Сахновский Алексей Владимирович



Автор:
Дата: 2013-11-25 16:15

Сахновский Алексей Владимирович (12.11.1901, Киев - 1964, Атланта, США) дизайнер автомобилей. Родился в богатой аристократической семье. Его отец - граф Владимир С. - был личным советником Николая II, сторонником развития российской науки; во время 1 -и мировой войны служил комендантом станции Новый Порт, заведующим Петроградской портовой таможней и председателем комиссии по приемке автомобилей, поставляемых России союзниками. Мать С. была дочерью сахарного фабриканта Н.Терещенко, мультимиллионера, который еще в начале века пытался установить автомобильное сообщение между Киевом и Житомиром, построив для этого, с участием французских инженеров, автомобильную фабрику. В семье Сахновских имелся автомобиль «Мерседес». Алексей с детства мечтал стать конструктором автомобилей и уехать на работу в Америку. В 13 лет он соорудил небольшую коляску, на которой можно было съезжать вниз по улицам холмистого Киева. Это занятие, однако, было признано опасным для окружающих: коляску отобрали и сломали. Безмятежную жизнь Алексея нарушили социальные потрясения 1917-18. Отец покончил жизнь самоубийством.С. записался в 1919 рядовым в армию генерала Врангеля. В январе 1920 эмигрировал в Париж, где жила его родная тетя. Поступил в Лозаннский университет в Швейцарии, затем учился в Школе искусств и ремесел в Брюсселе, которую не окончил из-за нехватки средств. Пришлось искать работу. Первая должность С. была весьма скромной младший чертежник бельгийской фирмы «Ван ден Плас», изготовлявшей автомобильные кузова для индивидуальных богатых заказчиков. Когда же выяснилось, что С. свободно владеет не только французским, но также английским и немецким языками, не говоря уже о редком для этих мест, но необходимом русском, его сделали переводчиком. Вскоре творческие способности С. были замечены руководством фирмы. Ему был предоставлен комфортабельный кабинет, в котором он мог создавать эскизы автомобильных кузовов. Кроме того, была удовлетворена его просьба отдавать свободное время испытанию собранных фирмой автомобилей. Элегантно одетый С. стал появляться по уик-эндам в самых фешенебельных районах Брюсселя, каждый раз на новом роскошном автомобиле; это льстило его самолюбию. 27.12.1924 владелец фирмы Антуан Ван ден Плас назначил 23-летнего С. художественным директором, приобщив его тем самым к брюссельской элите. Поскольку фирма «Ван ден Плас» работала совместно с автомобильными компаниями «Минерва», «Металлуржик» и «Империя», ее кузова устанавливались на шасси автомобилей этих известных марок. На шасси «Минерва» были установлены кузова, сконструированные С.: типа «конвертибл» для индийского магараджи, фаэтон - для бельгийского принца. Для Адриана Конан Дойля (сына создателя эпопеи о Шерлоке Холмсе) кузов С. был поставлен на английский «Роллз-Ройс». До 1929 кузова, созданные С., использовались автомобильными фирмами «Панар-Левассор», «ФИАТ», «Эксцельсиор», «Испано-Сюиза», «Мерседес-Бенц», «Изотта Фраскини», «Бентли», «Вуазен», «Кадиллак», «Бьюик», «Греф унд Штифт», «Пух», «Статс» и «Паккард». С. стал «звездой первой величины» среди дизайнеров автомобиля, бессменным победителем конкурса автомобильных кузовов «Гран-при Монте-Карло». Удостоенные этого приза кузова С.в 1926 и 1927 стояли на автомобилях «Минерва», в 1928-на «Роллз-Ройсе», в 1929-на «Паккарде». Тем не менее С. не покидала мечта уехать в Америку - самую автомобильную державу в мире. Но ему не хотелось быть рядовым эмигрантом, ищущим работу в чужой стране. Поэтому он решил заранее подготовить стартовую базу - стал посылать в нью-йоркский журнал «Autobody» («Автомобильный кузов») свои статьи с многочисленными фотографиями принадлежавших ему дизайнерских решений. В результате в 1928 он получил два приглашения из Детройта. Первое из них было от «Дженерал Моторс», которое предусматривало лишь 6-месячное пребывание С. в США: это его не устраивало. Он принял второе приглашение от фирмы «Хейз Води К°» сроком на два года. Находящаяся в городе Гренд Репидс компания утвердила его в должности художественного директора; контракт был заключен 22.10.1928. В течение всего предшествующего периода С. разрабатывал конструкции кузовов исключительно для автомобилей высшего класса, В 1930 дизайнер решил обратиться и к автомобилям массового производства. Сначала он проектировал кузова для американской фирмы «Мармон», затем - «Пирлес». Кроме того, С. явился первым в Америке стилистом «компактных» автомобилей, создав кузов для маленького автомобиля «Америкой Остин», который позже был переименован в «Бантам» - прототип будущих автомобилей типа «джип». В 1930 С. вновь выиграл «Гран-при МонтеКарло» за представленный на выставке 8-цилиндровый переднеприводной роскошный американский автомобиль «Корд» (он был самым низким и широким из числа представленных моделей). С, создавал кузова и для автомобилей других фирм - «Оберн», «Паккард», «Виллис», «Континентал», «Студебекер», «Уайт». С ним консультировались «Дженерал Моторс» и «Форд Мотор К»«. В 1933 он сконструировал обтекаемый кузов для автомобиля фирмы «Наш». В 1937 С. получил американское гражданство. В течение двух последних лет 2-й мировой войны служил в американской армии. Демобилизовался в чине полковника. В 1961 С. поселился в Атланте: конструировал кузова для грузовиков, автобусов, участвовал в дизайне самолетов, но легковые автомобили всегда были более близки его сердцу.