Киот в память чинов Дроздовской дивизии и добровольцев центра Штейфона в Харькове.


О первом памятном знаке героям Белого движения на территории УПЦ МП
Автор: Glavkom_NN
Дата: 2010-07-02 01:04

Теперь уже нельзя сказать, что на Украине нет памятных знаков героям Белого движения.

27 июня 2010 года ситуация изменилась. В этот день в Харькове, в Храме Священномученника Александра, архиепископа харьковского, был освящен и торжественно открыт киот чинам Дроздовской дивизии, участникам харьковского подпольного центра полковника Б.А.Штейфона и всем Православным воинам, живот за Веру и Отечество в 1918-1919 гг. положивших..

Идея установить в Харькове киот деятелям Белого движения родилась в Санкт-Петербурге летом 2009 года, во время общего собрания межрегионального движения «Белое дело». На протяжении года собирались средства, собирались по всей России, собирались и в Харькове. Часть средств помогло собрать общество памяти чинов Дроздовской дивизии.

Храм Священномученика Александра был построен недавно, в начале 2000-х годов. Нижний храм был освящен 14 ноября 2004 года. Как и любой новый храм, он испытывал недостаток церковной утвари. Именно поэтому представители харьковского регионального отделения «Белого дела», когда обратились в Харьковское епархиальное управление, получили разрешение епархии и благословение Митрополита Харьковского и Богодуховского Владыки Никодима на установку киота именно в этом Храме. Сначала была идея установить киот с иконой Священномученика Георгия, как покровителя всех воинов, но затем было решено прислушаться к совету историка А.Левченко о том, что если киот ставится в память Дроздовских частей, то уместнее изобразить на иконе небесного покровителя М.Дроздовского и всех дроздовских частей - Архистратига Божия Михаила. На таком решении и остановились. Икону киота написала тоже иконописец из чугуевщины - Екатерина Павлова.

Город Харьков, крупнейший город Юга России в период Гражданской войны 1917-1921 гг., имеющий такую богатую историю Белого движения, не может дальше оставаться вне этого наследия.

Сегодня неоправданно забыто имя Бориса Александровича Штейфона.  Между тем, этот человек сделал очень много для Харькова в смутные годы Гражданской войны. «Один Бог знает, скольких харьковских офицеров спас Штейфон в 1918 году, − пишет харьковский историк А. Левченко. Причем не только от чекистской пули, но и от голода, нищеты и унижений. Центр полковника Штейфона помогал им деньгами, устраивал на работу, помогал эвакуировать семьи… Замаскировав созданную организацию под Союз Георгиевских кавалеров, Штейфон добился для ее членов разрешения носить оружие. Расставлял на важные должности в подконтрольной немцам гетманской армии своих агентов. Добывал с их помощью оружие, технику и другое военное имущество, чтобы передать его изнемогающим в боях добровольцам… Осенью 1918 года, когда власть гетмана рухнула и Украина вновь погрузилась в пучину кровавой анархии, Борис Александрович с последней партией офицеров выехал в Добровольческую армию, чтобы вернуться в ее победоносном строю в Харьков в июне 1919 года…»

25 (12 по старому стилю) июня 1919 года дроздовские части заняли Харьков. В Харькове офицерский генерала Дроздовского полк развернулся в целых три полка, которые вошли в дивизию, также названную Дроздовской. Более десятка тысяч добровольцев пополнили ряды армии в Харькове. В целом, как пишет А.Деникин, в первые дни после взятия Харькова, к 6 июля Добровольческая армия возросла практически втрое, с 9 до 27 тысяч, и это несмотря на потери в боях и от эпидемий.

Штейфон в своих воспоминаниях написал следующее: «Я прошел по России не менее 2 тысяч верст, видел много занятых городов, но нигде белых не встречали так трогательно, как в Харькове. Звуки музыки привлекали внимание жителей, и со всех сторон бежали навстречу нам толпы людей. Изо всех окон неслись приветствия. Отовсюду сыпались на войска цветы. Когда в конце длинной Екатеринославской улицы я обернулся назад, то увидел сплошной колыхающийся цветник. У каждого на штыке, на фуражке, под погонами, в руках были цветы. В те минуты так остро чувствовалось, что мы действительно явились спасителями и освободителями для всех этих плачущих и смеющихся людей...»

А сколько ещё безымянных героев полегло в 1918-1919 гг. на харьковской земле в кровопролитных боях с разрушительными силами, за право сохранить свою культуру, свой дом, свой очаг, Веру и православные традиции, свое право на жизнь. Сейчас практически не найти их могил, не вспомнить имён. Долгие годы социалистического эксперимента безжалостно испепелили народную память о тех, кто не побоялся стать в полный рост в эти смутные времена, кто не сомневался в своей правоте, кто не боялся погибнуть за свои убеждения, за свой край, за свой город, не допустив в нём владычества бездумных экспериментаторов, разрушителей русской культуры.

В память о них и их незабвенном подвиге был установлен данный киот. Случайностей не бывает. Его установка и освящение практически совпали с датой 91-летия освобождения Харькова войсками Добровольческой армии.

На торжественном освящении киота присутствовало около 50 человек. Гостями открытия были депутаты харьковского областного совета В. Проскурин и И. Массалов, известный историк А. Левченко, предводитель харьковского дворянского собрания Ю. Палкин, слобожанское и чугуевское казачество, ряд харьковских общественных и военно-исторических организаций, любители военной истории, другие прихожане. На открытие киота приехали и главные «виновники» торжества − представители «Белого дела» из Санкт-Петербурга.

 

Торжественный молебен по случаю открытия киота и панихиду по жертвам Гражданской войны в Харькове отслужил секретарь харьковской епархии протоиерей о. Михаил (Кит) Во время молебна о. Михаилу позвонил Владыка Никодим, и передал свое благословение всем собравшимся. Во время панихиды одному из прихожан стало плохо. Тяжело…

Очень многое еще предстоит вспомнить и узнать заново. «Белое дело» надеется, что открытие подобных мест памяти о героях Гражданской войны станет первым шагом на пути восстановления забытых страниц нашей славной истории. Ведь часто получается так, что нам просто не хватает информации, никто не напомнит, не расскажет. Харьковчанам теперь есть куда прийти помолиться за души всех погибших в братоубийственной Гражданской войне. Есть над чем задуматься, что переосмыслить.

Но одно можно сказать точно. На Украине теперь есть памятный знак героям Белого движения.