Отношение большевиков к РПЦ. Часть третья



Автор: BR doc
Дата: 2013-11-23 16:53
Письмо Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) с предложениями о мероприятиях по изъятию церковных ценностей, принято Политбюро № 23-22 

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “о деятельности духовенства в связи с изъятием ценностей из церквей”. Из протокола заседания Политбюро № 115, п. 12
от 22 марта 1922 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

12. — О деятельности духовенства в связи с изъятием ценностей из церквей. (т. Уншлихт).

а) Принять предложение т. Троцкого с поправкой т. Молотова.
б) Поручить наблюдение за проведением этого постановления, окончательное установление сроков и пр. Центральной Комиссии по изъятию ценностей.

 СЕКРЕТАРЬ ЦК 

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 267, л. 14. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на листе нелинованной бумаги. В колонке “Постановили” п. а) сформулирован: “Принять следующее предложение т. Троцкого с поправкой т. Молотова (списать)”. Слева внизу запись о рассылке: “Троцкому, Калинину, Сапронову, Уншлихту, Красикову, Цюрупе”. Л. 1: “Присутствовали: члены Политбюро т.т. Каменев, Сталин, Калинин. Зампредсто т. Цюрупа, Рыков”.

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “об изъятии ценностей из церквей”. Из протокола заседания Политбюро № 116, п. 17 
от 23 марта 1922 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

17. — Об изъятии ценностей из церквей. (предл[ожения] т. Троцкого). Утвердить.

 СЕКРЕТАРЬ ЦК. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. т. т. ЛЕНИНУ, СТАЛИНУ, КАМЕНЕВУ, ЗИНОВЬЕВУ, МОЛОТОВУ. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Ассигновать немедленно миллион рублей в счет изъятых церковных ценностей для получения хлеба для голодающих. Широко оповестить об этом как о первом ассигновании.
...
4. Ассиг[н]овать 10 миллиардов советскими деньгами на расходы по изъятию.

Л. ТРОЦКИЙ.

Письмо В. И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви
19 марта 1922 г.


СТРОГО СЕКРЕТНО.

Товарищу Молотову. Для членов Политбюро.

 Просьба ни в каком случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе. Ленин. По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас-же твердое решение в связи с общим планом борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20-го марта, то поэтому изложу свои соображения письменно. Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно Роста переслало в газеты не для печати, а именно, сообщение о подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.  Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно из проявлений и применений этого общего плана. Я думаю, что здесь наш противник делает громадную стратегическую ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас, именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обезпечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и безпощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обезпечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что-бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обезпечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обезпечил-бы нам нейтрализирование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне. Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели, пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже черезчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена нам полностью. Кроме того главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов заграницей, т.е. эс-эрам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и безпощадностью подавление реакционного духовенства. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и безпощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю себе следующим образом: Официально выступить с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин,— никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий. Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий, не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает). В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем несколько), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал, как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро дает детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как разстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.  Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского и Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно. На Съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала . На этом совещании провести секретное решение Съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с безпощадной решительностью, безусловно ни перед чем не оста[на]вливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше[.] Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на Съезде, т. е. на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина без всякой публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение ей всех операций было обезпечено и проводилось не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых лаврах, монастырях и церквах. 

Ленин. 19.III.22.

ВЕДОМОСТЬ количества собранных церковных ценностей по 1-е Ноября 1922 г.

I. По телеграфным сведениям местных Комиссий по изъятию ц[ерковных] ц[енностей] изъято:

Золота 33 п. 32 ф.
Серебра 23.997 п. 23 ф.
Бриллиантов 35.670 шт.
Пр[очие] др[агоценные] камни 71.762 шт.
Жемчуга 14 п. 32 ф.
Золотой монеты 3.115 руб.
Серебрян! ой] монеты 19.155 руб.
Различ[ных] драгоценных] вещей 52 п. 30 ф.

II. Из указанного количества поступило в Гохран:

Золота 18 п. 16 ф.
Серебра 18.567 п.
Жемчуга 1 п. 25 ф.
Монеты золотой 3.115 руб.
[Монеты] сереб[ряной] 19.155 руб.
Бриллиантов 5.209 кар.
Розы 1.712 кар.
Цветн[ых] камней 13.403 кар.
Пр[очих] различн[ых] вещей 2.732 шт.
Ну и впридачу еще,например: хороший урожай картофеля в 1921 году в центральных губерниях России большевики не позволили использовать для помощи голодающим, а по принудительной разнарядке направили его на переработку в питьевой спирт (1 млн. ведер) для вывоза за границу по линии Внешторга ( ГАРФ, ф. р-6765, оп. 1, д. 3, л. 97.)

Сборник документов АРХИВЫ КРЕМЛЯ. ПОЛИТБЮРО И ЦЕРКОВЬ 
1922-1925 гг.

Православная церковь в военное и послевоенное время. Документы из архива Молотова.

Из 9829 церквей, действовавших на территории СССР в 1943 году, около 6500 было открыто немцами на оккупированной территории.

Секретно
 СОВНАРКОМ СОЮЗА ССР товарищу В.М.МОЛОТОВУ 
 В западных областях Украины и Белоруссии, а также в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР колокольный звон в церквах, не прекращавшийся до войны, производится и в настоящее время. На территории ряда областей, подвергавшихся временной немецкой оккупации, как, например, в некоторых областях Украины, атакже в Курской, Брянской и Ленинградской областях, колокольный звон, возобновившийся в период оккупации, также производится и в настоящее время. По всей же остальной территории Союза колокольный звон в церквах не производится и прекращен в разное время, примерно в период с 1927 по 1937 гг. В Совет поступают заявления от групп верующих православных приходов, главным образом, из областей, граничащих с территорией, подвергавшейся оккупации, с просьбой разрешить колокольный звон в церквах. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР находит возможным разрешить повсеместно колокольный звон в церквах. Председатель Совета по делам Русской православной церкви 
при СНК СССР (Карпов)
10 января 1945 г. ;

 СПРАВКА 
1) На октябрь месяц 1943 года ко дню образования Совета по делам Русской православной церкви действующих православных церквей на территории Союза было 9829.
Из них открыто немцами в период временной оккупации нашей территории примерно 6500 церквей.
2) За 1944-45 гг. по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных).
По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край) исполкомов Советом открыто за 1944-45 год 529 церквей.
Из них:
за 1944 год — 208 церквей в 48 областях, краях и республиках;
за 10 месяцев 1945 года — 321 церковь в 64 областях, краях и республиках.
3) За тот же период времени отклонено ходатайств верующих об открытии церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство.
Таким образом,удовлетворено за 1944-45 гг. 9,8% всех рассмотренных ходатайств.
4) На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10358.
Из них: в Украинской ССР—6073
в РСФСР — 2606
в Белорусской ССР — 633
в Молдавской ССР — 615
в Литовской, Латвийской
и Эстонской ССР — 343
в остальных союзных республиках — 88 Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно.
Самое большое количество находится в районах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в период 1941-1943 гг. имело место массовое открытие церквей.
Винницкая область — 822 церкви Киевская «» — 604 «» Ровенская «» — 438 «» Черниговская«» —410 «» Полтавская «» — 347 «» и т. д.
В ряде республик и областей количество действующих церквей незначительно. Например:
Горьковская область — 24 церкви
Тамбовская «» —17 «»
Архангельская «» —13 «»
Астраханская «» — 11 «»
Удмуртская АССР «» — 16 «»
и т. д.
Есть области и края, где действующих церквей всего имеется от одной до пяти (Приморский и
Хабаровский края, Марийская и Мордовская АССР, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская,
Саратовская, Томская и Читинская области).
Внутри республик, краев и областей церкви также размещены неравномерно. Так, например:
в 14 районах Московской области нет церквей, в то же время в одном Раменском районе имеется 14 церквей.
в Ярославской области в трех районах нет церквей, тогда как в одном Некрасовском районе имеется 16 церквей.
5) Недействующих церквей, по неполным данным, в Союзе учтено 16.797, из них занято для хозяйственных и культурных надобностей 13.844 и непереоборудованных и незанятых — 2953 здания.
 6) Наиболее настойчивые ходатайства об открытии церквей исходят от групп верующих тех мест, где сохранившиеся церковные здания ничем не заняты и имеют оборудование и утварь. Количество подписей верующих на заявлениях в отдельных случаях достигает до двух тысяч с лишним. Преобладающее большинство заявлений поступает из Центральной части РСФСР. Так, например: 
Ивановская область — 600 заявлений
Московская «» — 400 «»
Горьковская «» — 350 «»
Рязанская «» — 300 «»
Калининская «» — 250 «»
Ярославская «» — 150 «»
 Ставя вопрос об открытии церквей, верующие настойчиво добиваются удовлетворения их ходатайств, неоднократно пишут повторные заявления правительству, в Совет, в Синод, в местные советские органы, посылают уполномоченных в областные, республиканские центры и в Москву. В Совет почти ежедневно прибывают представители верующих не только из Московской области, но и из ряда других более отдаленных областей. В личных беседах с членами Совета они ссылаются на Конституцию, на дальность расстояния до действующих церквей, на факты открытия церквей в других районах. В районах, где нет действующих церквей или где их недостаточно, имеет довольно большое распространение совершение религиозных служб и обрядов вне церкви незарегистрированными священниками, а иногда и лицами, не принадлежащими к духовенству. В ряде мест такие службы носят массовый характер. 
 7) 21 августа 1945 г. Совет представил на имя товарища И. В. Сталина и на имя товарища В.М.Молотова докладную записку за № 197 с/с о состоянии Русской православной церкви и свои предложения. Согласно предложениям Совета Совнарком Союза ССР принял Постановление за № 2137-546С от 22 августа 1945 г., пункт первый которого сформулирован следующим образом: «Дополнить Постановление СНК СССР от 1 декабря 1944 г. № 1643-486С православных церквах и молитвенных домах» следующим пунктом: Установить, что в тех случаях, когда значительная группа верующих возбуждает ходатайство об открытии церкви в церковном здании, сохранившем церковный вид и церковную утварь, ничем не занятом и не закрывавшемся постановлением советских органов, — такое ходатайство подлежит удовлетворению, независимо от количества действующих церквей в городе или районе». Согласно этому положению может быть открыто около 3000 церковных зданий, но в Совет не поступало еще с мест заключений в соответствии с данным постановлением. 
 8 ) Представляя сейчас на одобрение Совнаркома СССР проект распоряжения об открытии 114 церквей и 8 молитвенных домов в 41 областях, краях и республиках — Совет рассмотрел заключения обл (край) исполкомов и СНК республик, представленные за последние 3 месяца. Приложение: Данные о действующих церквах и областям и республикам. 

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР

(Карпов)

«31» Х 1945г. ;

Секретно

Совнарком Союза ССР товарищу

В.М.Молотову

 По представлению Совета по делам Русской православной церкви Совнарком Союза ССР Постановлением за № 2137-546с от 22 августа с. г. постановил: «Предложить совнаркомам республик, обл (край) исполкомам не препятствовать церковным общинам производить колокольный церковный звон в городах и селах...» Тогда же Совет уведомил об этом патриарха, и во многих городах и районах колокольный звон восстановлен. Совет имел в виду, что в такой постановке вопрос разрешается в том числе и для Москвы, но председатель Моссовета тов. Попов, считая нежелательным производство колокольного звона в церквах гор. Москвы, просил выяснить, распространяется ли Постановление Совнаркома СССР и на город Москву. В субботу 29 декабря на территории быв. Новодевичьего монастыря состоится освящение институтской и приходской Успенской церкви и открытие Богословского института в помещениях, переданных Патриархии распоряжением СНК СССР № 10242-рс от 5.VII с.г. Патриарх Алексий и дирекция института просят разрешить при освящении храма производить колокольный звон. В других храмах Москвы, в частности в патриаршем соборе, имеется в виду начать колокольный звон несколько позднее. Совет не видит причины к отказу и, руководствуясь Постановлением Совнаркома от 22 августа с. г., полагает возможным дать разрешение. 

Прошу Ваших указаний.

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР
(Карпов)

«26» декабря 1945 г.
г. Москва.

Р.С.Ф.С.Р. Московский уездный совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мая 4 дня 1922 г. №1725 Председателю Владыкинского церковного совета Извещение Московская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей во исполнение постановления ВЦИК рабочих и крестьянских депутатов в настоящем извещает Вас, что…дня…мес.с.г. в… час. утра состоится изъятие установленных законом ценностей Вашего храма и вменяется вам в обязанность присутствовать при изъятии ценностей и приготовить в распоряжение Уполномоченного Комиссии необходимые описи церковного имущества. Отсутствие Ваше будет рассматриваться как уклонение от исполнения законных распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства и караться по всей строгости закона. Председатель Колотов Секретарь

Изъятие церковных ценностей в 1922 году. Старообрядческие церкви

 

Из церкви Старообрядческой Троицко-Сергиевской (зачёркнуто в документе) общины в правом верхнем углу закорючка, похожая на указание, что храм в Козловской волости, но не факт... Опись места....№1 наименование № по описи....1 название предмета.......Крест серебряный позолоченный Количество......1 Точный вес......приблизительно сорок восемь золотников Примечание.....Крест оставлен ввиду того, что в указанной общине таковой имеется только один, который нобходим для произв<едени>я обрядов Уп. рай. ком подпись А<неразборчиво> вес - пуд - фун - 48 зол - дол 28 апреля 1922 года Уполномоченный районной комиссии Авд<неразборчиво> остальных подписей нет ЦГАМО ф.744 оп.1 д.157 л.1

 

Троцкий, когда во время кампании по изъятию церковных ценностей выяснилось, что никаких огромных богатств на сотни миллионов или миллиардов, как думал Ленин, награбить не получится, сделал "вывод", что основные ценности "уплыли заграницу" во время гражданской войны. Ага, конечно. Только интересно - как? Крики "держи вора" - это в репертуаре коммуняк. ведь они прекрасно знали, что сами же и занимались конфискацией ценностей почти сразу после прихода к власти. Примеров в исторической литературе приводилось множество, а вот - лучше один раз увидеть - протокол изъятия ценностей из Николо-Перервинского монастыря в Московском уезде. Около 1 кг золота (это немало даже для монастыря Московской губернии) ЧК скоммуниздило ещё в 1918 году. ЦГАМО Ф. 66. Оп. 18. Д. 2946.

 

Из донесения Татарского отдела ОГПУ в Информотдел ОГПУ 18 июня 1929 г. о настроениях населения в связи с закрытием церквей.

(о волнении в связи с закрытием Георгиевской церкви, собралась толпа в 100-150 человек). «Особенно проявила недовольство Мещерякова, которая говорила: «Советская власть издевается над православными, мы коммунистов не заставляем ходить в церковь и мы сами содержим ее, а поэтому коммунисты не должны касаться церкви», и стала вести агитацию за собирание подписей против закрытия церкви, составила заявление и приступила к сбору подписей. Первой на заявлении подписалась гр-ка Брыгина, торгующая папиросами в киоске, с комментариями - «Пусть советская власть закрывает казенки, которые только развращают народ, а не церкви, от которых никакого разврата нет». Другая женщина (фамилия не установлена) горячо выступила против закрытия церкви, призывала массу к недопущению закрытия – «Ни в коем случае не надо давать закрывать церковь, они нас лишили хлеба. И еще хотят, негодяи, лишить православных церкви, если кого будут арестовывать, то не надо выдавать, пускай арестовывают всех и вместе с детьми, лучше пускай нас расстреляют, - это нам будет легче»; старик по имени Алексей, проживающий по Вознесенской ул. д. 83, кв. 11, агитировал - "Эти сволочи коммунисты хотят остатки выпить крови из православных, большевики - грабители, в корень разорили Россию, и жизнь стала невмоготу, советская власть притесняет православных, отбирает церкви, а татар боится и поэтому не прикрывает у них мечети". Торговка на Вознесенском базаре по имени Маша ругала Советскую власть и коммунистов – «от большевиков погибла вся Россия, хлеб продали коммунисты, а теперь приходится сидеть без хлеба…» Призывала массу организоваться и не давать закрывать церковь, рекомендовала писать заявления в Горсовет, а обращалась к собравшимся, призывала их к выявлению лиц, ведущих агитацию за прикрытие церкви, прося толпу избивать их. Неизвестный гражданин пытался задержать одну женщину за агитацию, но получил сопротивление, на него набросились с кулаками, и он едва мог выбраться из толпы, хотя и был вооружен револьвером.» … ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 528.Л. 195, 196.