О "левых" ценностях



Автор: К.М. Александров
Дата: 2012-02-21 21:48

За что ведут борьбу «левые»?..Как правило, участники дискуссии предполагают, что обе стороны используют понятные друг другу термины. Или заранее договариваются об их значении. Возможно, что пёстрый характер современной оппозиции, в первую очередь в Петербурге, обусловлен неспособностью или нежеланием её «полевых командиров» — а в значительной степени и журналистов — наполнять форму не только понятным, но и правильным содержанием. Поэтому давайте попробуем разобраться в словах, в которые сегодня зачастую вкладывают не присущий им смысл. По одной из версий, условное деление общественно-политических деятелей на «левых» и «правых» связывается с начальными событиями французской революции конца XVIII века. Размежевание между ними происходило в Национальном (Учредительном) собрании по вопросу об отношении к королевской власти или к возможности её ограничения. Однако и дальнейшая история революции во Франции, и всемирная история двух последующих веков наглядно показали, что «левые» и «правые» взгляды, включая многочисленные промежуточные оттенки и полутона, далеко выходят за рамки борьбы вокруг монарха и его роли в политической жизни. Оказалось, что и в многовековой истории человечества, предшествовавшей французской революции, достаточно примеров, когда «правые» и «левые» вершили события. Даже если при этом они себя ещё так и не называли. Итак, традиционной главной ценностью для «левых» стала идея достижения (или приближения) общества к материально-имущественному равенству. Возмущение личной совести против несправедливого распределения материальных благ, при котором одни были не в состоянии ограничить свою роскошь и излишества, а другие влачили жалкое существование, делало революционерами многие пылкие натуры. Аргентинский врач Эрнесто Гевара на вопрос о том, кто его сделал революционером, как-то ответил: «Голод делает людей революционерами. Либо свой, либо чужой. Но тогда его чувствуют как свой». 

Отметим здесь, что ещё в большей степени «пылкие натуры» становились революционерами потому, что не видели никаких других возможностей изменить «несправедливое» положение вещей, кроме как взяться за бомбу или револьвер. В государственном «котле» отсутствовали отверстия для выпуска пара и организации нормальной циркуляции воздуха. Политический терроризм рождается именно тогда, когда исчерпаны все другие способы протеста и человек чувствует своё полное бессилие перед равнодушной бюрократической машиной. В итоге волевая натура подчиняла свою жизнь борьбе за попранные права «низов» — против «верхов», во имя неимущих — против имущих, за хижины — против дворцов… За разрушение — всего и вся — вместо созидания или исправления. Между тем, какая была бы для всех польза, если бы Андрей Желябов отправился с научно-исследовательской экспедицией в сибирскую тайгу или южноамериканские джунгли, а Софья Перовская посвятила себя борьбе с эпидемическими заболеваниями в великорусских губерниях. Естественно, что при настойчивой концентрации на борьбе за материальное равенство возникала idée fixe. Она предполагала не только решение материальных проблем обездоленных «низов» за счет справедливого перераспределения ресурсов, в том числе и путем их изъятия у «верхов». Надлежало создать общественное устройство, исключавшее вероятность неравенства в имуществе и потреблении. Захватывало дух от глобальной перспективы спасти «весь мир» по произволу человеческого самочиния. Здесь предлагались разные рецепты. Одним «левым» казалось, что достаточно лишь единожды уничтожить имущественное неравенство, создав всем гражданам равные условия для труда и жизни. И далее всё устроится естественным образом. Другие считали, что далее — «не устроится» и нужен государственный контроль за трудовыми усилиями, потреблением и имуществом. Третьи призывали ликвидировать частную собственность в принципе и уравнять всех сограждан в бедности. В наиболее полной степени, пожалуй, эту программу «левые» выполнили в 1970-е годы в Кампучии. Важно подчеркнуть, что для организации общественного труда и контроля за ним, «левым» требовалось государственное принуждение и его практические исполнители. Поэтому в ХХ веке приход к теории и практике жестокой государственной эксплуатации закрепощённого населения во имя не только «общественного блага», но и «счастья» самих эксплуатируемых, стал естественным и закономерным для многих «левых». 

При внимательном рассмотрении оказывается, что революционный идеал напоминает ничто иное, как древнюю ересь хилиазма — учения о наступлении земного рая и Царства Божия на Земле. Церковь же говорила не только о невозможности устроения «земного рая», но и о том, что материальное переустройство общественной жизни не может устранить греховной, несовершенной природы человека, и тех язв и зол, которые эта природа порождает. Самые совершенные учреждения и бюрократия, которым «левые» поручают заботу об обществе, не могут исцелить его пороков. Но «левым» очень хочется человека «улучшить»…Вместе с тем Церковь оказывалась конкурентом «левых» в борьбе за духовный мир человека, подлежащий, по замыслу революционеров, таким же революционным преобразованиям, как и область социально-экономических отношений. Поэтому конфликт и противостояние между Церковью и «левыми» часто заканчивались ожесточёнными гонениями. В таком же притеснённом положении оказывалась и семья, последняя цитадель частного жизненного пространства, способная оказывать сопротивление государственному давлению. Инстинктивно апологеты «левой» утопии чувствовали её потенциальную опасность. Недаром такое внимание уделялось общественному воспитанию детей, а в наиболее крайних вариантах — и упразднению семьи, с обобществлением («социализацией») женщин в интересах «трудящихся». Страшный опыт ХХ века, конечно, позволил большинству «левых» сделать необходимые выводы. И сегодня утопическая идея достижения материально-имущественного равенства всё более вытесняется теорией социальной справедливости, правильного налогообложения и т. п. Естественно, что сохраняются и монстры, рассчитывающие на коммунистический реванш, но их популярность зависит от уровня бедности населения. Умеренные «левые» стремятся, используя политическое влияние, создать как можно больше «подушек безопасности», в которые погружается человеческая жизнь. Как следствие — распространение социального иждивенчества и угроза масштабных экономических кризисов, спровоцированных неподъёмными государственными расходами и всеобщим житьём «в долг», к которому привыкнуть очень легко. Вероятно, сегодня главная ценность для «левых» — это возможность перераспределения прибыли и ресурсов в целом, в соответствии с их представлениями о справедливости и полезности для большинства населения. Вполне допустимо говорить о том, что ценностью для умеренно «левых» стал и Человек, наделённый неотъемлемыми правами, но лишённый при этом свободы в Боге и освобождённый от чувства собственной греховности, которой не придаётся значения. «Левые» уверены в том, что мораль, равно как и понятия добра и зла, меняются в зависимости от обстоятельств и условий. Поэтому они искренне убеждены в зависимости личной морали трудящихся от уровня их материального достатка, равно как и в том, что едва ли не главная роль в его достижении должна принадлежать государству. А поскольку мораль, добро и зло объявлены понятиями релятивистскими, то есть относительными, их можно трактовать по-разному, в зависимости от политической целесообразности. В этой связи уместно вспомнить одного из творцов русского золотого стандарта, Сергея Юльевича Витте, которому приписывают фразу: «Чем левее — тем подлее». Актуальная фраза, кому бы она ни принадлежала на самом деле. Не стоит её забывать.

Кандидат исторических наук К.М. Александров. "Белое Дело"


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
О "левых" ценностях (2012-02-21 21:48)
Сталин, НКВД и большой террор в СССР (2012-02-21 21:41)
Россия по статистике ООН (2012-02-21 20:25)
Михаил Прохоров сообщил о начале создания своей партии (2012-02-21 18:06)