Что возвращать?



Автор: Бондаренко Юрий
Дата: 2010-07-04 20:35

Утраченные топонимы - это видимая доля айсберга разрушенного исторического и культурного пространства России, но разве можно забыть многое другое? Только ли названия географических объектов, чьи имена пострадали в советское время, мы должны вернуть? Представляется, что необходимо вернуть целый пласт культурных, исторических и, несомненно, нравственных традиций, запрещенных или забытых в советский период. Утраченные топонимы - это видимая доля айсберга разрушенного исторического и культурного пространства России, но разве можно забыть многое другое? Вот лишь неполный перечень:

1. Урон нанесённый памятникам материальной культуры. Намеренно были уничтожены и искорёжены тысячи церквей, погостов, памятников историческим деятелям и событиям. Причем страдали далеко не только памятники царям... За примерами далеко не пойдем: памятник Ивану Сусанину в Костроме, генералу Скобелеву в Москве; победе России в освободительной войне с Турцией 1877-78 гг. в Питере и Москве, тысячи зданий-памятников, безвозвратно утраченных нами (особенно пострадала, несомненно, Москва).

2. Уничтожение памяти об исторических событиях, например: в форме фальсификации истории. На устах такие примеры как сокрытие репрессий, перекладывание вины в трагедии в Катыни на фашистов; замалчивание истинных потерь в Великой Отечественной Войне и даже целых (не выигранных) битв в ней, как-то: Ржевской битвы, где погибло воинов больше, чем в Сталинградской;

·        в форме «переименования исторических событий». Например: если многие уже знают, что до 1920ых годов «Октябрьская революция» даже большевиками именовалась Октябрьским переворотом, то многие ли после 70-летнего господства в стране советской «исторической школы» помнят, что «Первая мировая война» - это на самом деле для России - Вторая Отечественная, как она называлась в период 1914-18, пока большевиками не был заключен Брестский мир?

·       в форме отказа по указанию из большевистского Кремля от признания преемственности с важнейшими историческим событиями и датами. Запрет на упоминание и, тем более, на их празднование, стал сниматься с постепенным развалом советского строя в конце 1980-х. К этому отнесем и Крещение Руси в 988 году, и, допустим, празднование дня рождения российской прокуратуры 12 января (по дате указа Петра Первого о ее создании в 1722 году, а не по дате соответствующего декрета советской власти).

3. Уничтожение имен исторических персон. Искорёжены либо скрыты оказались и устоявшиеся в России имена исторических персон. Называть Александра Второго Царем-Освободителем, а Александра Третьего - Миротворцем, в советский период, конечно же, не позволялось. Но ярлык «Кровавый» к Николаю Второму в советский период навешивать, наоборот, было необходимо. Особо нелепо последнее звучит из уст большевиков, чьей политикой было физическое уничтожение целых классов. 

4. Переименование художественных произведений. Наиболее известный почти курьезный случай - переименование оперы «Жизнь за царя» в «Иван Сусанин».

5. Уничтожение исторических ландшафтов, исторических интерьеров, обликовгородов и весей, в том числе через установку изваяний новых «героев истории». Так до сегодняшнего дня на железнодорожных (т.е. принадлежащих только одному ведомству) объектах России находиться памятников Ульянову (Ленину) – 49 штук, 3 памятника Кирову, 2 - Калинину, 1- Марксу и 1 - памятник Джугашвили (Сталину) совместно с Ульяновым (Лениным). Вписываются ли они в исторический ландшафт современной России? Туда ли Россия намерена идти, куда указывали эти люди? Но, пожалуй, наиболее важное для России Возвращение, к которому надо стремиться, - это возвращение в страну тех нравственных норм, которые были отвергнуты в советский период.  В 1920 году в выступлении о задачах союзов молодежи Ульянов (Ленин) прямо указал, что нравственности как понятия нет. Можно лишь вести речь, по мнению вождя, о «коммунистической нравственности», в основе которой «лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (ПСС. Т.41, с. 298-318), то есть нравственно то, что правильным в этот момент считает руководящая сила советского общества - партия большевиков. (Подробнее о нравственном анализе ленинизма см. книгу участника движения «Возвращение» В.М. Лаврова «В.И.Ленин. Имя России. Исторический выбор 2008. АСТ, 2008). К сожалению, преемники Ульянова следовали данному его завету. Нет ли связи между этим правилом (об отсутствии всяких правил) и уничтожением в результате в умах и сердцах людей истории их государства (см. выше), внешнего облика страны (также см. выше), веры людей, но главное, уничтожением самих жителей этого государства . Последняя тема (возрождение нравственных основ российского общества) еще ждет своих диссертаций, но уже сегодня можно в обоснование проблемы поделиться некоторыми наблюдениями, связанными с тем, что борьба с «классической» нравственностью в советский период привела ко многим сегодняшним проблемам российского общества:

a)Например, не из-за того ли, что нравственности, религии была объявлена беспощадная (и частично удачная) война, сегодня у нас не все благополучно с некоторыми участниками рыночной экономики? С теми, кто считает, что ради денег можно делать всё; что «всё продается - все покупаются»? Ведь помимо того, что в советский период был сделан 70-летний перерыв в нормальной (рыночной) экономике, то есть был утрачен опыт взаимоотношений участников рынка, не были сформированы нужные (в т.ч. неписанные) правила поведения в тех или иных ситуациях (начиная от отношений между акционерами, заканчивая поведением в магазине, где нет дефицита), помимо этого был произведен отказ от общих нравственных правил (заповедей), которые могли бы стать в возрожденной рыночной экономике ориентиром для всех участников. Правила известны и просты: не делай другому того, чего не желал бы себе, не обманывай, не воруй и прочее, отвергнутое Ульяновым и соратниками, как изложено выше.

b)Многие обвиняют современную Россию в росте преступности, забывая опять же об истории борьбы с нравственностью. Если рост преступности и есть, то его основы не в том ли периоде нашей истории, когда объявлялось, что «можно ВСЁ, если надо»? В советский период, что «надо», определяло руководство государства. Последнее в силу тотального контроля над обществом, над гражданами фактически имело монополию на насилие, на несправедливость, равно как и право объявлять соответствующие действия не преступлениями, но подвигами, «заботой о народе» и пр. Когда же произошло раскрепощение страны и каждый гражданин получил на порядок больше прав и фактических возможностей (как в личной, так и в экономической сфере), то привычки-то людей в нравственной сфере не изменились в одночасье. Осталось старое, советское: нравственно то, что целесообразно; грабь награбленное; бери, сколько можешь и т.п. Этим люди и пользуются порой, к сожалению, не имея внутренних, нравственных и самых лучших (!) ограничителей, не имея царя в голове.

c)Печально, что основой борьбы с терроризмом объявляются силовые методы борьбы. Не забываем ли мы о том, что корень этого зла – в головах и в сердцах? В той же проблеме устранения советской властью веры людей в Бога, опоры людей на нравственные нормы? Разве Минобороны, МВД и ФСБ должны быть главными ведомствами по борьбе с терроризмом? Представляется, что реальный результат (хоть и не в краткосрочной перспективе) в этой борьбе будет не столько в работе данных структур (они борются лишь с симптомами болезни), сколько в работе Минобразования и Минкультуры. Только дав людям нравственную опору, можно в корне подрубить любые ростки террористических идей. Введение в школах как факультатива Основ православной культуры – правильный (хоть запоздалый и не достаточный) шаг в верном направлении. Последним указанным вопросом активно занимается, например, участник движения «Возвращение» отец Андрей Кураев.

d)Модное слово «коррупция» - на самом деле имеет более понятное русскому слуху содержание - продажность. Его корни – в том же отсутствии нравственных опор у значительной части нашего многонационального и многострадального народа. Борьба с этим злом через установление гипер-контроля над госслужащими и через увеличение наказания за взяточничество и смежные преступления - вряд ли самое перспективное направление! Пытливый ум соотечественника всегда найдет способ, КАК обойти запрет или законодательное ограничение. Надо же - воспитывать людей, считающих неправильной, безнравственной, недопустимой продажность в любых ее формах. В этом также требуется возвращение России к ее истокам.

e)Не всегда процветают образцы высокой нравственности и в ряде профессиональных сообществ современной России. В замечательной книге «Правила адвокатской профессии в России» (Москва, Статут, 2003) составители А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов воспроизвели правила дореволюционного адвокатского цеха (по состоянию на 1913 год). Высота нравственных требований к этой профессии до революции могла бы стать прекрасным ориентиром для современных адвокатов. Не понаслышке знаю, что, к сожалению, у значительной части последних действует главная заповедь: «Клиент всегда прав». В этой ситуации, если клиент просит, то адвокат может назвать белое черным и наоборот, (особенно, если клиент не имеет задолженности перед адвокатом). До революции же, как следует из указанного сборника,  действовал категорический запрет на отстаивание позиции клиента без уверенности в истинности его позиции. Адвокат позиционировался как защитник клиента только через правду и  справедливость. Аналогичные проблемы и во многих других профсообществах: нотариусы, оценщики и пр. В заключении можно сказать: надо возвращать целый фронт ценностей нашей истории и культуры, от которых прямо либо подспудно произошел отказ за 70 лет власти большевиков. Основой этого широкого возвращения должно быть понимание необходимости нравственного возрождения России. Возвращение исторических названий может быть хорошим почином и началом в этом процессе.

Фонд "Возвращение". Адрес фонда на: http://vozvr.ru/


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
Что возвращать? (2010-07-04 20:35)
Рязань очищается от чекистов! (2010-07-04 20:30)
Что больше всего волнует Великую Княгиню (2010-07-03 20:37)
Царские Дни в Одинцове (2010-07-03 20:31)