Взаимодействие в Красной Армии



Автор: BR doc
Дата: 2013-11-26 17:18
ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ

по прямому проводу верховного Главнокомандующего
и начальника Генерального штаба с командующим войсками
и членом военного совета Ленинградского фронта


4 сентября 1941 г.

У аппарата Ворошилов, Жданов.

У аппарата Сталин, Шапошников. Здравствуйте.

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. Здравствуйте, Товарищ Сталин и товарищ Шапошников.

СТАЛИН. Я бы хотел, чтобы больше никого не было у аппарата, кроме вас.

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. У аппарата, кроме нас и двух телеграфистов, никого нет.

СТАЛИН. 1. Нам не внушает доверия ваш начальник штаба как в военном, так и в политическом отношении. Найдите ему сегодня же замену и направьте его в наше распоряжение [1].

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. Есть, будет сегодня же в точности выполнено.

СТАЛИН. 2. В Тихвине стоят две авиадивизии — 39-я и 2-я, обе они находятся в вашем распоряжении, но они не получают от вас заданий. В чем дело, неужели вы не нуждаетесь в авиации?

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. Для нас это неожиданная и приятная новость. Сегодня нам начальник штаба ВВС фронта доложил, что Тихвинский аэродром маршалом Куликом забронирован для каких-то специальных целей и наши фронтовые авиачасти получили приказание от Кулика оттуда убраться. Нас никто не информировал об авиадивизиях в Тихвине, предназначенных нашему фронту. Сегодня же будут отданы [соответствующие распоряжения].

СТАЛИН. Вы нас не поняли. Обе эти авиадивизии являются вашими старыми дивизиями. Ваш фронт просто не знает или забыл об их существовании. Это характеризует бывшего командующего Северным фронтом, а ныне начальника штаба Ленинградского фронта, а также командующего ВВС Ленинградского фронта. Вы просто не знаете или не знали, а теперь от нас узнаете, что в районе Тихвина, а не в самом Тнхвине сидят ваши две дивизии, которые до сих пор не получали заданий. Кулик нашел эти дивизии. Вот как обстоит дело.

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. Нет, мы не забыли о существовании этих дивизий, но эти дивизии получали и получают задания от начальника воздушных сил [2], но только нелетная погода последних двух дней мешала использовать эти дивизии. Кулик потребовал от этих дивизий перебазироваться в другое место. Все.

СТАЛИН. Одно из двух — либо эти дивизии представляют для вас приятную неожиданность, либо они давно известны вам были. Что-нибудь одно из двух. В чьих руках теперь станция Мга?

ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ. Повторяем о том, что в районе Тихвина располагаются наши авиачасти. Мы знаем, но сегодня наши летчики жааовапись на то, что снаряженные нам пять авиаполков до сих пор не прибыли из центра, вот почему мы и сочли, что речь идет о новых авиачастях. Станция Мга полностью еще не очищена, юго-восточная часть станции занимается противником. Товарищ Станин, мы очень просим ускорить посылку нам намеченных авиаполков. Противник за последнее время еще больше усилил свои авиационные действия против наших наземных войск. Наша истребительная авиация в целом действует хорошо, бомбардировочная ввиду низкой облачности за последние дни лишена возможности, хотя целей для ее действий очень много. Сегодня утром противник налетел на Дубровский аэродром крупными силами бомбардировщиков. Наши зенитки встретили противника организованным огнем и сбили пятнадцать [самолетов].  

СТАЛИН. Вы это сообщите нам в особом донесении. Никаких новых авиаполков Ставка не предназначала для Ленинградского фронта. Все, что было вам назначено, вы уже получили. Неверно, что при облачности бомбардировщики не могут летать, «Илы» тоже бомбардировщики, они не боятся облачности, так как они могут летать на высоте 150 метров, а то и ниже. Как бы то ни было — это факт, что, несмотря на облачность, сегодня авиация из Тихвина по заданию Кулика успешно бомбардировала немцев южнее станции Мга. Потрясите хорошенько вашего Новикова, и тогда он найдет средство для бомбежки при облачности. Все. До свидания.

ЦАМО РФ. Ф. 14Ха. On. 3763. Д.7Н. Л. 42—46. Копим сверена с телеграфной лентой.

1. Речь идет о генерал-лейтенанте М. М. Попове — бывшем командующем войсками Северного фронта.
2. Видимо, речь вдет о командующем ВВС Ленинградского фронта.

 
ДИРЕКТИВА

Ставки ВГК № 002206 командующему войсками Ленинградского
фронта о перемещениях в командном составе
[1]

Копия: начальнику управления кадров Краспой Армии,
заместителю Народного комиссара обороны.

21 сентября 1941 г.

 1. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила назначения: Командующим 42-й армией — Героя Советского Союза генерал-майора Федюнинского И. И. Членом Военного совета 42-й армии — корпусного комиссара Клементьева H. H.  Заместителем командующего Ленинградским фронтом по тылу — генерал-майора интендантской службы Лагунова Ф. Н. Фронтовым интендантом — бригадного интенданта Новоселова П.И.  
Командиром 10 сд — генерал-майора Духанова М.П.
2. Командира 10 сд генерал-майора Фадеева за пьянство и разложение дивизии от должности отстранить, арестовать и предать суду Военного трибунала.  
3. Генерал-лейтенанта Мордвинова как несоответствующего занимаемой должности и неспособного обеспечить работу управления тыла фронта от должности освободить и зачислить в распоряжение Военсовета фронта.  
4. Командующего 42-й армией генерал-лейтенанта Ф. С. Иванова как неспособного руководить армией с должности снять и зачислить в распоряжение Военного совета фронта.  
5. Члена Военного совета 42-й армии бригадного комиссара Курочкина как неспособного обеспечить руководство боевыми действиями армии с должности снять и зачислить в распоряжение Военного Совета фронта. По поручению Ставки Верховного Главнокомандования Начальник Генерального штаба Б. ШАПОШНИКОВ.  

ЦАМО РФ. Ф. 48а. Он 3408. Д. 4. Л. 242. Подлинник.

 ДОНЕСЕНИЕ

генерал-полковника артиллерии Н. Н. Воронова в Ставку ВГК
о недостатках в организации наступления
24 октября 1941 г.

Наступление на Ленинградском фронте было подготовлено вполне удовлетворительно, всю перегруппировку удалось выполнить без особых препятствий со стороны противника. Артиллерийская подготовка и сопровождение наступления удались хорошо, противник от внезапного огневого удара понес потери. Наступление пришлось начать без танков и без крупной поддержки авиации, последнее из-за погоды. Авиация противника до 24 октября бездействовала по тем же причинам. Несмотря на большую предварительную работу по звеньям, пехота слабо подготовлена к наступательным действиям с форсированием такой водной преграды и трудной местности для наступления. Особенно сказывается слабая подготовка общевойсковых (пехотных) командиров. Некоторые из них, кроме того, проявили явную трусость и паникерство. Командованием фронта были приняты решительные меры. Под большим нажимом осуществляется взаимодействие пехоты с артиллерией. Артиллеристы вынуждены диктовать и навязываться, так как по-прежнему забывают использовать артиллерийские средства полностью, забывают ставить задачи и не ставят их из-за слабого знания противника и его огневых средств. Последнее — в результате плохой разведки. Пехоту трудно поднять в атаку, и это не умеют делать наши пехотные командиры. В орудиях и минометах нужды нет, [но] снаряды и мины приходится расходовать экономно. Настроение у большинства начсостава и бойцов бодрое и уверенное. Помогаю здесь по всем вопросам, прилагаю все усилия как можно скорее и надежнее выполнить поставленную задачу. Для лучшего применения артиллерии, лучшего ее взаимодействия с другими родами войск прошу подписать представленный вам мною проект приказа о возложении обязанностей заместителей общевойсковых командиров на начартов фронтов, армий, корпусов, дивизий и бригад. Власть и права принесут громадную пользу.  

Генерал-полковник артиллерии ВОРОНОВ

ЦАМО РФ. Ф. 217. On. 1227. Д. 29. Л. 204—205.


Доклад командира 41-й танковой дивизии помощнику командующего Юго-Западным фронтом по танковым войскам о боевых действиях 41-й танковой дивизии с 22 июня по 11 июля 1941 г.

СЕКРЕТНО

Помощнику командующего Юго-Западным фронтом
генерал-майору танковых войск
Вольскому.

22.6.41 г. в час бандитского нападения германских фашистов 41-я танковая дивизия, расположенная в 5-6 км от границы (западная окраина Владимир-Волынский), подверглась сильному артиллерийскому нападению, но несмотря на сильный огонь по району расположения и большие жертвы, дивизия в течение полутора часов отмобилизовалась и к 14.00 22.6.41 г. вышла в район сосредоточения, назначенный мобилизационным планом, в лес севернее Тужиск, совершив 50-55-километровый марш по лесным и болотистым дорогам. Указаний от командира 22-го механизированного корпуса в течение 4-5 дней дивизия не получала, хотя последний знал место сосредоточения дивизии. Руководили дивизией командующий 5-й армией и командир 15-го стрелкового корпуса.

Состав дивизии с выходом в район сосредоточения

Мотострелковый полк, расположенный в Любомль, приказом командующего 5-й армией с 4.00 22.6.41г. в полном составе передан 45-й стрелковой дивизии. Артиллерийский полк, укомплектованный шестнадцатью 122-152-мм орудиями, не имел ни одного трактора. 31 [танк] «КВ» с морскими башнями, вооруженные 152-мм пушками, не имел ни одного снаряда. Зенитный дивизион вышел, как был укомплектован, в составе четырех орудий до 21.6.41 г., снарядов также не имел. Колесного парка недоставало около 700 машин, которые до сего времени не получены из народного хозяйства. 81-й танковый полк (командир полка майор Королев) имел 100 % танков (из них 16 [танков] «КВ», остальные «Т-26») и 6 тракторов. 82-й танковый полк (командир полка майор Суин) имел 86-90% танков (из них 15 [танков] «КВ», остальные «Т-26») и 6 тракторов. Водительский состав танков «КВ» еще не был подготовлен, так как танки получены за 7-8 дней до начала войны. 15 танков «КВ», прибывшие перед началом войны, [оказались] с большими неисправностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители). Один танк «КВ» в боях имеет пять пробоин от ротного противотанкового ружья, глубина пробоин 50-52 мм. Итого танков в дивизии к началу боевых действий без запасных частей было выведено: «Т-26» – 312, «КВ» – 31...

Марши и техника восстановления

Материальная часть дивизии, включая все виды обеспечения боевых действий, в период с 26.6 по 7.7.41 г. прошла 900-1000 км, не имея запасных частей и переходящих моторов, что в основном и вывело ее из строя. Отсутствие тракторов усугубляло восстановление неисправных машин. Разность скоростей («КВ» – 3-4 км, «Т-26» – 12-15 км) и несоответствие района действий для тяжелых танков (р. Стоход) подорвали их работу, так как во всех районах севернее и северо-восточнее Ковеля нет ни одного моста, способного выдержать 60 тонн, а отыскание обходов и бродов увеличило не менее как на 30-40% их общий пройденный путь...

Командир 41-й танковой дивизии
полковник ПАВЛОВ

25.7.41 г.

ЦАМО Ф. 229, оп. 3780сс, д. 1, лл. 235-240.