Сикорский Игорь Иванович



Автор:
Дата: 2010-06-29 20:20

Сикорский Игорь Иванович (25 мая 1889, Киев — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский учёный-авиаконструктор. Конструктор первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», первого в мире трансатлантического гидроплана, первого серийного вертолёта (США, 1940 год). Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве в семье известного психотерапевта, профессора Киевского университета — Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919). С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт. Проучившись некоторое время в гимназии в Киеве, Игорь Сикорский по примеру старшего брата поступает в Морской кадетский корпус в Петербурге, но после окончания общеобразовательных классов Сикорский решает поступить в высшее техническое заведение и стать инженером. «Но шёл 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано» (В.Р.Михеев). В 1907 году Игорь Сикорский возвращается в Россию, поступает в Киевский политехнический институт, но увлекшись идеей создания самолётов, получает диплом инженера только в 1914 году, но уже за создание многомоторных тяжёлых самолётов. Интересно то, что свой путь авиационного конструктора и строителя Сикорский начал с создания модели вертолёта, а в 1909 году строит сначала первую модель вертолёта, затем второй аппарат, который поднимал собственный вес, затем разрабатывает аэросани.Но главной задачей в этот период времени для него становится создание самолётов, чем он и занимается в собственной мастерской на киевском аэродроме. При этом, если он впервые поднялся в воздух на самолёте собственной конструкции в 1910 году, то в 1911 году Сикорский на пятом по счёту своём самолёте С-5 сдаёт экзамен на звание пилота и устанавливает четыре всероссийских рекорда, участвует в манёврах русской армии, показав преимущество своего самолёта над иностранными, и в газетах получает характеристику -«русский Фарман» (В.Р.Михеев). Может создаться впечатление, что И.Сикорский начал свои крупные авиационные дела на «пустом месте», но это совершенно не так: в 1892 году вышла работа Н.Е.Жуковского «О парении птиц», в 1897 году - его же статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов». В 1910 году Н.Е.Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище, где занимался исследованием воздушных винтов. В этой лаборатории и начинали работу студенты Жуковского - будущие известные конструкторы и учёные - И.Сикорский, А.Туполев, С.Чаплыгин. В этот же период Сикорский по заказам друзей строит несколько лёгких самолётов, собирает свой шестой самолёт С-б, на котором ставит мировой рекорд скорости в полёте с двумя пассажирами. Фактически, в этом полёте были побиты три рекорда: рекорд скорости при полёте с двумя пассажирами, рекорды бипланов вообще и русских самолётов в частности. И.И.Сикорский получает медаль Русского технического общества «за полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей прекрасные результаты», и за создание аппарата С-6А награждается Большой золотой медалью Московской воздухоплавательной выставки в 1912 году. Выступая на открытии выставки, профессор Н.Е.Жуковский сказал: «Особенно отрадно отметить то обстоятельство, что среди экспонатов выставки немалое количество аппаратов, построенных русскими конструкторами по проектам русских изобретателей, а также работы русских студентов воздухоплавательных кружков». На этой выставке была представлена всего 21 машина, из них 15 — отечественной конструкции и постройки. На самолёте С-6А Сикорский установил очередной рекорд — полёт с четырьмя пассажирами со скоростью 106 километров в час. В результате всех этих событий «недоучившийся студент получил сразу два весьма лестных предложения из Петербурга: во-первых, его приглашали на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации; во-вторых, - на должность конструктора только что образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный завод» (РБВЗ). Он принял оба и переехал с группой ближайших сотрудников из Киева в столицу империи» (В.Р.Михеев). Отметим, что практика выпуска военной техники на гражданских предприятиях была успешно применена в советское время созданием танков на вагонном заводе и строительством баллистических ракет на тракторном. В 1912 году Сикорский оставляет военно-морское ведомство и сосредотачивается на работе по созданию самолётов, став на Русско-Балтийском заводе главным конструктором и управляющим, и под его руководством появляется серия машин, что приносит России славу одной из ведущих авиационных держав. Гидросамолёт Сикорского С-5 А в 1914 году был принят Морским ведомством в качестве самолёта-разведчика и получил своё дальнейшее развитие в виде машины С-10, отличающейся от прототипа рядом конструктивных особенностей и более мощным двигателем. В 1912 году прошёл конкурс военных самолётов. По условиям конкурса самолёты должны были показать устойчивость в полёте, хорошо управляться, иметь скорость у земли не менее 114 км/ч и поднимать не меньше 450 кг. Здесь наши машины доказали своё преимущество перед иностранными, а самолёт Сикорского С-6А занял первое место. Машина Сикорского С-10 победила на конкурсе и в следующем году. Три самолёта Сикорского победили на международных конкурсах военной техники, но на заводе было налажено производство и некоторых типов иностранных самолётов, видимо, «низкопоклонство перед Западом» родилось в России ещё в дореволюционное время. Но главным достижением Сикорского в этот период времени было создание многомоторных тяжёлых самолётов «Русский Витязь» и «Илья Муромец». В 1912—1914 гг. создал самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1914 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолетов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г. Модификацией самолёта «Русский Витязь» стала машина «Илья Муромец», в строительстве которой принимал участие известный впоследствии конструктор Н.Н.Поликарпов. И.И.Сикорский постоянно улучшал конструкцию самолёта, и «Илья Муромец» типа «Е» имел четыре двигателя, скорость полёта 135 км/час, потолок - четыре тысячи метров, экипаж из 8 человек, поднимал 800 килограммов бомб, имел мощное оборонительное вооружение - семь, затем восемь пулемётов (см. А.С.Яковлев «Советские самолёты», М., «Наука», 1982, а также книгу «Самолёты страны Советов», Киев, 1973). Летом 1914 года И.И.Сикорский совершает большой перелёт с пассажирами на борту по маршруту Петроград-Киев. В ресторане Купеческого сада в Киеве в честь экипажа самолёта был устроен банкет. «Успехи Сикорского в области авиации были настолько значительными, что совет Киевского общества воздухоплавания наградил Сикорского Золотой медалью и обратился к учёному совету Петербургского политехнического института с ходатайством о присуждении ему звания инженера-механика без защиты дипломного проекта. Это ходатайство было удовлетворено» («Самые знаменитые изобретатели России», «Вече», М., 2002).



Появившись на свет, самолёт «Илья Муромец» побил все мировые рекорды грузоподъёмности и дальности полёта. Рекорд, установленный 12 февраля 1914 года, когда в воздух были подняты 16 пассажиров и собака, оставался непревзойдённым пять лет. В августе 1914 года самолёт был принят на вооружение русской армии. Ему сразу же нашлось боевое применение, так как началась 1-я мировая война. Этот самолёт-гигант Сикорского стал признанным родоначальником тяжёлых многомоторных бомбардировщиков, на 4-5 лет опередив зарубежные самолёты такого же класса. «Илья Муромец» имел размах крыла - 32 метра, длина фюзеляжа составляла 22 метра. Этот самолёт был настолько устойчив в полёте, что в пилоты могли ходить по крыльям и фюзеляжу. В течение Первой мировой войны русская авиация получила несколько десятков машин «Илья Муромец», всего было построено 85 самолётов. Отметим, что, если до войны авиационная промышленность России выпускала в месяц примерно 40 самолётов различных типов, то во время войны только один московский завод строил 75-100 самолётов в месяц. В Первую мировую войну самолёты «Илья Муромец» использовались не только как тяжёлые бомбардировщики, но и как гидросамолёты (на поплавках), и как самолёты-разведчики. «Из них была сформирована «Эскадра воздушных кораблей» — первое соединение стратегической авиации. Сикорский сам участвовал в организации эскадры, готовил экипажи и отрабатывал тактику их боевого применения. Он проводил много времени на фронте, наблюдая свои сами 1сты в действии, и вносил необходимые изменения в их конструкции» (В.Р.Михеев). Бомбардировщики «Илья Муромец» во время войны в полной мере доказали свою эффективность, так И апреля 1915 года один бомбардировщик совершил налёт на железнодорожную станцию Нейденбург, сбросив 12 бомб общим весом 200 кг. Выполняя задание, самолёт летел на высоте более 3000 метров и держался в воздухе почти 5 часов. Только в июле 1916 года самолёты «Илья Муромец» совершили 31 боевой вылет и сбросили 2100 кг бомб; в августе месяце было совершено 46 вылетов и сброшено 4400 кг бомб, при этом наряду с дневными производились и ночные вылеты. Интересный факт: за всю войну противнику удалось сбить всего одну машину этого класса. Во время войны самолёт был дооборудован — в конце фюзеляжа было устроено пулемётное гнездо, что позволило с большой эффективностью отражать атаки вражеских истребителей. Но Сикорский не ограничился созданием этого уникального самолёта, им за годы войны были сконструированы и построены лёгкие истребители, самолёты-разведчики, двухмоторный истребитель-бомбардировщик, всего два с половиной десятка моделей самолётов. Правительство ценило человека, умножавшего мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени, равного по значению ордену Св. Георгия, но в гражданской сфере, что давало ему дворянство. К 28 годам он уже был национальным героем. Но всё это не вскружило ему голову. Он был полон творческих планов и далёк от мирской суеты. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения - С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками "Илья Муромец" и охраны их аэродромов от самолетов противника. Последующие конструкции Сикорского - истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах. После революции Русско-Балтийский завод практически перестал работать, сложилась трудная ситуация, тем более, что Сикорский был известен своей преданностью престолу. Отношение же евреев-большевиков к авиации было изложено в выступлении члена Высшего Совета Народного Хозяйства Ларина: «...производство и ремонт аэропланов и аэростатов прекратить с переводом аэропланостроительных заводов на деревообделочную промышленность». Это было в феврале 1918 года и почти такое же положение сложилось в России девяностых годов двадцатого столетия, когда к власти в ней пришли внуки недобитых троцкистов, превративших страну в сырьевой придаток «цивилизованных стран». В этих условиях И.И.Сикорский принял приглашение французского правительства о продолжении работы на территории Франции. Оставив молодую жену и только что родившуюся дочь Татьяну на попечение родных, Сикорский из Муманска отбывает за границу. Но Первая мировая война закончилась раньше, чем Сикорский успел достроить зарубежный вариант «Ильи Муромца». В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность вице-президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Из СССР приехали две сестры и дочка Сикорского, жена эмигрировать отказалась, и Сикорский вступает во второй брак с Елизаветой Алексеевной Семёновой. Так, известно, что выдающийся российский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 00 (около 80000$ в пересчёте на 2010 год). До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение. Первый американский экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года. В 1939 году Сикорский построил и испытал вертолёт, по схеме которого построено подавляющее большинство аппаратов в мире, а после 1942 года этот вертолёт начали выпускать серийно вплоть до 1955 года. Затем Сикорский начал проектировать и производить тяжёлые аппараты, среди которых были вертолёты грузоподъёмностью в 3,5 тонн и 14,5 тонн. Сикорский был дважды женат. Первый брак был непродолжителен, а его дочь Татьяна (фон Йорк по мужу) стала профессором Бриджпортского университета, автором целого ряда книг. Во втором браке (1924 год) с Елизаветой Алексеевной Семёновой его четверо сыновей стали: Сергей — вице-президентом компании отца; Николай - известным скрипачом; Игорь - адвокатом и политическим деятелем, сенатором штата Коннектикут; Георгий - математиком, специалистом по компьютерам. Сикорский много времени уделял общественной деятельности: способствовал утверждению русской православной церкви в США, оказывал ей финансовую поддержку, выпустил ряд книг философско-богословской направленности. Эмигранты открыли свой клуб, школу, построили православный храм, создали русскую оперу. Сикорский первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58 (он по праву считается лучшим вертолётом первого поколения). В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием. Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне, штат Коннектикут.  3а свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почётных наград, призов и дипломов. Среди них российский орден Св.Владимира 4-й степени,., а также медали Давида Гугенхема, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда - Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году он был награждён Почётной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, этой медали был удостоен только Орвил Райт. Сикорский был почётным доктором многих университетов.   


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Масловский Евгений Васильевич
Следующее: Зуев Николай Алексеевич
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович