О российской монархии



Автор: Н. Воейковъ
Дата: 2015-09-08 18:35
Наша православная монархическая идеологія въ равной мѣрѣ отличалась отъ деспотизма восточныхъ султановъ, какъ и отъ обожествленія государей Японіи, возводящихъ свою династію отъ Луны. Унаследованная вмѣстѣ съ Православіемъ отъ Византіи, русская самодержавная монархія стала строемъ, наиболее приближающимся, въ земной жизни, къ идеаламъ истиннаго христіанства. Прежде всего, этому способствовала «симфонія властей», т.е. тѣсное сотрудничество въ государственной жизни Церкви и Престола. Система эта, восходящая ко времени Константина Великаго, просуществовала на Руси около восьми вѣковъ, вплоть до пагубной церковной реформы Петра I, въ XVIII вѣкѣ упразднившего Патріаршество и, по примѣру протестантскихъ современниковъ, введшаго у насъ синодальное руководство Церковью (см. «Церковь, Русь и Римъ», Н. Воейковъ, ч. II, гл. 5).



 Начиная отъ великихъ князей кіевскихъ и до царей московскихъ, получавшихъ отъ Церкви помазаніе на царство, государи призывались править страной, слѣдуя принципу гражданской справедливости, согласно принципу христіанской любви, - основы религіи. Признавая духовное превосходство Церкви, «симфонія властей» указывала государю, не вмешиваясь въ дѣла его правленія, на цѣль и духовный смыслъ его служенія Землѣ Русской. Церковь призывала государство, власть земную, становиться соучастникомъ, по мѣрѣ возможности, въ устройствѣ жизни въ условіяхъ, наиболее способствующихъ конечной цѣли - спасенія людей. Наши государи правили вмѣстѣ съ Боярской Думой, созывая въ особыхъ случаяхъ делегатовъ всѣхъ слоевъ народныхъ въ Земскіе Соборы. Считалось, что монархъ самодержавенъ въ границахъ, поставленной ему Богомъ цѣли, т.е. «раздавать благимъ благое, злымъ злое, вести народъ къ познанію христіанской истины». Этотъ вѣковой завѣтъ исключалъ всякій абсолютизмъ и не одинъ изъ нашихъ государей не могъ бы провозгласить, какъ король Франціи Людовикъ XIV: «Государство - это я».  Царь воплощалъ въ себе отличительныя черты древняго русскаго быта: справедливость, любовь къ нищимъ, странникамъ, обиженнымъ. Онъ призванъ былъ публично исповедовать свою приверженность къ практическому христіанству. Въ этомъ заключался весь смыслъ дворцовыхъ обрядовъ, царскихъ выходовъ, посещеній тюремъ и т.д. Все архитектурные памятники древней Руси, вплоть до конца ХVII века, равно какъ и дворцы и частные дома, являлись какъ бы продолженіемъ храма, весь укладъ жизни переплетался съ церковными обычаями. Власть монарха была центромъ, своимъ союзомъ съ главой Церкви символизируя «симфонію властей», а государь, подчинявшійся церковнымъ уставамъ, признавалъ для себя обязательнымъ следовать и церковной дисциплине, какъ писалъ проф. Доброклонскій.

 

 Естественно, со временъ Кіевской Руси это отражалось и на законодательстве. Уже въ XV веке, при Иванѣ III, были введены «Судебникомъ» основы соціальной жизни, какъ только Русь освободилась отъ тяжкаго татарскаго ига. Законъ опредѣлилъ для крестьянъ (отъ слова «христіанинъ»), прикрѣпленнымъ къ земле, право перехода отъ одного хозяина къ другимъ по окончаніи полевыхъ работъ. Слѣдуетъ напомнить, что на Руси не существовало рабства и крестьяне являлись не холопами, какъ въ феодальной Европе, а «вольными хлебопашцами», которые договаривались съ землевладельцами какъ вполнѣ свободные юридическія лица, равноправныя съ ними. При Иване Грозномъ, въ этотъ суровый для Запада XV вѣкъ, была на Руси гарантированна для всѣхъ подданныхъ личная и имущественная неприкосновенность, о чемъ еще и не помышляли въ Европе. Какъ это отметилъ проф. Ключевскій, въ Московской Руси сословія различались не правами, какъ на Западе, а распределенными между ними обязательствами: каждый долженъ былъ либо оборонять страну, либо работать, дабы кормить обороняющихъ. Подобные законы, поражающіе современниковъ своей гуманностью, вошедшей на Руси въ правило со временъ «Русской Правды» Ярослава Мудраго, произростали благодаря наличію гармоніи между Церковью и государями. После покоренія татарскихъ ордъ и присоединенія замиренной Сибири къ Московскому государству, Россія стала центромъ притяженія для сотенъ разноплеменныхъ народностей, привлекаемыхъ ореоломъ Белаго Царя, благодаря чему, задолго до Петра I, она превратилась въ имперію. Кроме справедливыхъ законовъ, инородцы могли свободно пользоваться всеми преимуществами полноправныхъ гражданъ, развиваясь согласно своей культурѣ и обычаямъ. Вопреки позднейшимъ вымысламъ всякихъ сепаратистовъ, основное ядро великороссовъ никогда не притесняло національныхъ меньшинствъ жившихъ въ Россійской Имперіи. У насъ никогда не было расовой кичливости, столь присущей древнимъ римлянамъ, немцамъ, а въ особенности англійскимъ колонизаторамъ. Во всей русской исторіи, наоборотъ, наблюдалось всегда въ отношеніи не только къ инородцамъ, но вообще ко всемъ переселявшимся къ намъ иностранцамъ, самое широкое и радушное гостепріимство.  Въ XVIII веке чужеземныя доктрины протестантскаго и вольтеріанскаго духа стали проникать въ Россію вмѣстѣ съ париками и парижскими модами, введеными Петромъ, перестроившими государство на западный ладъ. Позже, послѣ французской революціи, въ высшіе слои общества внедрились матеріалистическія ученія западныхъ философовъ, а кромѣ того, увлеченіе масонствомъ, враждебнымъ Церкви. Слѣдствіемъ этого, въ 1825 году смогъ возникнуть изувѣрскій заговоръ «декабристовъ», имѣвшій цѣлью учрежденіе республики послѣ полнаго уничтоженія царской фамиліи и монархіи. Слѣдуетъ подчеркнуть, что народъ русскій былъ къ этому непричастенъ, сохраняя вѣру и традиціи предковъ, а также преданность Престолу.  Александръ I, победитель Наполеона, на Вѣнскомъ Конгрессѣ въ 1815 году водворившій въ Европѣ миръ и порядокъ, пожелалъ этотъ миръ закрѣпить. Актъ «Священнаго Союза», заключенный имъ съ императорами Австріи и Пруссіи, явился первой попыткой добиться прекращенія войнъ и мятежей во имя христіанскихъ идеаловъ, какъ орудіе противъ пагубныхъ матеріапистическихъ утопій, распространяемыхъ повсюду послѣ французской революціи 1789 года. Этотъ Актъ выражалъ непреклонную вѣру православной Россіи въ Божественную Правду, безъ которой не можетъ созидаться ничего прочнаго на землѣ.  Тѣми-же принципами руководствовался и Николай I, столь оклеветанный своими современниками, какъ и позднѣйшими советскими историками, за свою твердость и подлинно рыцарскую защиту своего народа отъ западной революціонной заразы. Войны съ Персіей, подстрекаемой противъ него завистливой Англіей, освободили отъ вражескихъ нападеній православные народы Кавказа, и Николай I предпринялъ борьбу за объединеніе балканскихъ единовѣрцевъ въ независимыя отъ Турціи государства послѣ тяжкаго многовѣкового ига, чего добился его сынъ Александръ II. Заступничество Россіи за права православныхъ въ св. мѣстахъ вызвало несчастную Крымскую кампанію при негласной поддержкѣ Ватикана, озлобленнаго на государя за присоединеніе къ Русской Церкви уніатовъ Западнаго края въ 1839 году.

 

 Александръ II, павшій жертвой революціонеровъ- террористовъ въ 1881 году, закончилъ замиреніе Кавказа и провелъ рядъ крупнѣйшихъ реформъ. Въ 1861 году былъ провозглашенъ Манифестъ Освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости, введенной сто лѣтъ назадъ Петромъ III въ разрѣзъ съ вѣковымъ порядкомъ Московской Руси. Особымъ утвержденіемъ положенія объ устройствѣ земствъ государь надѣлилъ крестьянъ землею, его судебная реформа ввела новый судъ гласный и равный для всѣхъ подданныхъ, а въ 1870 году было учреждено городовое положеніе, на основаніи котораго гласные по выбору составляли городскую думу, подъ предсѣдательствомъ городского головы. Напомнимъ, что Царю-Освободителю Соединенные Штаты обязаны отчасти своимъ суверенитетомъ: Англія и Франція готовились къ интервенціи въ пользу жестокихъ эксплоататоровъ черныхъ рабовъ, хлопкопромышленниковъ - Южныхъ Конфедератовъ, воевавшихъ противъ Сѣверныхъ Штатовъ, враговъ работорговли и сторонниковъ свободы человека; хлопокъ же являлся необходимымъ сырьемъ для текстильной про­мышленности Англіи, гдѣ лордъ Пальмерстонъ всячески поддерживалъ южныхъ плантаторовъ. Предвидя опасность выступленія англійскаго могущественнаго флота противъ Сѣверныхъ Штатовъ, Линкольнъ запросилъ помощь великодушнаго Александра II, только что освободившаго крестьянъ. Государь немедленно, въ глубокой тайнѣ, отправилъ въ Америку двѣ эскадры военныхъ судовъ подъ командой адмирала Лѣсовскаго, занявшихъ порты Нью Іорка и Санъ Франциско. Эта неожиданная подмога ошеломила всю Европу и Англія воздержалась отъ интервенціи, что обезпечило побѣду Линкольна и провозглашеніе Соединенныхъ Штатовъ, запретившихъ рабство. По примѣру Александра I, Николай II для укрѣпленія мира среди народовъ создалъ въ Гаагѣ Международный трибуналъ для рѣшенія мирнымъ путемъ спорныхъ вопросовъ, могущихъ вызвать вооруженные конфликты между государствами. По его иниціативѣ особая конференція 28- ми странъ одобрила въ 1899 году созданіе Трибунала, существующаго до сихъ поръ.  Эти примѣры, взятые изъ исторіи послѣднихъ царствованій, свидѣтельствуютъ о духовныхъ цѣнностяхъ, заложенныхъ православнымъ самосознаніемъ въ идеологію русскихъ государей. Благодаря этому, какъ это выразилъ итальянскій профессоръ Гиліельмо Ферреро, «...Россія съ 1815 до 1914 гг., въ теченіе ста лѣтъ, была великой силой европейскаго равновѣсія... То, что важно для мира, это не то, что въ Кремлѣ засѣли Совѣты, а что тамъ нѣтъ царей... Дезоріентація всего Запада, вызванная крушеніемъ Имперіи царей, есть событіе тѣмъ болѣе важное, что оно проходитъ почти совершенно незамеченными..» и: «Но уже въ теченіе 15 лѣтъ какъ цари не даютъ Европѣ и Азіи въ даръ ежедневно миръ и порядокъ, страхъ войны и безпорядокъ только растутъ...» («Иллюстрасіонъ», 21.1.1933). Со своей стороны, крупнѣйшій мыслитель нашего вѣка графъ Кейзерлингъ писалъ слѣдующее: «...если когда-либо возникнетъ новое христіанское Возрожденіе, то оно, несомненно, возникнетъ въ Россіи» («Ла Революсіонъ Мондіаль», Парижъ, 1934, стр. 188).  
Николай Воейковъ

Другие материалы из раздела Русское зарубежье
Предыдущее:Перед Присягой
Следующее: Красный рубикон
Лучшее по просмотрам:Русская белая эмиграция
Последнее:Кадетский корпус донских казаков в Билече