Перегибы при коллективизации



Автор: BR doc
Дата: 2013-11-21 01:30
Директива ОГПУ всем ПП ОГПУ о принятии мер по ликвидации перегибов в раскулачивании  марта 1930 г. Совершенно секретно. 

№ 327316

Меморандум

 Местные органы ГПУ допускают возмутительные случаи преступной халатности при формировании эшелонов высылаемых. Из Архангельска и Урала поступают донесения о безобразном состоянии некоторых прибывших эшелонов. В прибывшем 8 февраля из Майкопа (СКК) эшелоне № 6 все высланные приехали в летнем платье, большинство босиком, среди ссыльных есть бедняки, в результате пришлось высланных устраивать на жилье в Соликамске и принимать меры снабжения теплой одеждой для дальнейшего продвижения, что срывает планы бесперебойного расселения. В прибывшем на север эшелоне, формировавшемся в Аткарском окр. — № 401 (Нижняя Волга) в числе выселяемых 190 чел. свыше 70 лет, во всем эшелоне трудоспособных мужчин всего 211 чел., имеются факты прибытия отцов с детьми, матери остались на месте. Из г. Петровска выслано немало вдов с тремя и пяти малолетними детьми и одних стариков, трудоспособные члены остались на месте. Много семей прибыло без продуктов и вещей, заявляя, что их взяли путем вызова на два дня на комиссию и брать с собой ничего не велели или предлагали брать продукты только на два дня, большое количество семей прибыло без денег, при отправке не разрешили брать с собой денег, имевшиеся отбирали. Прибывший на север эшелон № 501 ([из] Средней Волги) помимо самого безобразного формирования пошел недогрузом восемь вагонов, в момент погрузки производилась перегруппировка высылаемых, часть, как неправильно высылаемая, заменялась частично добровольцами, в результате в Вологду прибыл багаж, владельцы коего остались на месте, комендант эшелона уже в пути получил ряд телеграмм о возвращении багажа лиц, снятых непосредственно перед отправкой. Осмотр эшелона показал, что от 10 до 15 % имеют рваную одежду, рваные лапти и валенки, рассмотрение личных дел выселяемых показало, что эти лица имеют последнюю оценку хозяйства 500 — 700 руб., [с] обложением сельхозналогом [в] 1929/30 г. от 4,5 до 30 руб. Зафиксированы случаи выселения по признаку: теща занималась когда-то торговлей, глава семьи около трех лет был в рядах армии, но в начале революции торговал семечками, глава семьи — столяр, имеет членский билет профсоюза на руках. Обращаю внимание [на] столь безобразное и абсолютно недопустимое явление, приказываю: принять самые решительные меры к их прекращению. Еще раз подчеркиваю, что мероприятия выселения должны быть направлены против злостной кулацкой верхушки, отнюдь не подводя [под] эту категорию семьи из престарелых стариков, детей и женщин, не имеющих трудоспособных членов семьи. Обращаю внимание ПП Средне-Волжского края Бака, Нижне-Волжского Каширина и СКК Пиляра на отсутствие внимания, должного контроля и руководства работой местных органов. Виновных, допустивших подобное безобразное формирование — снять, исполнение донести. 

Мессинг

Евдокимов

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 840. Л. 109. Копия.

Материалы ОГПУ о перегибах и искривлениях в процессе коллективизации и раскулачивания. 7 марта 1930 г.

Председатель Мало-Помошнянского штаба при сельсовете Кононенко Григорий вызвал середняка и середнячку для сдачи посевматериала. После отказа последних он отвел их в отдельную комнату, где пытался вынудить середняка всунуть свой половой член в рот середнячки.

Член штаба бригады по сбору посевматериала в дер. Тимоновки Омельчук Илья в связи с отказом середнячки (40 лет) вывезти пшеницу направил ее в другой штаб с «препроводительной» следующего содержания: «Поведите ее в темный угол и там изнасилуйте».

Мало-Помошнянский штаб вызвал 28-летнего середняка, предложил ему немедленно дать подписку о выполнении плана посевкампании. Когда середняк отказался дать подписку, его заставили плясать под звуки струнного оркестра до обморочного состояния, после чего посадили в холодную комнату, продержав там 11/2 часа.

Этой же бригадой изнасилованы две кулачки, избит 65-летний старик, которого заставляли плясать, обливали водой, давали в зубы загаженную папиросу и т.п.

В Перчуновском штабе вся работа обставлена так, чтобы иметь возможность избивать крестьян без огласки. Когда 14 февраля население узнало об избиении одного бедняка, беднота прямо заявляла, что «расправится с такими представителями власти».

В с. Ново-Алексеевка бригада приказала 65-летнему старику, отказавшемуся от сдачи посевматериалов, развлекаться и снять сапоги, затем заставили маршировать по комнате минут 30 и стали бросать из стороны в сторону, пока старик не упал от изнеможения. Вслед за этим на старика положили ящик и всей бригадой сели на него, затем заставляли плясать и предложили выпить 40 рюмок вина. К 3-й рюмке подлили скипидару. Затем накинули на шею ремень и один из бригадников начал подвешивать его. Старик лишился сознания, а на следующий день бригада приказала ему молчать, а то хуже будет.

В с. Ново-Александровка секретарь ячейки ВЛКСМ Ерохин заставил середняка тянуть конец петли, накинутой ему на шею. Середняк задыхался, а секретарь издевался: «На воду, пей».

В с. Братовщине Долгоруковского района, в присутствии председателя сельсовета был раскулачен дьякон, у которого были забраны последние сапоги, а у жены его сняты теплые валенки.

В с. Калмык отчуждение кулацкого имущества производил милиционер при помощи двух хулиганов-лишенцев, отбывающих при сельсовете принудительные работы. У кулаков и середняков отбирались вещи дома и на улице, взимались взятки за оставление имущества и т. п.

В с. Курлак Щучьинского района на квартиру селькора газеты «Новая деревня», активиста-середняка, явились председатель сельсовета, уполномоченный РИКа и 3 члена сельсовета и заявили, что «имущество подлежит описи и изъятию, как кулацкое». В отсутствие селькора выгнали жену и полураздетых малолетних детей на улицу, описали и сложили вещи, заперли их в сундук, взяв с собой ключи.

В с. Пады Липецкого района во время раскулачивания у кулака с умалишенной дочери были сняты шуба и юбка, а ее в рубахе посадили в печь.

В с. Теткино Глушковского района при раскулачивании с больной жены кулака были сняты валенки и с кровати снята постилка, на которой она лежала.

В сл. Новоселовка были созданы ударные бригады из бедняков-активистов и комсомольцев. «Бригадники» входили в хаты кулаков, командовали: «Руки вверх», обыскивали и отбирали без разбора все имущество, самих же кулаков с семьями выгоняли на улицу. Выселенные ходят по селу, вызывая сочувствие среди населения.

В с. Бутырское группа молодежи в 30 человек во главе с секретарем ячейки ВЛКСМ явилась в дом середняка, забрала все вещи, избила жену середняка, заперла ее в комнату, прикарманила мелкие вещи.

В с. Пады Липецкого района во время раскулачивания середняка производящим раскулачивание были сняты у середняка новые валенки и одеты, а свои, старые валенки, оставлены.

В хут. Сергеевке член сельсовета, организовав группу комсомольцев и актива, вооружил ее охотничьими ружьями и начал проводить раскулачивание. Группой был арестован бедняк. Изъято имущество у другого бедняка. У многих граждан отобрано разного рода имущество, которое никуда не сдано. Группа называет себя «организацией бедняков».

В Дубровенском районе из 185 кулаков более половины раскулачены, причем у них забрано все, вплоть до мелких вещей, а сами они немедленно выселены на улицу. Одну кулачку выбросили на улицу с 8-летним сыном.

В Хотинском сельсовете Уланского района при раскулачивании кулака член ВКП(б), руководивший раскулачиванием, вынес на улицу и бросил в сани больного скарлатиной 4-летнего ребенка, а другой участник раскулачивания взял себе старый полушубок, которым были прикрыты больные дети.

В Ушачском районе председатель Ореховского колхоза, член партии и секретарь ячейки в пьяном виде зашли к кулаку и с оружием в руках потребовали предъявить документы. В этот же вечер председателем колхоза в присутствии секретаря ячейки, стоявшего с револьвером на страже, была изнасилована батрачка. После изнасилования батрачки они еще продолжали бесчинствовать в некоторых домах деревни.

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКРЕТНОЙ ЧАСТЬЮ ВИННИЦКОГО ОБКОМА КП(б)У ЩЁТКИНА ПРОКУРОРУ ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕРНИНУ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФОВ НА СЕЛЯН.

22 марта 1932 г.
Совершенно секретно
 
1) Бедняк села Иришки Денисюк Семен, вступивший в колхоз, выполнивший хлебозаготовку и прочее, был оштрафован в один день четыре раза за то, что ответил бригадирам, что у него недостает семян. По этому поводу Денисюк рассказывает: "Ко мне пришел уполномоченный сельсовета Гуцалюк и спросил, есть ли семена, я ответил, что немного не хватает и на месте был оштрафован в десять рублей. Денег у меня не было, поэтому забрали две вещи. Я побежал, достал денег и уплатил десять рублей штрафа, но мне сказали, что уже надо платить второй раз. Я достал денег, уплатил вторично и мне предложили платить третий раз. Вечером я не мог достать денег, принес утром, и мне сказали, что необходимо платить четвертый раз. Я тогда заметил, что у меня кассы нет и больше платить не буду. Тогда у меня забрали муки 2 пуда 30 фунтов, ботинки и свиту" Оштрафованный бедняк Денисюк Трофим говорит: "Ко мне пришел уполномоченный сельсовета Гуцалюк и заявил: "Ты еще не прочистил семян, так неси три раза в день по десяти рублей". Я отказался платить, и у меня забрали две подушки, полотно, детское платье, и куда это исчезло я не знаю". 

 2) Был оштрафован член правления Производственного Товарищества села Малишевки Кравчук Андрей, который передает это так: "За то, что я не смог быстро ответить, сколько точно выполнена хлебозаготовка, уполномоченный РПК Адаменко и председатель сельского совета Макарчук оштрафовали меня 9 раз по десяти рублей. Я жалование не получаю и выходит, что на общественную работу должен еще доплачивать деньги". У бедняка Шевчука Дениса, выполнившего хлебозаготовку, встречный и добавочный планы, без всякой причины были забраны семена и вещи. У колхозника Рябчука Федора была взята мука, из которой председатель сельского совета Макарчук 4 пуда взял себе, а остальные между собой разделила бригада. У крестьянки Николайчук Марины- колхозницы был забран дамский сачек, который исчез неизвестно куда. У Кравчука Василия, выполнившего хлебозаготовку, были забраны все вещи, которые, однако, впоследствии были возвращены, причем не оказалось одной свиты. Эта свита была обнаружена при обыске у члена бригады Кравчука Федора. У колхозника Якубчука Василия без всякой описи предсельсовета забрал новый кожух и 5 аршин крестьянского полотна. Кожух продан сотруднику розыска Остапчуку, а полотно забрал председатель сельсекции РКИ Лебедич безвозмездно. У Николайчука Емельяна в числе забранных вещей было взято две лампы, десять фунтов сала, 3 курицы и 7 гусей, из которых три штуки съел уполномоченный РПК Адаменко. 

3) За несвоевременную очистку семян у бедняка Мельничука Романа и середняка Кравчука Захария было забрано имущество, а сами они избиты. Когда избитые Кравчук и Мельничук пошли жаловаться в район, бригада догнала их и раздевши голыми, потащила по снегу в сельсовет. 75-летний старик Макарчук Яким со старухой женой были выселены из хаты, после чего они поместились в курятнике. Когда узнала бригада, пришла и развалила курятник. Старики перешли жить в погреб, но и погреб был развален. Так как не было где деваться, поскольку крестьяне, боясь репрессий, боялись пускать к себе стариков, они валялись под забором во время сильных морозов, вследствие чего старуха умерла. Семья красноармейца Мельничука Тихона приютила выселенную старуху, за что были забраны вещи и хлеб. У Николайчука Михайла были забраны вещи только за то, что к нему в гости зашел его родственник зажиточный крестьянин Николайчук Петр, причем были забраны также ботинки, полученные Николайчуком в премию за выполнение хлебозаготовок. У крестьянина села Хижник Казимирчука председатель сельсовета Григорчук, член КП(б)У, отобрал каракулевую шапку, которую дал в подарок секретарю партячейки Адаменко, которому эта шапка нравилась. 

4) Предсельсовета Макарчук понуждал к половой связи жену Федорчука Харитона и за то, что последний пригрозил ему, привел Федорчука в верхушку села и раскулачил. Как результат изложенных действий "этих сельских властей" необходимо указать, что по данным сельсовета в селе Иришки из находящихся 222 дворов подверглись продаже 73, то есть 35%, причем, они определяются: зажиточных 34, середняков 23, бедняцких 7 и колхозников 9. Все это возбуждало возмущение колхозников и бедняцко-середняцких масс. Ежедневно возле сельсовета собирались толпы женщин, приходивших требовать возвращения незаконно изъятых вещей. Нарастало повстанческое движение. Из села бежало 53 человека... 

ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ ПОДПИСЬ ЩЁТКИН

Государственный архив Винницкой области ф.п.-136, оп.3, д.5, л.11-13 оригинал, машинопись.

Из сводки Леноблгорлита за апрель 1933 года. ЦГАЛИ СПб ф. 281, oп. 1, д. 43, л. 172.

<...> Задержан ряд журналов. "Звезда", № 2-3 задержан из-за помещенной в журнале поэмы Н. Заболоцкого "Торжество земледелия", крайне путаного в идеологическом отношении произведения, главный герой которого - "солдат", организующий колхоз, причем ликвидация кулачества в этом колхозе изображена в тонах, вызывающих не ненависть, а жалость к кулаку. Поэтому предложено переделать. <...>

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КАЛИНОВСКОГО РАЙОННОГО ОТДЕЛА ГПУ УССР ГРОМОВСКОГО СЕКРЕТАРЮ КАЛИНОВСКОГО РАЙКОМА КП(б)У ПРО ИСКРИВЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ РАБОТНИКАМИ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ
26 февраля 1933 г.

Совершенно секретно
Серия «К»

В данное время в камерах при Раймилиции Калиновского района содержится до 250 человек арестованных, из коих большинство осужденных и числящихся за судом. Камеры по своей емкости ни в коем случае не соответствуют такому количеству людей, поэтому в силу чрезмерной переполненности камер, среди задержанных бывают частые случаи заболеваний.Однако, не взирая на это, Калиновская Участковая прокуратура и Районный Суд продолжают увлекаться созданием массовых судов, что ни в коем случае не дает никакой эффективности в смысле предупреждения преступных и ненормальных явлений. Так, нездоровые явления в районе по своему размеру не уменьшаются, а продолжают существовать и углубляться. Это объясняется во первых, что Калиновская Участковая прокуратура и Районный Суд увлеклись созданием массовых судов, потеряли не только классовую линию, но и классовое чутье, и занимаются, по сути, штемпелеванием дел. Во-вторых, что самые лучшие колхозники ударники за небольшие проступки, а часто и не виновные получают от 6-ти до 8-ми лет лишения свободы.Так, в селе Антонополе несколько дней тому назад осуждены от 6 до 8-ми лет, по делу за отрез одной лошади языка, плохой уход за лошадьми и прочее, без учета конкретных фактов и доказательств, а только лишь потому, что вообще нужно было кого-нибудь судить.

1. ЛОМОНОСА Данила, 60 лет, середняка, лучшего колхозника, выработавшего в 1932 году 600 трудодней, за то, что будто бы по его недосмотру, как старшего конюха, кобыла сбросила безвременно жеребенка.
2. ПОЛИЩУКА Авраама Макаровича, 40 лет, бедняка, примерного колхозника, сын его в Красной армии, за то, что во время его дежурства к одной лошади был отрезан язык, виновность его не доказана.
3. СТАНКЕВИЧА Марцина, 50 лет, середняка, сторожа колхоза, за то, что, будучи болен в течении 3-х дней, не вышел на работу и поэтому обвинялся за отрезанный язык у лошади.
4.ПОБЕРЕЖНОГО Якова Денисьевича, 22 лет, батрака, конюха колхоза, без конкретных доказательств его виновности.

А то обстоятельство, что в колхозе бесхозяйственность, лошади стоят без соломы, сечка лошадям не дается и прочие ненормальности, допускаемые Правлением колхоза, обойдены Судом без внимания, ибо Суд и Прокурор не имеют времени в погоне за созданием массовых судов.Аналогичные факты отмечены также и в других селах.В с. Корделевке колхозника ГУЛЕВАТОГО Макара осуждено за то, что лошадь на дороге поскользнулась и сломала ногу на 7 лет лишения свободы.В селе Черепашенцах колхозника ПРОРОКА за то, что у него найдено до 7 пуд. хлеба без конкретных доказательств в краже осуждено на 8 лет.Колхозника-бригадира того же села ВЕРНОБИЦКОГО за падеж одной лошади и по недосмотру, на 5 лет. Таких примеров насчитывается в районе десятки. Ясно, что после такого подхода со стороны суда все колхозники могут разбежаться...

По существу изложенного проинформирован Секретарь РПК.
РАЙУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ГПУ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СПО
[подпись]
[подпись]
ГРОМОВСКИЙ
ГАННОВИЧ

Госархив Винницькой обл., ф.П-53, оп.1, д.311, л.57–59. Оригинал. Машинопись.