"Враги" в советском кино



Автор: В.Г. Хандорин
Дата: 2012-04-04 22:12

Вероятно, никто не будет спорить, что самым популярным видом искусства в СССР был кинематограф. И общественное сознание формировал не столько агитпроп (к 70-м годам изрядно всем поднадоевший) и даже не художественная литература (которую читало меньшинство, за исключением детективов), а именно кино и телевидение, которые в те годы смотрели все. И как бы сегодня ни относиться к советскому кинематографу, ряд фильмов в художественном отношении снимались на профессиональном уровне. А исторические ленты пользовались популярностью, и наиболее многочисленны среди них были картины о Гражданской и Второй мировой войнах. И вот что характерно: если образы немецких нацистов в кино практически не отличались от трактовки официальной пропаганды, то образы белогвардейцев в позднем советском кинематографе (начиная с герасимовской экранизации "Тихого Дона" и особенно с конца 60-х годов) нередко совершенно не укладывались в рамки агитпропа. Конечно, и образы нацистов были не всегда однозначны, но даже в популярнейшем тогда телесериале "17 мгновений весны" и остроумный циник Мюллер, и вальяжный Шелленберг всё-таки воспринимались как враги. И в этом, надо сказать, советское кино не отличалось от западного, в котором нацисты изображались либо карикатурно, подобно советским фильмам военных и ранних послевоенных лет, либо в мрачно зловещем духе, как в известном английском фильме "Переход". Единственной известной мне попыткой изобразить "нациста с человеческим лицом" был нашумевший в своё время фильм Лилианы Кавани "Ночной портье".  Не то - белогвардейцы. Их образы были разными, но наиболее запоминающимися зрителям стали именно неоднозначные, а порой вызывавшие и симпатию (что совершенно нехарактерно для образов нацистов). И в этом смысле решительно противоречили канонам агитпропа. Если в исторических исследованиях и учебниках, не говоря о пропагандистской литературе, отступление от этих канонов было немыслимо, то в кино было совершенно иначе. Конечно, "киношные" белогвардейцы так же отличались от реальных, как Мюллер в исполнении Леонида Броневого - от подлинного шефа гестапо, а стилизованный "Поручик Голицын" - от настоящего белогвардейского фольклора (кстати, появление песенных стилизаций под белую гвардию с конца 70-х годов было ещё одним индикатором смены общественных настроений).

Понятно, что далеко не все они (и даже меньшинство) были лощёными дворянами, с иголочки одетыми и безукоризненно говорящими по-французски (с обмундированием белые армии испытывали больше затруднений, чем красные). Но восприятие их было безусловно неоднозначным, и это главное.  Любопытно, что в наибольшей степени эта тенденция заметна в пронзительной экранизации "Тихого Дона", снятой в годы хрущёвской "оттепели" Сергеем Герасимовым - родным братом бравого колчаковского полковника, командира 25-го Екатеринбургского адмирала Колчака полка горных стрелков Бориса Герасимова, ставшего впоследствии хормейстером Сталинградского театра оперетты. Хотя там есть и отрицательные белые персонажи вроде Листницкого и Митьки Коршунова, но совершенно выбивается образ беззаветно отважного есаула Калмыкова, особенно потрясающая сцена его расстрела ("Смотри, сволочь, как умеют умирать русские офицеры!.."). Да и метания Григория Мелехова вызывают у зрителя сочувствие, а советская власть предстаёт скорее в образе чуждой и жестокой, разрушившей казачий быт и жизнь. Показательно, что в фильме нет ни одного вызывающего симпатию образа красных: и тупой, прямолинейный и мстительный Мишка Кошевой, и юркий плюгавый семит Иосиф Давидович Штокман, и жестокий Бунчук, дезертировавший до этого с фронта, и малограмотный хамоватый Подтёлков, истребивший пленных чернецовских офицеров, воспринимались зрителем отрицательно (помню, когда после долгого перерыва "Тихий Дон" в 1980 г. впервые показали по телевизору, мой школьный друг, обычный советский парень - мы тогда учились в 10-м классе - простодушно сказал: "А козлы всё-таки были эти красные").

 

 И хотя в последующих известных фильмах центральные образы красных были, как правило, положительными, они чаще всего выглядели какими-то вымученно слащавыми (взять Павла Андреевича Кольцова из "Адъютанта его превосходительства" или Фрунзе в экранизации булгаковского "Бега"). В то время как образы белых в ряде случаев поражали своей художественной лепкой и актёрской игрой. Да, были среди них и безусловно отрицательные вроде капитана Осипова и садиста-подпоручика в том же "Адъютанте". Но были и глубоко неоднозначные, как Хлудов в "Беге" и блестяще сыгранный полковник-контрразведчик Щукин из "Адъютанта"(особенно в шикарной сцене: "- Господин полковник, ротмистр Волин умер после допроса. - Я сомневаюсь, подпоручик, была ли у вас мать?"). А были и вызывавшие откровенную симпатию, как обаятельнейший генерал Чарнота из "Бега", сыгранный на одном дыхании Михаилом Ульяновым, поручик из "Служили два товарища" в исполнении Высоцкого, Говоруха-Отрок в более ранней экранизации Лавренёва "Сорок первый" и центральные персонажи экранизации булгаковских "Дней Турбиных" (хотя я и не люблю эту пьесу из-за чересчур просоветского содержания и крайне "неблагодарного" для белых периода гетманщины). И уж совершенно из ряда вон выдававшийся, даже идеализированный прототип Владимира Зеноныча Май-Маевского в том же "Адъютанте" в исполнении Владислава Стржельчика. Кстати, и подчёркивание дворянской культуры белых офицеров (в реальности присущей далеко не всем) имело скорее положительное воздействие на массового зрителя, так как большинство советских обывателей (подобно мещанам старой России) воспринимали эту культуру с уважением, а иные даже старались подражать (порой карикатурно).  Без преувеличения можно сказать, что эти фильмы сыграли огромную роль в формировании глубоко неоднозначного образа белых в массовом восприятии поздних советских людей. Так же, как музыка "Битлз" и отдельные демонстрировавшиеся в СССР западные кинофильмы формировали неоднозначное, где-то даже уважительно-завистливое отношение к современному Западу. И неповоротливый, закостеневший к тому времени агитпроп был здесь бессилен...

Доктор исторических наук В.Г. Хандорин