Эпоха большого наводнения



Автор: К.М. Александров
Дата: 2012-07-29 13:56

Мы живем в эпоху большого наводнения.Вода подступает медленно, но неотвратимо. Стремительный рост жертв многочисленных катастроф за последние годы производит потрясающее впечатление. Сами катастрофы — при всей разновременности и хаотичности — приобретают, как кажется, системные признаки. Заставляют искать мистическую связь между звеньями трагической цепи минувших событий. Вот они, прошедшие 12 лет в России.Самые громкие бедствия, происходившие практически каждый год, а иногда — и неоднократно в один и тот же год.

1. Подводный крейсер «Курск»: погиб 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Жертвы — 118 человек.
2. Ту-154М, рейс ДД 352 Екатеринбург — Иркутск — Владивосток: разбился при посадке в Иркутске 3 июля 2001 года. Жертвы — 144 человека, включая 6 детей.  
3. Общежитие Российского университета Дружбы народов в Москве: сгорело 24 ноября 2003 года. Жертвы — 43 человека.  
4. Аквапарк «Трансвааль» в Москве: обрушение крыши 14 февраля 2004 года. Жертвы — 28 человек.



5. Басманный рынок в Москве: обрушение крыши 23 февраля 2006 года. Жертвы — 66 человек.
6. Ту-154М, рейс 612 Анапа — Санкт-Петербург: разбился под Донецком 22 августа 2006 года. Жертвы — 170 человек, в том числе 45 детей.  
7. Шахта «Ульяновская» в Кемеровской области: взрыв метана 19 марта 2007 года. Жертвы — 110 человек.  
8. Боинг-737, рейс SU 281 Москва — Пермь: разбился при посадке в Перми 14 сентября 2008 года. Жертвы — 88 человек, включая 7 детей.  
9. Саяно-Шушенская ГЭС: авария 17 августа 2009 года. Жертвы — 75 человек.  
10. Клуб «Хромая лошадь» в Перми: сгорел 5 декабря 2009 года. Жертвы — 156 человек.  
11. Шахта «Распадская» в Кемеровской области: два взрыва метана 9 мая 2010 года. Жертвы — 91 человек.  
12. Москва и Московская область: избыточный рост смертности летом 2010 года. Количество жертв неизвестно.  
13. Экскурсионный дизель-электроход «Булгария»: затонул 10 июля 2011 года на Волге. Жертвы — 122 человека, включая 28 детей.  
14. Крымск Краснодарского края: наводнение 6–7 июля 2012 года. Жертвы — 172 человека (по официальным данным).

 

Итого при неполных подсчетах: 1384 человека. У многих из них должны были родиться дети, но теперь уже никогда не родятся. Из 14 катастроф 7 произошли летом. Добавим: по обнародованным на днях данным за минувший 2011 год в России случилось 200 тысяч автомобильных аварий, в которых погибли, страшно сказать, 28 тысяч (!) человек — население небольшого города. При всей справедливости суждений об изношенности технической инфраструктуры, послужившей первопричиной трагедии, всё-таки её главная причина, как правило, заключалась в так называемом человеческом факторе. Пожарный инспектор закрывал глаза на пожароопасное состояние клуба и обстановки. Чиновники не оповестили вовремя население об угрозе наводнения. Некий начальник посадил в кресло пилота неопытного стажера. Командир экипажа решил перелететь — а не облететь — грозовой фронт. И вкупе со всем этим — постоянные нарушения исполнителями правил, инструкций, эксплуатационных документов. Авось пронесет. Не проносит. Печально хочется сказать, что заговор против России существует. И в нем, как кажется, участвует практически всё население страны. Мы с таким упорством и последовательностью сами себя истребляем, что никакая сверхэффективная демографическая политика, кто бы её не проводил, нас не спасет. Последствия после каждой катастрофы наступают примерно одинаковые: соболезнования, траур, компенсации (скромные), обелиск (мемориал). И мучительная боль, с которой остаётся выжившие, а также друзья и родственники погибших. Утолить боль вряд ли возможно. Она навсегда. До конца жизни. От ощущения утраты не избавиться. Большое наводнение, о котором идет речь, называется чудовищное человеческое безразличие. К своей собственной жизни. И к жизни ближнего, не говоря уже о дальнем. В забавном и страшненьком по сути фильме Павла Лунгина один из персонажей в кульминационный момент приставил к шее ближнего пистолет. Повеселился немного. Потом между ними произошел такой короткий диалог: «Жить хочешь? — Ы-ы-ы…Ага. — А я что-то нет».Нам хочется сегодня жить?..Вопросы, на которые бы хотелось получить ответы читателей, следующие. Чем можно объяснить такое невероятное количество катастроф в начале XXI века? Если «лихие 1990-е» ассоциируются в массовом сознании с всеобщим развалом советского наследства, то в «тучные нулевые» гарантии безопасности должны были бы возрасти. Не возрастают. Человеческий фактор — что происходит с людьми, вдруг утратившими способность следить за безопасностью? Пожарный инспектор, игнорирующий пожарную опасность — это собирательный образ современника? Среди наших посетителей есть читатели, живущие в дальнем Зарубежье. А может быть ничего особенного, по сравнению с государствами разлагающегося Запада, в наших катастрофах нет?.. И наши, и их катастрофы вполне вписываются в местный политический колорит? Мы постоянно спорим о том, какой нам бы хотелось видеть Россию в соответствии со своим идеологическими пристрастиями. Но сейчас впору задаваться вопросом, сможет ли российское общество устроить свою жизнь так, чтобы в нём было безопасно жить. Или хотя бы свести жизненные риски к минимуму. Риторические вопросы: что для этого нужно сделать? Что можем сделать мы, сегодняшние? Однако решать их придется. В противном случае — как всегда неожиданно — на Россию вполне может обрушиться её собственная крыша. Огромная и безразмерная. Или — нас захлестнет волна очередного наводнения.

Кандидат исторических наук К.М. Александров