Казаков Александр Александрович. Часть вторая



Автор: Д. Митюрин
Дата: 2010-10-10 19:40

Вообще, хроника побед Казакова свидетельствует о том, что летом 1917 года российские ВВС действовали с гораздо большей результативностью, нежели другие рода войск. В наземных частях солдаты отказывались сражаться, так что командованию приходилось сводить все сколько - нибудь боеспособные силы в ударные батальоны, получившие прозвище "батальоны смерти". Эмблемой этих соединений стал череп со скрещенными костями, именовавшийся "Адамова голова" (череп Адама, лежавший, по преданию, у подножия Голгофы в момент распятия Христа и считающийся символом самопожертвования и вечной жизни). Казаков и большинство его подчинённых считали себя "ударниками" и также украшали "Адамовой головой" хвосты своих машин.

К осени 1917 года лётчики 1-й Боевой авиагруппы находились на пике своей профессиональной формы. Что же касается вооружения, то именно тогда они получили первые экземпляры новейших истребителей "Спад 7" и горели желанием опробовать их в деле.

Однако состоявший из нижних чинов обслуживающий персонал всё больше поддавался пораженческим настроениям и всё чаше конфликтовал с офицерами. Между тем, будучи сторонником войны "до победного конца", Казаков имел репутацию "реакционера". Правда, у него была и другая репутация - лучшего аса России, а также высокий личный авторитет, благодаря которому ему удавалось поддерживать во вверенной ему части хоть какое - то подобие дисциплины. Но всеобщий развал начался и в 1-й авиагруппе. Последними толчками для этого послужили изданные новым большевистским правительством приказы об отмене воинских званий и введении выборности командования.

 

24 Декабря 1917 года состоялись выборы, по результатам которых новым командиром авиагруппы стал начинающий большевик - лётчик 4-го корпусного отряда старший унтер - офицер Иван Ульянович Павлов. Правда, авторитет Казакова по - прежнему был достаточно высок, и 30 Декабря его избрали командиром 19-го авиаотряда ( того самого, которым он командовал в 1916 году ). Однако все эти события негативно отразились на здоровье Казакова. Взяв отпуск, он отбыл "для лечения" сначала в Киев, а затем в Петроград. Здесь Александр Казаков попытался сработаться с Советской властью. Весной 1918 года, вместе с другими известными авиаторами, присутствовал на встрече со Львом Троцким. По инициативе Троцкого приказом № 19 от 27 Июня 1918 года по Главному управлению Рабоче - Крестьянского Красного Воздушного флота была создана комиссия по выработке штатов, табелей и положения о службе истребителей и истребительных авиагрупп. Казакова включили в состав этой комиссии, и какое - то время опытный лётчик плодотворно работал в контакте с Коллегией УвоФлота. Однако затем в дело вмешалась ВЧК. Коллегию УвоФлота объявили "гнездом контрреволюции" и разогнали. Укрепившись во мнении, что большевики губят Россию и ему с ними не по пути, Казаков перестал ходить на работу. Вскоре ему пришла повестка с предложением сообщить о своём местонахождении. В противном случае его обещали объявить "врагом революции". Дело запахло чекистскими застенками, и Казаков решился покинуть Петроград. Летом 1918 года прославленный лётчик появился в Мурманске в компании бывшего командира 2-й боевой авиагруппы штабс - капитана С. К. Модраха. К этому времени русский Север был оккупирован войсками Антанты. Для борьбы с большевиками английское командование приступило к созданию авиакорпуса под названием Славяно - Британский легион. Всего за 3 - 4 недели из русских лётчиков - добровольцев им удалось сформировать 1-ю эскадрилью, командиром которой стал Казаков. В Русской Императорской Армии Александр Казаков дослужился до чина Полковника, но, в соответствии с существующей в английской армии практикой, союзники присвоили ему звание Капитана. 19 Августа 1918 года новое соединение прибыло на Двинский участок белогвардейского Шенкурского фронта и сразу же приняло участие в боевых действиях. Через 3 недели здесь же появилась и 2-я эскадрилья, возглавляемая штабс - капитаном Н. И. Белоусовичем. Местом базирования Славяно - Британского легиона стал аэродром в местечке Березняки.  

Поначалу превосходство белых лётчиков над противником было подавляющим. Сказывалось как количественное преимущество в самолётах, так и боевые качества самих авиаторов. Большинство "красных соколов" в прошлом также имели офицерские звания, почти все они оказались в РККА путем принудительной мобилизации. Не удивительно, что многие из них при первом удобном случае перелетали на своих машинах к противнику. Однако, по мере того как большевистское командование направляло на свой Северный фронт всё новые авиачасти, баланс сил постепенно менялся. Уже в конце Октября красные предприняли контрнаступление на железнодорожном участке Северного фронта ( вдоль железной дороги Архангельск - Вологда ). На опасный участок спешно перебросили отряд Казакова, который тут же угодил в окружение. Отправив за линию фронта уцелевшие самолёты, Александр вооружил оставшийся личный состав ручным оружием и снятыми с аэропланов пулемётами. Начался многовёрстный пеший поход через таёжные дебри. На заключительном этапе этого рейда отряд был блокирован красными в Сийском монастыре, однако здесь ему на помощь пришли английские пехотные батальоны полковника Хаггельтона, также выбиравшиеся из окружения. В конце концов в 40 верстах от Березняков наступление красных было остановлено.

 

11 ноября авиаотряд Казакова понёс свои первые потери. При групповом налёте на Котласский укреплённый район красных артиллерийским огнём с земли был сбит "Сопвич" с капитаном Коссовским и лейтенантом Абрамовичем. Вспыхнувшая машина рухнула в реку; при этом Абрамович погиб, а Коссовский попал в плен ( впоследствии за отказ подписать агитационную листовку он был расстрелян чекистами ). В конце Января 1919 года началось наступление красных в районе Шенкурска, где был оборудован запасной аэродром 1-й эскадрильи. 24 Января Казаков и его наблюдатель Норман Шрайв отправились оттуда на авиаразведку. Не успев набрать высоту, самолёт был обстрелян из красных окопов. Александр получил пулю в грудь, но сумел благополучно посадить машину. Тем не менее, вплоть до начала Марта ранение не позволило ему принимать участия в полётах.

За время отсутствия Казакова новый командир авиакорпуса - южноафриканец Ван дер Спай ухитрился рассориться со своими русскими подчинёнными. В первый же день своего командования, несмотря на сильный ветер и низкую облачность, он решительно потребовал осуществить авиаразведку. Первая же поднявшаяся в небо машина на высоте 40 метров вошла в штопор и разбилась. Начались долгие и скандальные пререкания, в результате которых Ван дер Спаю пришлось отменить свой приказ. 24 апреля, к тайной радости подчинённых, упрямый британец "избавил их от своего общества": на пилотируемой им машине заглох мотор, и Ван дер Спаю пришлось сесть в расположении красных. Летевший с ним в паре Казаков, возможно, не без удовольствия наблюдал за тем, как красноармейцы выволокли южноафриканца из кабины и под конвоем повели в свой лагерь. ( После пребывания в большевистских тюрьмах он вернулся в Южную Африку, где и умер в весьма преклонном возрасте ). В Мае в Березняки прибыли новые машины, и английское командование решило переформировать авиакорпус, образовав 3 дивизиона по 2 авиаотряда в каждом. Казаков возглавил Русский дивизион, причём отрядами в этом соединении командовали его боевые товарищи - штабс-капитан С. К. Модрах и штабс-капитан Н. И. Белоусович. Двумя английскими дивизионами командовали британцы - майоры Карр и Боуман. 5 Мая разведка обнаружила аэродром в местечке Сельце, на котором базировался 18-й авиаотряд красных во главе с бывшим поручиком и Георгиевским кавалером Слепяном. На двух других большевистских аэродромах расположился морской истребительный дивизион красных, состоявший из двух авиаотрядов. Между красными и белыми лётчиками начались бои, которые, как правило, заканчивались "без определённых результатов". Пытаясь добиться перелома, Казаков предложил сделать налёт на авиабазу красных в Пучеге. Предполагалось сначала обстрелять аэродром с бреющего полёта, а затем высадить десант, который при помощи факелов и канистр с бензином должен был поджечь машины красных. Но накануне налёта 2 машины сломались, так что белым пришлось отказаться от десанта, ограничившись бомбами и пулемётным огнём. Тем не менее, из - за нанесённого урона аэродром в Пучеге вышел из строя. К тому времени ( конец Июля 1919 года ) союзники уже приняли решение об эвакуации своих войск из Мурманска и Архангельска. Чтобы прикрыть эвакуацию, они развернули последнее наступление против красных. В этих боях Казаков на бреющем полёте расстреливал окопы противника из пулемётов, вызывая восхищение своих английских коллег. Однако в той ситуации мужество отдельных лётчиков уже ничего не решало. Союзники, по обыкновению, прежде всего пеклись о своих интересах. Русским лётчикам пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Некоторые решили пробираться к адмиралу Колчаку вместе с полярной экспедицией Вилькицкого, другие намеревались навсегда покинуть Россию. Самому Александру Казакову англичане присвоили звание Майора и предложили продолжить службу в Королевских ВВС. Казаков не торопился с ответом: успехи красных, бегство союзников, гибель боевых товарищей - все эти обстоятельства ещё более усугубляли депрессивное состояние, в котором он пребывал на протяжении последних месяцев своей жизни.

 

1 Августа 1919 года его самолёт вылетел из Березняков, чтобы проводить судно, на котором уплывали к Колчаку его друзья Модрах и Белоусович. Сделав прощальный круг над отплывающим пароходом, Казаков взял курс обратно на аэродром. Уже над полем самолёт, казалось, потерял управление, и, устремившись вниз, врезался в один из ангаров. Большинство свидетелей этого происшествия остались при убеждении, что лётчик совершил самоубийство. Официальная версия гласит, что Александр Казаков погиб в авиакатастрофе. Как бы то ни было, тайну своей гибели самый знаменитый и результативный русский ас Первой Мировой унёс с собой в могилу.

 

Похоронили Казакова в Березняках. На его могиле был установлен памятник с двумя перекрещенными пропеллерами и надписью: "Мир праху твоему, герой России".  

( Из материалов книги "Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны".Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов ( редактор ).