяину ея. Такъ мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали намъ, какъ богатое наслѣдіе, съ которымъ соединялось Божіе благословеніе.  Не потому ли мы теперь терпимъ и неудачи? На окраинѣ нашего отечества насъ постигла война, столь несчастливая для насъ, что какъ будто Господь отступилъ отъ насъ и не ходитъ съ нами въ войскахъ нашихъ, предавши насъ позору предъ народами земли. И при такомъ униженіи мы дерзнемъ-ли сказать: за что, Господи? Ибо знаемъ, что мы, будучи народомъ осчастливленнымъ Богомъ и удостоеннымъ милостей Его преимущественно предъ другими народами, обезславили имя Его нашею жизнію. Мы можемъ сказать только одно: «Тебѣ, Господи, правда, намъ же стыдѣніе лицъ!» Несчастливые во внѣшней войнѣ, мы ведемъ и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелѣе внѣшней. Это — наша внутренняя смута, которая раздираетъ нашъ народъ, производитъ застой въ работахъ. Намъ грозитъ опасность придти въ состояніе того цар­ства, которое, по Евангелію, раздѣлившись само на себя, не устоитъ. Но при всемъ томъ, мы какъ бы не чувствуемъ ударовъ; ибо при­шли въ состояніе безчувствія, подобно больному, пораженному параличемъ. Бѣдствіе родины, какъ чужое, не трогаетъ насъ, и мы, да­же при тяжелыхъ ударахъ, говоримъ: не больно намъ! Не для того ли Господь посылаетъ къ намъ, кромѣ общаго для страны бѣдствія, еще для каждаго города и области особыя несчастія: въ одномъ мѣстѣ у насъ повальныя болѣзни, въ другомъ — падежъ скота, въ третьемъ — неурожай хлѣба нѣсколько лѣтъ сряду, въ четвертомъ — волненіе молодежи, волненія среди рабочихъ и другія смуты, грабежи, пожары. Несмотря и на это, мы все еще готовы говорить : «не больно намъ», и продолжаемъ ѣсть и объѣдаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. Попрежнему пустѣютъ наши храмы и наполняются театры и дома народныхъ увеселеній любителями веселія.  О, Русь Святая! Вспомни свои добрыя былыя времена! Вспомни и тѣ лихолѣтья, въ которыя ты умѣла прибѣгать къ Богу съ мо­литвой и покаяніемъ и получали себѣ избавленіе! Вспомни Забытаго тобою и помолись! Смѣхъ твой въ плачъ да обратится; принеси покаяніе и плоды, достойные покаянія.  Обрати насъ, Господи, и мы обратимся. А безъ Тебя мы и сего не можемъ сдѣлать.  Возстани, Господи, помози намъ и избави насъ имене Твоего ради!  

Православная Жизнь, № 3, март 1967